Файл: Местоположение, правовой статус организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. Она, в свое время, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции либо оказываемых услуг, то есть от того, насколько она лучше аналогов, предлагаемых предприятиями-конкурентами.

Особенное значение маркетинговой деятельности предприятия имеет такое ее направление как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить самые взыскательные запросы потребителя быстрее и лучше других организаций. Лишь зная слабые и сильные стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит предприятию стратегически точно сосредоточить свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.

Задачи исследования:

- изучить теоретические основы исследования конкурентоспособности;

- охарактеризовать деятельность организации;

- предложить и обосновать пути повышения конкурентоспособности организации.

Предметом исследования является процесс изучения вопросов конкуренции. Объект исследования - фитнес-клуб "Ритм".

Теоретической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, а также нормативно-правовые акты, данные финансовой отчетности организации. Методологическую основу исследования составляют монографический, абстрактно-логический, экономико-статистические методы.

Мероприятия, рекомендации и выводы исследования ориентированы на широкое использование при осуществлении мероприятий, связанных с повышением конкурентоспособности фитнес-клуба.

Практическая значимость работы состоит в том, что мероприятия по повышению конкурентоспособности фитнес-клуба «Ритм» могут быть использованы в практической деятельности.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Первая глава посвящена теоретическим аспектам конкуренции в условиях современного рынка.

Вторая глава посвящена анализу деятельности фитнес-клуба «Ритм».

В третьей главе разрабатывается комплекс мероприятий для повышения конкурентоспособности фитнес-клуба «Ритм».

Заключение содержит общие выводы по работе и предложения.


1. Теоретические ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ конкурентоспособности

1.1.Сущность и факторы формирования конкуренции

Спрос и предложение являются двумя факторами, которые дают жизнь рынку и формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Тип поведения же самой компании, выбор ею объёмов производства, а значит и размеров спроса на экономические ресурсы и величины предложения собственных товаров зависят от типа рынка, на котором она действует.

Сильнейшим фактором, диктующим общие условия работы того или иного рынка, является уровень развития конкурентных отношений. Неминуемость конкуренции в рыночной экономике формируется из наличия частной собственности и обособленности экономических интересов субъектов хозяйствования.

Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Под конкуренцией понимается общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйствования в процессе реализации их обособленных экономических интересов[10, с. 43].

Можно выделить следующие функции конкуренции:

- установление или выявление рыночной стоимости товара;

-регулирование перетекания средств между отраслями и производствами;

- выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

Понимание слабых и сильных сторон конкурентов так же важно, как и знание нужд потребителей. Покупатели имеют самые разные потребности, вкусы, предпочтения, но одновременно и ограниченные возможности по их удовлетворению. В итоге это - конкуренция среди различных рынков, и именно по этой причине даже монополистам приходиться конкурировать между собой за потенциального потребителя. На одном и том же рынке обычно действуют многочисленные конкуренты, которые пытаются удовлетворить те или иные нужды потребителей

Компания может пытаться продавать свою продукцию всем потребителям, даже если у них существуют разные потребности и разные критерии подходы к покупке. Если производитель решил продавать свою продукцию главным образом группе потребителей, на которой, как он считает, ему выгодно сосредоточить свои силы, он выбрал свой сегмент рынка.


Можно отметить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы: конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке; конкуренция в области рынков сырья за позиции на ресурсных рынках; конкуренция между покупателями на сбытовых рынках [15, с. 18]. Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Рассмотрим некоторые из них.

По характеру развития конкуренция делится на регулируемую и свободную. Также конкуренцию можно разделить на неценовую и ценовую.

Ценовая конкуренция возникает обычно путем искусственного сбивания цен на определенную продукцию. Причем также широко применяется ценовая дискриминация, в том числе, когда данный продукт продается по различным ценам и эти различия в цене не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция чаще всего используется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции, при реализации товара, который нельзя подвергнуть перераспределению с одного рынка на другой.

Ценовая конкуренция основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым различным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) привлекает внимание к своему товару и, в конечном итоге, завоевывает желаемую долю рынка. Скрытую конкуренцию используют в случае, когда товар продается по той же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции можно отнести сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке и обслуживанию. Использование ценовой конкуренции целесообразно в случае проникновения на рынки с новыми товарами или для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Неценовая конкуренция предполагает собой изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей ранее на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (увеличение срока гарантийного ремонта, демонстрация товара и так далее).

Неценовая конкуренция проводится главным образом при помощи улучшения технологии производства, качества продукции, брендирования и патентирования и условий ее продажи, нанотехнологий и инноваций, «сервизации» сбыта.


Важным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки необходимой продукции определенного качества, в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции [6, с.95].

Существуют следующие виды конкуренции согласно этапам принятия потребителем решения о покупке:

Функциональная конкуренция. Данный вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами.

Желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что имеется множество способов вложения потребителем денежных средств;

Межфирменная конкуренция. Это конкуренция превалирующих альтернатив и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности:

Межтоварная конкуренция. Это вид конкуренции товаров фирмы между собой. По сути она конкуренцией не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, цель которого - создать модель потребительского выбора[9, с. 64].

По масштабам развития выделяют следующее виды конкуренции: Индивидуальная - такой вид конкуренции, когда один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли - продажи товаров и услуг;

Местная - конкуренция ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории;

Отраслевая - такой вид конкуренции, когда идет борьба за получение наибольшего дохода в одной из отраслей рынка;

Межотраслевая - представляет собой соревнование представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода;

Национальная - представляет собой состязание отечественных товаровладельцев внутри определенной страны;

Глобальная - это борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке [29, с.18].

В зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка выделяют совершенную и несовершенную конкуренции.

Несовершенная конкуренция - это вид конкуренции, основывающейся на нарушении условий конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет такие характеристики, как раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство, ограниченную самостоятельность предприятий, разграничение продукции и контроль за сегментами рынка.

Совершенная конкуренция - вид конкуренции, базирующейся на выполнении условий конкурентного равновесия, к относятся следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей, вероятность свободной торговли факторами производства, самостоятельность субъектов хозяйствования, однородность продукции, доступность информации о рынке[8, c.44].


Выделяют следующие виды конкуренции, как разновидности совершенной и несовершенной конкуренции:

- чистая;

- олигополистическая:

- монополистическая.

Чистая конкуренция являет собой крайний случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Главными характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, продающиеся по ценам, определяемым соотношением между предложением и спросом (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Создание рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и другая).

Факторы, оказывающие влияние на степень и уровень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки сырья, транспортный фактор. При этом упомянутые факторы находятся в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к степени и уровню переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается воздействие транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного фактора. Соотношение этих факторов оказывает большое влияние на уровень конкурентоспособности субъектов рынка и выбор стратегий на внутренних и международных рынках.

Олигополистическая конкуренция - это конкуренция, которая относится к несовершенному виду конкуренций. Основными характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: небольшое число конкурентов, порождающие сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая гибкостью реакций фирмы на действия конкурентов; идентичность товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка, когда весь объем поставок обеспечивается лишь небольшим количеством фирм, характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и прочее).

Монополистическая конкуренция - это конкуренция несовершенного вида. Основные критерии рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность товаров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Разграничение может принимать различные формы: вкус напитка, особенная техническая характеристика, оригинальная совокупность характеристик, качество и диапазон услуг; увеличение рыночной силы за счет дифференциации товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Создание монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).