Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конфликтов, их виды, функции и причины
1.2 Методы управления конфликтами в организации
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ИМПУЛЬС»
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в организации
2.3. Мероприятия, направленные на совершенствование управления конфликтными ситуациями в организации
Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
- Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
- Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
- Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
- Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
- Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Тест К. Томаса включает в себя 30 пунктов, каждый из которых имеет суждение, обозначенное буквами А и Б. За счет сравнения этих суждений каждый опрашиваемый выбирает то, что в наибольшей степени соответствует типичному поведению.
В соответствии с этим тестом был проведен опрос среди работников ООО «Импульс». В опросе приняли участие 14 человек. Результаты проведенного теста представлен на рисунке 3
Рисунок 3 – Итоги тестирования работников ООО «Импульс», по тесту К. Томаса
Данные, представленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что в ООО «Импульс» в составе работников наибольший удельный вес предпочитают соперничество при конфликте (36%).
Другие работники придерживаются следующих моделей поведения:
- приспособление (14%),
- компромисс (20%),
- сотрудничество (18%),
- избегание (12%).
Такое положение свидетельствует о том, что в ООО «Импульс» необходимо акцентировать внимание на преобладание соперничества при конфликтной ситуации, так как это оказывает отрицательное влияние на деятельность предприятия в целом.
В соответствии с представленным в ООО «Импульс» необходимо внедрить в работу менеджера по конфликтам. Для более полного рассмотрения конфликтов в ООО «Импульс» необходимо определить такие характеристики персонала, как: − предрасположенность к конфликтам; − психологический климат в коллективе. Для определения предрасположенности к конфликтам был проведен опрос персонала по тесту.
В ООО «Импульс» сложился разновозрастный, смешанный коллектив.
Далее приведены данные по результатам тестирования сотрудников ООО «ИмпульС»
Таблица 14 – Результаты тестирования работников ООО «Импульс»
№ |
Инициалы |
Баллы за ответы |
Ито |
||||||||
п/ |
работника |
го |
|||||||||
п |
бал |
||||||||||
лов |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
1 |
Моркес Н.Н. |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
16 |
2 |
Токарева Н.Н. |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
21 |
3 |
Земскова О.А. |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
22 |
4 |
Макаров А.С. |
3 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
20 |
5 |
Абраммов И.Г. |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
18 |
6 |
Белова М.П. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
21 |
7 |
Бойцова Е.А. |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
18 |
8 |
Голубев Л.А. |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
3 |
15 |
|
9 |
Матяш А.С. |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
18 |
10 |
Волошин Е.Н. |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
29 |
11 |
Мещерякова Т.И. |
4 |
2 |
3 |
1 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
26 |
12 |
Герасименко Е.В. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
15 |
13 |
Куликова И.А. |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
18 |
14 |
Видикова А.Б. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
21 |
Результаты тестирования работников ООО «Импульс», свидетельствуют о том, что в организации работает как минимум 6 сотрудников, которые способны спровоцировать конфликт. Учитывая, что в течение всего рабочего дня сотрудники должны общаться с клиентами организации, а значит быть приветливыми и доброжелательными, является недопустимой напряженная ситуация в коллективе.
Пять сотрудников по результатам тестирования относятся к категории людей, которых можно охарактеризовать как уживчивые, общительные и способные противостоять обостренным отношениям в группе.
Три сотрудника могут быть косвенным виновниками конфликтных ситуаций.
С целью выявления социально-психологического климата среди работников ООО «Импульс» необходимо использовать методику социометрических измерений Дж. Морено (см. Приложение В) и составить групповую социметрическую матрицу с результатами проведенного тестирования (Приложение).
Данные, представленные в таблице 2 свидетельствуют о том, что в ООО «Импульс» у участников группы средний уровень сформированности коммуникативных навыков. На основании данных тестирования по методике социометрических измерений Дж. Морено имеется возможность определения сплоченности работников ООО «Импульс» (табл. 3).
Таблица 3 – Сплоченность работников ООО «Импульс»
Всего |
получено |
В том числе |
||||||
выборов в группе |
||||||||
шт. |
% |
Положительных |
Отрицательных |
Нейтральных |
||||
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% |
|||
182 |
100 |
52 |
28,57 |
68 |
37,4 |
62 |
34 |
|
Коллектив ООО «Импульс» обладает низким уровнем сплоченности. Подтверждением этого утверждения являются данные таблицы 16. Так, 37,4% составляют отрицательные выборы и 34,0% нейтральные, положительные выборы составляют только 28,6%. Полученные данные свидетельствуют о том, что в ООО «Импульс» необходимо реализовать мероприятия, направленные на повышение уровня сплоченности работников.
