Файл: Организационные структуры управления будущего. Методы построения организационных структур управления в перспективе..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
В то же время при внедрении дивизионального подхода структура управления предприятием и его подразделениями в основе своей сохраняет черты линейно-функциональной с одновременным укреплением ее иерархичности. Развитие управленческой вертикали способствует существенному снижению нагрузки на верхний эшелон власти. Благодаря этому топ-менеджмент компании может сосредоточиться исключительно на организации стратегического менеджмента в целом, а подразделения, получившие широкие полномочия в самостоятельном решении оперативно-хозяйственных задач, начинают функционировать как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности своей деятельности.
Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур – проектные и матричные.
При формировании проектной организационной структуры деятельность хозяйствующего субъекта рассматривается как совокупность проектов, для реализации которых необходимо эффективно использовать трудовые, финансовые, технико-технологические, инвестиционные, инновационные, креативные и другие ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта
2 Технология выбора, построения и рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Прод-Лидер» г.Челябинск
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия. Характеристика и выбор организационной структуры управления
ООО «Прод-Лидер» как юридическое лицо находится в г. Челябинск.
Адрес регистрации и местонахождения ООО «Прод-Лидер»: Челябинская область, г. Челябинск, Троицкий тракт 54.
Основными направлениями работы предприятия являются:
- оптовая торговля сахаром и сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад;
- оптовая торговля кофе, чаем, какао и пряностями;
- оптовая торговля прочими пищевыми продуктами;
- розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы;
- розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями;
- прочая розничная торговля в специализированных магазинах.
Численность ООО «Прод-Лидер» на 1 января 2019 г. составляет 83 человека.
Организационная структура управления фирмой представлена в Приложении 2.
Как следует из схемы в Приложении 2, оргструктура компании является линейно-функциональной. В ее основе лежит сочетание линейных (отраслевых) подразделений, осуществляющих основные внешние функции организации (в данном случае – реализация широкого спектра продуктов питания и напитков), и функциональных подразделений, действующих внутри организации и обеспечивающих ее работу.
При этом генеральный директор осуществляет общее руководство компанией, в то время как каждый отдел имеет своего руководителя, решения которого обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Как уже упоминалось ранее, на этой основе создается административная иерархия данной системы управления (например, логист – начальник отдела логистики – заместитель директора – генеральный директор специалист по продажам – начальник отдела продаж – коммерческий директор – генеральный директор).
Непосредственно генеральному директору починяются системный администратор, секретарь и юрист.
Через руководителей отделов руководителю организации подчиняются:
Финансово-экономический отдел. Во главе этого отдела находится финансовый директор. Он является непосредственным начальником для главного бухгалтера и финансово-экономического отдела.
Зона ответственности финансового директора:
- разрабатывает и внедряет систему бухгалтерского и управленческого учета;
- совместно с генеральным директором создает ежегодный финансовый план с разбивкой по месяцам по всем подразделениям компании;
- совместно с генеральным директором утверждает ежемесячный бюджет по всем подразделениям на основании ежегодного плана, с учетом корректировок (сезонность, реформы и т.д.);
- проводит комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности и ревизию основных средств и товарно-материальных ценностей по принятым регламентам;
- обеспечивает менеджмент офиса необходимой и достоверной финансовой отчетностью в регламентирующие сроки;
- совместно с генеральным директором управляет затратами и ведет работу по оптимизации налогов.
При этом в перечень основных функций бухгалтера включены:
- достоверная и рациональная организация бухгалтерского учета в строгом соответствии законодательно установленным нормам;
- принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений;
- составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных документов и своевременное представление ее соответствующим органам;
- осуществление совместно с коммерческим отделом экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности;
- участие в разработке рациональной плановой и учетной документации;
- строгое соблюдение кассовой и расчетной дисциплины, правильное расходование полученных в банках средств по назначению, соблюдение правил работы с чеками и чековыми книжками;
- хранение бухгалтерских документов и бухгалтерского архива в установленном порядке и др.
Сфера деятельности делопроизводителя охватывает такие направления деятельности, как:
- обеспечение централизованной регистрации всей входящей и исходящей корреспонденции и организационно-распорядительных документов;
- контроль за сроками исполнения документов и снятие их с контроля;
- формирование и хранение дел;
- ведение номенклатуры дел.
- Коммерческий отдел
Коммерческий отдел занимается закупкой товарно-материальных ценностей, а также товаров для перепродажи с последующим их продвижением и реализацией по г. Челябинску. В комплекс задач этого отдела входит и построение каналов товародвижения ООО «Прод-Лидер».
