Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конфликтов, их виды, функции и причины
1.2 Методы управления конфликтами в организации
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ИМПУЛЬС»
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в организации
2.3. Мероприятия, направленные на совершенствование управления конфликтными ситуациями в организации
ВВЕДЕНИЕ
Тема настоящей работы: «Оценка уровня конфликтности в организации и разработка методов разрешения конфликтов (на примере ООО «Импульс»)
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что на сегодняшний день проблема конфликтных ситуаций является объектом чрезмерного внимания в разных отраслях научных знаний, что закономерно порождается ее актуальностью.
Жизнь современного общества насыщена большим количеством конфликтов – внутриличностных, межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и международных. Именно данное обстоятельство вызывает потребность разработки проблемы результативного управления указанными ситуациями. В своей деятельности руководящие лица зачастую сталкиваются с конфликтными ситуациями, что ставит их перед необходимостью освоения навыков и умений управленческого влияния на конфликты в компании.
Конфликтные ситуации, которые возникают в учреждениях, имеют свою специфику, проявляемую в их видах, динамике и причинах, а также способах решения. Организационные конфликтные ситуации, которые не могут разрешиться на протяжении длительного временного периода, как правило, серьезно осложняют работу всего коллектива, а также могут явиться существенным препятствием к достижению задач и целей деятельности учреждения. В связи с этим, важно знать, какова специфика конфликтных ситуаций, которые относятся к производственной сфере, а также каким образом можно рационально решить данные проблемы.
Насколько эффективно руководитель сможет урегулировать конфликтную ситуацию, которая возникла на предприятии, определено, в первую очередь, оптимальным выбором способа ее разрешения – конкретного пути решения или снятия отдельного противоречия, который лежит в ее основе.
В психологии и конфликтологии накоплен значительный объем теоретической и эмпирической информации о поведении в конфликтных ситуациях и способах ее разрешения. Большинство отечественных и зарубежных исследователей (Н.Л. Азоев, М.М. Ардатова, С.С. Бурлов, А.Т. Гилберт, Т.П. Данько, Д.К. Дихтиль, Н.П. Малахшина, Г. Минцберг, И.А. Рябова, Н.П. Сахирова, В.С. Сенин, И. Синяева, И.А. Скрынникова и др.) решение конфликтов относят к непосредственным управленческим элементам и функциям. В значительной части работ, которые посвящены исследованию конфликтов, утверждается идея о том, что определение оптимальных путей выхода из данных ситуаций представляет собой половину решения указанной проблемы. Необходимо признать, что в большинстве взглядов на проблему урегулирования конфликтных ситуаций предоставляется только лишь ориентация в существенном количестве вариантов разрешения руководящим лицом конфликтных ситуаций, однако не указана требуемая информация, которая позволит спрогнозировать пути устранения текущих противоречий.
Существенное значение имеет способность управления конфликтными ситуациями в муниципальном учреждении. Главную роль в данном процессе играют управленцы разного уровня и от степени их подготовленности к конфликту, зачастую зависит эффективная деятельность всего предприятия. Таким образом, приведенная тема исследования имеет огромное практическое значение.
Степень изученности проблемы. Изучению мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей: это работы В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Н.Л. Азоев, М.М. Ардатова, С.С. Бурлов, А.Т. Гилберт, Т.П. Данько, Д.К. Дихтиль, Н.П. Малахшина, Г. Минцберг.
Объект исследования: процесс управления конфликтами в ООО «Импульс»
Предмет работы: исследование особенностей управления конфликтами современной организации.
Цель исследования: проанализировать особенности управления конфликтами современной организации.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Определить теоретические основы управления конфликтами современной организации.
2. Выполнить анализ способов управления конфликтами на примере ООО «Импульс»
3. Осуществить разработку мероприятий по совершенствованию управления конфликтами в ООО «Импульс»
Методы исследования: теоретический анализ источников по теме исследования; опрос, беседа, наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность конфликтов, их виды, функции и причины
Понятие конфликта принадлежит не только науке, но и общепринятому сознанию, которое наделяет его своим отличительным смыслом. Каждый индивид на интуитивном уровне четко понимает, что такое конфликт, однако данное определение его содержания не становится более легким. В повседневной жизни термин «конфликт» применяется по отношению к обширному кругу явлений (дискуссии, ссоры, военные действия, борьбу собственных чувств, столкновение мотивов и т.п.).
Понятие «конфликт» представляет собой производное от латинского слова conflictus и обозначает столкновение.
Анализ понятий конфликта, которые рассматриваются современной наукой, обнаруживает их тождественность и раскрывается посредством таких значений, как: состояние открытой, зачастую затянувшейся борьбы; война либо сражение; дисгармония во взаимоотношениях между индивидами, интересами или идеями; эмоциональное беспокойство, волнение либо напряжение, которое может возникнуть в результате столкновения потребностей с какими-либо моральными ограничениями.
Более позднее понятие конфликта обрело статус термина: к примеру, в «Словаре философии и психологии» под редакцией Дж. Болдуина, который был издан в начале ХХ века, приведено только единственное понятие «конфликт законов». Затем, данное понятие получает более расширенное толкование. В «Социологическом словаре», который был выпущен в ФРГ в период стремительного развития конфликтологии, термину «конфликт» соответствовали «гражданская война и парламентские дискуссии, забастовка и мирные переговоры, небольшое внутреннее напряжение, психическое заболевание». В качестве разнообразных форм конфликтных ситуаций начинают рассматривать столкновения отдельных индивидов, внутрисемейные проблемы, монопольную конкурентную борьбу, военные перевороты, гражданские войны, все типы конфликтов международного уровня в независимости от их характера.
