Файл: Организационные структуры управления будущего. Методы построения организационных структур управления в перспективе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время при внедрении дивизионального подхода структура управления предприятием и его подразделениями в основе своей сохраняет черты линейно-функциональ­ной с одновременным укреплением ее иерархичности. Развитие управленческой вертикали способствует существенному снижению на­грузки на верхний эшелон власти. Благодаря этому топ-менеджмент компании может сосредоточиться исключительно на организации стратегического менеджмента в целом, а подразделения, получившие широкие полномочия в самостоятельном решении оперативно-хозяйственных задач, начинают функционировать как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности своей деятельности.

Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур – проектные и матричные.

При формировании проектной организационной структуры деятельность хозяйствующего субъекта рассматривается как совокупность проектов, для реализации которых необходимо эффективно использовать трудовые, финансовые, технико-технологические, инвестиционные, инновационные, креативные и другие ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта

2 Технология выбора, построения и рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Прод-Лидер» г.Челябинск

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия. Характеристика и выбор организационной структуры управления


ООО «Прод-Лидер» как юридическое лицо находится в г. Челябинск.

Адрес регистрации и местонахождения ООО «Прод-Лидер»: Челябинская область, г. Челябинск, Троицкий тракт 54.

Основными направлениями работы предприятия являются:

  • оптовая торговля сахаром и сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад;
  • оптовая торговля кофе, чаем, какао и пряностями;
  • оптовая торговля прочими пищевыми продуктами;
  • розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы;
  • розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями;
  • прочая розничная торговля в специализированных магазинах.

Численность ООО «Прод-Лидер» на 1 января 2019 г. составляет 83 человека.

Организационная структура управления фирмой представлена в Приложении 2.

Как следует из схемы в Приложении 2, оргструктура компании является линейно-функциональной. В ее основе лежит сочетание линейных (отраслевых) подразделений, осуществляющих основные внешние функции организации (в данном случае – реализация широкого спектра продуктов питания и напитков), и функциональных подразделений, действующих внутри органи­зации и обеспечивающих ее работу.

При этом генеральный директор осуществляет общее руководство компанией, в то время как каждый отдел имеет своего руководителя, решения которого обязательны для выполнения всеми ниже­стоящими звеньями. Как уже упоминалось ранее, на этой основе создается административная иерархия данной системы управления (например, логист – начальник отдела логистики – заместитель директора – генеральный директор специалист по продажам – начальник отдела продаж – коммерческий директор – генеральный директор).

Непосредственно генеральному директору починяются системный администратор, секретарь и юрист.

Через руководителей отделов руководителю организации подчиняются:

Финансово-экономический отдел. Во главе этого отдела находится финансовый директор. Он является непосредственным начальником для главного бухгалтера и финансово-экономического отдела.

Зона ответственности финансового директора:

  • разрабатывает и внедряет систему бухгалтерского и управленческого учета;
  • совместно с генеральным директором создает ежегодный финансовый план с разбивкой по месяцам по всем подразделениям компании;
  • совместно с генеральным директором утверждает ежемесячный бюджет по всем подразделениям на основании ежегодного плана, с учетом корректировок (сезонность, реформы и т.д.);
  • проводит комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности и ревизию основных средств и товарно-материальных ценностей по принятым регламентам;
  • обеспечивает менеджмент офиса необходимой и достоверной финансовой отчетностью в регламентирующие сроки;
  • совместно с генеральным директором управляет затратами и ведет работу по оптимизации налогов.

При этом в перечень основных функций бухгалтера включены:

  • достоверная и рациональная организация бухгалтерского учета в строгом соответствии законодательно установленным нормам;
  • принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений;
  • составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных документов и своевременное представление ее соответствующим органам;
  • осуществление совместно с коммерческим отделом экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности;
  • участие в разработке рациональной плановой и учетной документации;
  • строгое соблюдение кассовой и расчетной дисциплины, правильное расходование полученных в банках средств по назначению, соблюдение правил работы с чеками и чековыми книжками;
  • хранение бухгалтерских документов и бухгалтерского архива в установленном порядке и др.

Сфера деятельности делопроизводителя охватывает такие направления деятельности, как:

  • обеспечение централизованной регистрации всей входящей и исходящей корреспонденции и организационно-распорядительных документов;
  • контроль за сроками исполнения документов и снятие их с контроля;
  • формирование и хранение дел;
  • ведение номенклатуры дел.
  1. Коммерческий отдел

Коммерческий отдел занимается закупкой товарно-материальных ценностей, а также товаров для перепродажи с последующим их продвижением и реализацией по г. Челябинску. В комплекс задач этого отдела входит и построение каналов товародвижения ООО «Прод-Лидер».