Особое место в рамках функционирования ООО «Импульс» принадлежит управлению конфликтными ситуациями. По итогам проведенного SWOT-анализа ООО «Импульс» было установлено, что предприятию необходимо акцентировать внимание на слабые стороны, связанные с наличием конфликтных ситуаций персонала предприятия с клиентами. Соответственно, необходимо более подробно проанализировать стрессы и конфликтные ситуации в ООО «Импульс». В ООО «Импульс» аналогично любому другому предприятию совместной деятельности по достижению цели, имеют место разногласия в различных формах взаимодействия. При этом в ООО «Импульс» имеется возможность выделения следующих видов конфликтов, а именно:
а) Между работодателями и служащими (внутриличностный), который является наиболее распространенным видом. Руководство ООО «Импульс» в отношении своих работников предъявляет конкретные требования, связанные со стажем работы в представленной области, наличие коммуникабельности, приятная внешность.
В то же время после успешного прохождения периода адаптации, результаты деятельности работника могут не удовлетворить руководство. В ООО «Импульс» разрешение такого конфликта осуществляется исключительно тем, что работника, который не справился, увольняют и заменяют на другого.
Производственные требования предприятия, которые отражаются в коллективном договоре таковы, что отпуск сотрудники могут взять только в те периоды, когда это является удобным для руководства. Такое положение дел не устраивает сотрудников, которые подписали такой договор. Руководство этот договор использует в качестве аргумента и регулярно отстаивает свою правоту. В то же время персонал отстаивает свое право на отпуск. Директор ООО «Импульс» с целью предупреждения такого вида конфликта, заранее предлагает сотрудникам компромиссное решение, а именно - при выполнении плана в течение отчетного года работник имеет возможность выбора времени отпуска. В случае невыполнения плановых значений выбор времени отпуска остается за администрацией. Отсюда следует, что такое положение является дополнительным стимулом для некоторых сотрудников.
б) Межличностные конфликты. Аналогично другим предприятиям в ООО «Импульс» работают люди, имеющие различные черты характера, а также взгляды и ценности. В некоторых ситуациях не все работники могут ладить друг с другом. Эти конфликты находятся вне сферы влияния администрации, соответственно, руководство может предложить, но не принуждать к решению существующей проблемы.
В процессе трудовой деятельности персонала ООО «Импульс» используются нормы выработки, а также применяется ежедневный табель учета выработки. Невыполнение работником плана предполагается лишение некоторых привилегий, в случае многократного невыполнения плановых значений – увольнение. Соответственно, работники ООО «Импульс» для предотвращения увольнения прилагают усилия для того, чтобы всеми методами выполнить план. При этом достаточно часто наблюдается некорректное отношение между работниками, что, в свою очередь, способствует возникновению конфликтных ситуаций.
в) Конфликты между работниками ООО «Импульс» и клиентами.
В ООО «Импульс» продажа готовой продукции осуществляется на раздаче и в баре.
Зачастую возникают конфликты между барменом и клиентами, как правило, основной причиной конфликта является нежелание клиента расплачиваться. Кроме того, на раздаче клиенты проявляют недовольство порциями еды, что, соответственно, также способствует формированию конфликта.
В ООО «Импульс» управление конфликтными ситуациями осуществляется руководством предприятия, а именно – директором и заведующим производством.
В связи с тем, что они непосредственно оказывают управляющее воздействие на работников, то имеют статус субъектов управления конфликтами. При этом управляющее влияние направлено на работников, включаемых в состав разнообразных социальных групп, которые имеют статус объектов управления конфликтами.
Благодаря организационному влиянию, оказываемому на работников, в ООО «Импульс» обеспечивается некоторая регламентация управления конфликтными ситуациями.
При этом в ООО «Импульс» применяются определенные нормативные документы, направленные на регламентацию деятельности персонала, а именно:
− устав ООО «Импульс»;
− коллективный договор ООО «Импульс», который подписывается директором предприятия и коллективом работников. Благодаря коллективному договору в ООО «Импульс» происходит развитие партнерских отношений администрации и коллектива;
− правила внутреннего трудового распорядка, разработка которых осуществляется в соответствии с ГК и ТК РФ;
− наличие четкой организационной структуры управления и штатных структур предприятия, в том числе реализация ее корректировки на ежегодной основе; − применение четких должностных инструкций работников с указанием функциональных обязанностей работника и нормированием трудовой деятельности;
− применение экономических методов влияния на персонал, а именно – мотивация и стимулирование труда. В ООО «Импульс» используются наиболее эффективные методы распорядительного воздействия.