Коммерческий директор, возглавляющий указанный отдел, отвечает за общую организацию процесса стратегического планирования, маркетинговой деятельности и рекламной политики фирмы. Однако из-за нехватки профильных знаний и опыта, а также в связи с высокой загруженностью ему не удается наладить эффективную работу в этом направлении. В ООО «Прод-Лидер» отсутствует целостная система стратегического управления, в рамках которой осуществлялись бы подготовка и реализация тех или иных стратегий развития.
К числу других недостатков компании относится также отсутствие каких бы то ни было маркетинговых исследований и слабая программа продвижения товаров и услуг. Конечно, большинство отечественных предприятий, особенно представители малого и среднего бизнеса, никогда не проводят маркетинговых исследований в связи с их затратностью и сложностью. Однако сегодня нельзя не признать, что изучение потребительской аудитории становится важнейшей задачей в обеспечении эффективного функционирования современной коммерческой организации.
В то же время рекламный бюджет на постоянной основе не выделяется, медиа-план не составляется. Вопросы размещения рекламы, решаются спонтанно в зависимости от наличия свободных денежных средств.
Поскольку ООО «Прод-Лидер» существует на высоконкурентном рынке, обязательными условиями эффективной его работы являются осведомленность большого круга потребителей о деятельности предприятия и предпочтение заказчиков по отношению к другим подобным предприятиям. Выполнению данных условий мешает отсутствие рыночной стратегии. Из-за этого в настоящий момент ООО «Прод-Лидер» не может эффективно влиять на стабильно высокий рост и расширение клиентской базы.
- Отдел логистики
Данный отдел осуществляет проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий.
- Отдел кадров
В задачи отдела входит:
- подбор и профотбор работников, осуществление процедуры найма;
- организация оплаты и стимулирования труда в сотрудничестве с бухгалтерией;
- информационно-документационное обеспечение управления персоналом;
- управление сокращением и увольнениями.
Перечисленные обязанности свидетельствуют о том, что функции отдела кадров ООО «Прод-Лидер» носят формальный характер и связаны в основном с документированием кадровой работы и кадровым учетом. Однако во многих современных организациях происходит все более активная переориентация функций кадровых служб от вспомогательной роли обслуживающего, технического характера к решению аналитических и организационных задач, к которым относится:
- организация процесса адаптации новых сотрудников;
- анализ и проектирование рабочих мест, рабочего времени и условий труда;
- оценка результативности труда и проведение аттестации работников;
- формирование кадрового резерва и работа с ним;
- разработка и реализация программы корпоративногo развития человеческих ресурсов;
- управление планированием карьеры и профессиональным продвижением сотрудников;
- диагностика и разрешение конфликтов и трудовых споров;
- управление организационной культурой.
В ООО «Прод-Лидер» обозначенные направления работы практически исключены из перечня обязанностей специалиста по кадрам (например, аттестация, развитие корпоративной культуры) или представлены в очень ограниченном объеме (например, адаптация новичков, разрешение конфликтов).
Важнейшей экономической характеристикой предприятия является его финансовое состояние. Для его оценки следует проанализировать показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2016-2018 гг.
Основные технико-экономические показатели предприятия представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели предприятия
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменение |
|||
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
Выручка |
84773 |
133494 |
26098 |
49176 |
157,5 |
–107851 |
19,6 |
Себестоимость |
77028 |
107042 |
28941 |
30014 |
138,9 |
–78101 |
27,1 |
Валовой доход |
7745 |
26907 |
–2843 |
19162 |
347,4 |
–29750 |
–10,6 |
Прибыль от реализации |
7745 |
26907 |
–2843 |
19162 |
347,4 |
–29750 |
–10,6 |
Графическая интерпретация данных таблицы 2 представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Основные технико-экономические показатели предприятия
В 2017 г. ООО «Прод-Лидер» увеличило размер зарабатываемой валовой прибыли. В 2018 г. организация начала осуществлять основной вид деятельности себе в убыток в размере 2832 тыс. руб. Изменение результата деятельности на 38,06% продиктовано изменением выручки, и на 27,56% – изменением себестоимости. Увеличение прибыли от продаж в 2017 г. на 19162 тыс. руб. произошло за счет роста валовой прибыли. В 2018 г. при осуществлении основного вида деятельности был получен убыток в размере –2843 тыс. руб., что вызвано снижением продаж.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о недостаточном контроле администрации ООО «Прод-Лидер» за планированием объемов продаж и расходов, а также за реализацией таких планов, что привело к снижению выручки, росту затрат и появлению убытков. Поэтому предприятию необходимо предпринять ряд мер по снижению себестоимости продукции (услуг).