Коммерческий директор, возглавляющий указанный отдел, отвечает за общую организацию процесса стратегического планирования, маркетинговой деятельности и рекламной политики фирмы. Однако из-за нехватки профильных знаний и опыта, а также в связи с высокой загруженностью ему не удается наладить эффективную работу в этом направлении. В ООО «Прод-Лидер» отсутствует целостная система стратегического управления, в рамках которой осуществлялись бы подготовка и реализация тех или иных стратегий развития.

К числу других недостатков компании относится также отсутствие каких бы то ни было маркетинговых исследований и слабая программа продвижения товаров и услуг. Конечно, большинство отечественных предприятий, особенно представители малого и среднего бизнеса, никогда не проводят маркетинговых исследований в связи с их затратностью и сложностью. Однако сегодня нельзя не признать, что изучение потребительской аудитории становится важнейшей задачей в обеспечении эффективного функционирования современной коммерческой организации.


В то же время рекламный бюджет на постоянной основе не выделяется, медиа-план не составляется. Вопросы размещения рекламы, решаются спонтанно в зависимости от наличия свободных денежных средств.

Поскольку ООО «Прод-Лидер» существует на высоконкурентном рынке, обязательными условиями эффективной его работы являются осведомленность большого круга потребителей о деятельности предприятия и предпочтение заказчиков по отношению к другим подобным предприятиям. Выполнению данных условий мешает отсутствие рыночной стратегии. Из-за этого в настоящий момент ООО «Прод-Лидер» не может эффективно влиять на стабильно высокий рост и расширение клиентской базы.

  1. Отдел логистики

Данный отдел осуществляет проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий.

  1. Отдел кадров

В задачи отдела входит:

  • подбор и профотбор работников, осуществление процедуры найма;
  • организация оплаты и стимулирования труда в сотрудничестве с бухгалтерией;
  • информационно-­документационное обеспечение управления персоналом;
  • управление сокращением и увольнениями.

Перечисленные обязанности свидетельствуют о том, что функции отдела кадров ООО «Прод-Лидер» носят формальный характер и связаны в основном с документированием кадровой работы и кадровым учетом. Однако во многих современных организациях происходит все более активная переориентация функций кадровых служб от вспомогательной роли обслуживающего, технического характера к решению аналитических и организационных задач, к которым относится:

  • организация процесса адаптации новых сотрудников;
  • анализ и проектирование рабочих мест, рабочего времени и условий труда;
  • оценка результативности труда и проведение аттестации работников;
  • формирование кадрового резерва и работа с ним;
  • разработка и реализация программы корпоративногo развития человеческих ресурсов;
  • управление планированием карьеры и профессиональным продвижением сотрудников;
  • диагностика и разрешение конфликтов и трудовых споров;
  • управление организационной культурой.

В ООО «Прод-Лидер» обозначенные направления работы практически исключены из перечня обязанностей специалиста по кадрам (например, аттестация, развитие корпоративной культуры) или представлены в очень ограниченном объеме (например, адаптация новичков, разрешение конфликтов).


Важнейшей экономической характеристикой предприятия является его финансовое состояние. Для его оценки следует проанализировать показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2016-2018 гг.

Основные технико-экономические показатели предприятия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные технико-экономические показатели предприятия

Наименование

показателя

2016

2017

2018

Изменение

2017 к 2016

2018 к 2017

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Выручка

84773

133494

26098

49176

157,5

–107851

19,6

Себестоимость

77028

107042

28941

30014

138,9

–78101

27,1

Валовой доход

7745

26907

–2843

19162

347,4

–29750

–10,6

Прибыль от реализации

7745

26907

–2843

19162

347,4

–29750

–10,6

Графическая интерпретация данных таблицы 2 представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Основные технико-экономические показатели предприятия

В 2017 г. ООО «Прод-Лидер» увеличило размер зарабатываемой валовой прибыли. В 2018 г. организация начала осуществлять основной вид деятельности себе в убыток в размере 2832 тыс. руб. Изменение результата деятельности на 38,06% продиктовано изменением выручки, и на 27,56% – изменением себестоимости. Увеличение прибыли от продаж в 2017 г. на 19162 тыс. руб. произошло за счет роста валовой прибыли. В 2018 г. при осуществлении основного вида деятельности был получен убыток в размере –2843 тыс. руб., что вызвано снижением продаж.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о недостаточном контроле администрации ООО «Прод-Лидер» за планированием объемов продаж и расходов, а также за реализацией таких планов, что привело к снижению выручки, росту затрат и появлению убытков. Поэтому предприятию необходимо предпринять ряд мер по снижению себестоимости продукции (услуг).