Файл: Организационные структуры управления будущего. Методы построения организационных структур управления в перспективе..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Если рассмотреть пирамиду власти в системе организации как вертикальную схему расположения должностей, то её субъекты, то есть персонал, занимающий эти должности, официальные представители организации представляю собой некоторую подсистему управления, представляющую собой управленческий аппарат.
Огромный вклад в исследование этого явления внёс Макс Вебер. Согласно его концепции власти следует различать следующие основные постулаты бюрократического аппарата: индивид, входящий в любой орган управляющей системы в современной организации, действует в рамках общих безличных обязательств, таким образом, они функционируют только в качестве не персонифицированных носителей должностей в системе.
Бюрократия обуславливает наличие ярко выраженной жёсткой иерархии должностей и позиций в любой упорядоченной системе. Необходимым условием выступает доминирование высшего уровня пирамиды власти над подчиненным, нижним уровнем.
Как видно из приведенных условий вся структура управления должна делится на определенные уровни власти:
- стратегический уровень власти является высшим уровнем бюрократии, численный уровень участников которой как правило не превышает пяти человек.
- на среднем уровне власти в системе принимаются управленческие решения по оперативным задачам.
- последний (исполнительный) уровень власти в системе является базисом всей пирамиды и соответственно самый многочисленный по количеству сотрудников.
Макс Вебер так же выделял следующие отличительные признаки власти в бюрократической пирамиде:
- в данной системе власти граничным условие функционирования является наличие четко выделенной централизации властных полномочий. Вся властная инициатива направлена исключительно по вертикали сверху вниз.
- ограниченная распределенность уровней властной компетенции подразумевает реализацию высокой специализации функций различных элементов системы.
- преобладание наемного персонала в системе распределения власти на среднем и низшем уровне, верхний – владельцы процесса.
- проработанные механизмы развития карьеры и ротации элементов бюрократической системы как в горизонтальной так и вертикальной составляющей.
- развитые властные подсистемы контроля и дисциплины выполнения распоряжений в рамках системы.
- взаимосвязь уровня власти в системе и уровня финансового обеспечения прямопропорционален.
- субъекты бюрократического управления работают только в одной организации [14, с.86].
Реализация пирамиды власти на практики нуждается в структуризации как впрочем, и любой другой целенаправленный процесс в системах.
В крупных разветвленных компаниях топ менеджеры осуществляют формализованные процессы и стремятся упорядочить прежде всего производственные процедуры и влияющие на них процессы. Причинами такого поведения являются:
- упорядочение деятельности исполнителей, их руководителей и топ-менеджеров; в данном случае регулирующим принципом является менеджмент, деятельность которого направлена на оптимизацию кадрового состава, временных потерь и на координацию;
- экономические аспекты, учет затрат и расходов;
- выявление субъективного влияния на качество и количество продукции; здесь регулирующим принципом является СМК (система менеджмента качества) на том или ином уровне реализации;
- аспекты развития, причем как прямого расширения фирмы и бизнеса, так и «клонирования» организационных структур;
- исследовательские аспекты; выявление проблематики в том или ином процессе либо во взаимодействии процессов
На данном уровне управления неизбежно появляются бюрократические формализованные процессы, которые касаются всех форм взаимоотношений между субъектами компании (например, система приказов, мероприятия производственной тематики и т. п.). Стоит заметить, что теоретически процессу формализации подвержены все сферы человеческого взаимодействия в компании.
Для современных малых компаний справедлив обратный процесс в развития: гораздо меньшим числом уровней управления, ориентацией на клиента и преобладанием командной работы, с преобладание эдхократических элементов.
На рис. 3 представлены базовые параметры процесса перехода к перспективным формам организации
Рисунок 3 Процесс эволюция форм организации [18, с.29]
Один вектор власти и подчинения – подчинение непосредственному руководителю базового отдела в структуре организации, которое выдает необходимые ресурсы;
Второй вектор власти и подчинения – подчинение руководителю временного образования внутри организации – команды, которая наделёна достаточными полномочиями для выполнения необходимых работ по определенному проекту, заданию или решению стратегической проблемы и т.п.. При этом данная форма организации предполагает деление на две группы подчиненных: постоянные члены команды; приглашенные эксперты. Последних и выделяют руководителями базового уровня данной формы организации. На рисунке 4 приведен один из вариантов данной перспективной формы организации.
Рисунок 4 Вариант матричной структуры со специально созданным центром управления проектами
Перейдем к характеристике проектной структуры и проектного управления. Современное понятие проекта в малом и среднем бизнесе вобрало в себя различные виды деятельности, которые можно охарактеризовать некоторым рядом общих признаков, а именно:
- нацеленность на достижение определенных целей, конкретных результатов;
- скоординированное исполнение большого числа, связанных действий;
- ограниченность во времени, с четко определенным временем начала и конца.
Имеется целый ряд трактовок понятия "проект", причем каждое из них имеет право существовать, в зависимости от поставленной перед специалистом задачи. Вот примеры некоторых определений.
В общем виде проект - это "что-то, что планируется или задумывается к примеру, предприятие" (толковый словарь Webster).
Проект рассматривается в системном подходе как процесс перехода от исходного состояния в конечное - результат при участии некоторого ряда механизмов и ограничений (рис.4).
Рисунок 4 Проект как процесс перехода системы от исходного состояния в конечное
Кодекс знаний об управлении проектами предлагает следующее определение. Проект – есть некая задача с конкретными исходными данными и поставленными задачами, которые и обусловливают способ их решения. Проект содержит проблему(замысел), и решение (средства реализации) и результат (5рис. 2).