Своеобразие современной ситуации в подходах к конфликтным ситуациям и способам их решения заключается в кризисе монопредметных попыток. В последние года стали появляться попытки полного пересмотра общей теории конфликта, который вошел в открытую фазу. Назначение конфликта заключается в том, чтобы посредством его разрешения произошло снятие противоречия, которое в нем актуализировано.
Понятие конфликта в психологии имеет достаточно широкое применение и, по факту, адресовано к достаточно разноплановым явлениям. К примеру, термин конфликта используют для того, чтобы описать поведение групп, которые идут друг против друга, соперничество между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида. Более новые психологические исследования проблем конфликтных ситуаций, в независимости от их распределение по различным социальным сферам (социология, экономика, педагогика, политика, медицина, семья и т.д.), являют собой умножение вариантов перечней, дефиниций, классификаций подходов и причин, одновременно продолжая оставаться в границах традиций и сохраняя агрессивное отношение к конфликтной ситуации.
В основном, данное положение считают вредным (таким, которое отрицательные эмоциональные состояния и вызывает деструкцию функционирования). Термин требует досконального исследования, в первую очередь, для профилактики.
На основании анализа материалов первой российской психологической конференции по конфликтным ситуациям видно, что под конфликтом подразумевают кризисные явления, внутриличностные переживания и межличностные трудности. Стоит отметить, что одним и тем же понятием конфликта обозначают достаточно широкий спектр явлений.
А.Г. Здравомыслов, который является автором фундаментальной работы, касающейся проблем социологии конфликтной ситуации пишет, что «конфликт – это наиболее важная сторона взаимоотношения людей в обществе, клеточка социального бытия. Это форма взаимодействия между актуальными либо потенциальными субъектами социального действия, мотивация которых обуславливается противостоящими нормами и ценностями, потребностями и интересами».
Р. Дарендорф, который является одним из наиболее известных зарубежных исследователей социального конфликта, дает ему следующее определение «любое отношение между элементами, характеризуемое посредством объективных («латентных») или субъективных («явных») противоположностей».
На основании данного определения видно, вопрос субъективности-объективности, неосознанности-осознанности противоположностей не является значимым с точки зрения появления конфликтной ситуации, но, вместе с тем, не ясно, что подразумевается под словосочетанием «любое отношение».
В «Психологическом словаре» данное понятие подразумевает под собой сложно разрешимое противоречие, которое связано с острыми переживаниями эмоциональной направленности.
А.И. Шипилов и А.Я. Анцупов предлагают такое определение: достаточно острый способ решения существенных противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликтной ситуации и, как правило, сопровождающийся отрицательными эмоциями.
При условии, когда существует противодействие, но нет отрицательных чувств либо, наоборот, есть негативные эмоции, но отсутствует противодействие – данные ситуации считают предконфликтными.
Таким образом, данное толкование конфликтной ситуации подразумевает в качестве его обязательных компонентов противодействие и отрицательные чувства субъектов.
Вышеуказанные авторы, в более поздней версии, издания предоставляют иное определение: конфликт – это максимально деструктивный способ развития и завершения существенных противоречий, которые возникают в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности.
Один из достаточно известных отечественных исследователей Б.И. Хасан дает такое толкование: конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой действия, не сосуществующие в неизменном виде, взаимозаменяют и взаимодетерминируют друг с другом, требуя для этого специальной организации. В соответствие с его видением, в качестве элементов конфликтной ситуации выделяют такие ее составляющие, как: столкновение и наличие противоречия, а сама конфликтная ситуация рассматривается, в первую очередь, в качестве характеристики взаимодействия.
Посредством анализа определения конфликта становиться понятно, что практически неизменной составляющей термина «конфликт» выступает столкновение оппозиционных начал, как правило, – двух. Очевидным является тот факт, что для описания границ проблемного поля конфликтных ситуаций, данного предельно суммарного признака недостаточно.
Для полного раскрытия сущности конфликтных ситуаций необходимо рассмотреть функции конфликтов.
«В споре рождается истина» – гласит известное изречение. Это действительно так, но это далеко не единственная функция конфликта. Если конфликт конструктивен, то он выполняет следующие функции (рисунок 1)
Рисунок 1 – Функции конфликтов
- разрядка напряжения (при благоприятном ведении конфликта оппоненты начинают лучше понимать друг друга);
- информационная и связующая (оппоненты получают новую информацию о себе, друг о друге и ситуации, которую могут использовать в дальнейшем);
- сплочение и структурирование коллектива, организации (речь об объединение людей против кого-то или чего-то);
- стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых аргументов для отстаивания своей позиции);
- выражение скрытых идей и мыслей (позволяет более полно понять ситуацию и разобрать все варианты ее решения);
- диагностика межличностных отношений («друзья познаются в беде»).
Деструктивный конфликт (при неодобрительных способах решения) тоже выполняет определенные функции, но они негативны:
- эмоциональное выгорание;
- увольнение, изгнание;
- снижение продуктивности, работоспособности;
- ухудшение взаимоотношений и социально-психологического климата;
- занижение значимости противоположной стороны, неадекватная оценка себя;
- эмоционально тягостная ориентация на саму борьбу и победу, а не на результат (решение проблемы).
Раскрывая источники происхождения и виды конфликтных ситуаций на современном предприятии необходимо отметить, что в любой компании, мелком или крупном предприятии, конфликты неизбежны. Наиболее часто они возникают между сотрудниками, когда приходится делить сферу влияния, внимание руководства, ресурсы.