Рисунок 5 Стержневые элементы проекта
Инвестиционный проект принято понимать как инвестиционную стратегию, предусматривающую вклад некоторого количества ресурсов, материальных, финансовых, человеческих, интеллектуальных, с целью получения планируемого результата и достижения конкретных целей в определенные и сроки. Финансовым результатом инвестиционного проекта, как правило выступает доход, результатом материально-вещественным - обновленные либо реконструированные основные фонды либо приобретение и применение финансовых инструментов либо нематериальных активов для дальнейшего извлечения прибыли.
В случае, если результатами осуществления проекта выступают сооружения, здания, определение конкретизируется таким образом:
Проект – есть направленное, проработанное и запланированное создание либо модернизация технологических процессов, объектов, документации для них, трудовых, финансовых, материальных, и прочих ресурсов, управленческих решений, а также мероприятий по их исполнению. Таким образом, в современном понимании проекты это то, что изменяет мир: строительство, программа исследовательских работ, реконструкция, реорганизация, разработка новых технологий, развитие региона, - всё это проекты.
При создании современного предприятия малого бизнеса одним из ключевых документов на первоначальном этапе является бизнес- план, где консолидируются и консолидируются задачи планирования будущего бизнеса.
Ограниченность человеческих ресурсов является главной отличительной чертой бизнес-планирования в небольшой фирме. Руководитель должен удерживать их в определенных границах.
Взаимоотношения с поставщиками создают вторую отличительную черту бизнес-планирования в небольшой фирме. Чтобы продолжить выгодное сотрудничество с крупными и солидными организациями, поставщики стремятся в срок выполнить свои обязательства по договору, тогда как с мелкими фирмами отношения другие. Поставщик может доставить товар позже указанного времени, или вообще не выполнить свои договорные обязательства
Методы бизнес-планирования упорядочивают и систематизируют процедуру принятия решений, а также охватывают практически весь спектр менеджмента. Технология бизнес-планирования занимается поиском наилучшего управленческого решения, исходя из потенциала внешней и возможностей внутренней среды организации. Малым предприятиям особенно необходимо бизнес-планирование, так как они работают в условиях высокой неопределенности и практически не могут себе позволить допуск на ошибку.
Для небольших по масштабу, локальных или краткосрочных бизнес-проектов, не требующих огромных затрат и недолгих по срокам реализации, бизнес-план - это первый шаг делового планирования. В нем соединяются все этапы и работы, которые реализуются в прединвестиционной фазе делового планирования.
Чтобы заинтересованному лицу получить точное представление о деталях дела и степени своего вероятного участия, ему надо предоставить Бизнес-план в стандартизированной форме.
Специфика и область деятельности предприятия определяет объём и уровень конкретизации пунктов плана. Четкая структура, простота и ясность должна присутствовать в написании Бизнес-плана. Отдельное внимание нужно уделить резюме. Хоть данный раздел и помещается обычно в самом начале бизнес-плана, но написан должен быть только в конце завершения работы.
В условиях рынка и жесткой конкуренции, предпринимателям и менеджерам малых предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства. Отказ от применения бизнес-планирования, при управлении предприятием, сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами ухудшения деятельности малого предприятия. [22, с.256]
Для удачной работы бизнес-планирования на малом предприятии нужно присутствие четырех необходимых компонентов, которые плотно связаны между собой и формируют информационную структуру процесса бизнес-планирования малого предприятия.
Малое предприятие, во-первых, должно иметь соответствующую методологическую и методическую базу разработок, анализа и контроля выполнения бизнес-плана, а сотрудники организации должны быть очень квалифицированные, чтобы суметь использовать эту методологию в деле.
Таким образом, основные принципы, по которым существуют практически все организационные структуры предприятий и организаций, были сформированы А. Файолем. К основным из них относятся: принцип единоначалия, делегирования полномочий, единство подчинения, гибкость, контроль и другие.
Выводы по первой главе
Необходимым условием успешной деятельности предприятия является рациональное построение его производственной и организационной структуры.
Различают несколько типов организационных структур, в том числе:
- линейно-функциональные;
- дивизиональные;
- проектные.
В рамках линейной структуры каждое подразделения предприятия имеет руководителя с широким спектром полномочий и сосредоточением в своих руках всех функции управления по принципу единоначалия. Указания и инструкции непосредственного (линейного) руководителя передаются им вниз по властной вертикали как обязательные для выполнения. Сам руководитель, в свою очередь, подчинен вышестоящему органу управления, что и позволяет создать административную иерархию данной оргструктуры (например, бригадир – начальник производственного цеха – главный инженер – директор предприятия). Согласно принципу единоначалия подчиненные обязаны исполнять приказы одного руководителя, а топ-менеджеры чаще всего не передают распоряжения исполнителям в обход их непосредственного начальства. При возникновении функциональных связей между подразделениями помогать линейному руководителю в работе с информацией, в анализе хозяйственной деятельности или подготовке и реализации управленческих решений могут самые разные специалисты, но сами они не вправе отдавать распоряжения управляемому объекту.
Структурная организация фирмы по дивизионам производится, как правило, на основании одного из трех нижеперечисленных критериев:
- по типу выпускаемых товаров и услуг (продуктовая специализация);
- по сегментам потребительской аудитории (потребительская специализация);
- по обслуживаемым территориям (территориальная или региональная специализация).