Файл: Построение организационных структур (Теоретические основы организационной структуры предприятия как основы совершенствования функционирования организации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и значение организационной структуры в развитии предприятия
1.2 Классификация видов организационных структур предприятия
2 Организационная структура ООО Кондитерская фабрика "Красная заря"
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО Кондитерская фабрика "Красная заря"
2.2 Организационная структура и структура управления
2.3 Анализ существующей организационной структуры ООО Кондитерская фабрика "Красная заря"
Предприятие
Технический отдел
Отдел кадров
Участок №1
Участок №2
Планово-экономический отдел
Участок №3
Рисунок 6 - Функциональная организационная структура предприятия
Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры представлены в таблице (см. Приложение 2).
в) линейно-функциональная структура (рисунок 7) объединяет преимущества линейной и функциональной структур и реализует принципы:
Предприятие
Технический
отдел
Отдел кадров
Планово-экономический отдел
Цех №1
Цех №2
Рисунок 7 - Линейно-функциональная организационная структура предприятия
единоначалия;
линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними - на среднем уровне создается специализированный аппарат, состоящий из функциональных подразделений, подчиненных линейному руководителю[9,с.305].
демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решения осуществляется коллегиально (линейным руководителем и руководителями функциональных подразделений), а принятие решения и ответственность - на линейном руководителе.
Особенность: распоряжения руководителей функциональных подразделений издаются в виде приказа только после согласования с линейным руководителем, а, минуя его, могут быть только рекомендации.
Преимущества и недостатки линейно-функциональной организационной структуры представлены (см. Приложение 3).
г) линейно-штабная организационная структура - разновидность линейно-функциональной организационной структуры, отличие которой состоит в том, что функциональное подразделение (штаб) создается при каждом структурном подразделении[9,с.305].
В данной структуре может быть два варианта соподчиненности:
непосредственно руководителю линейного подразделения данного уровня;
руководителю соответствующего функционального подразделения вышестоящего уровня (рисунок 8).
Предприятие
Подразделение №1
Исполнители
Штаб
а) подчинение непосредственно руководителю линейного подразделения данного уровня
Подразделение №2
Штаб
Исполнители
Предприятие
Подразделение №1
Исполнители
Штаб
б) подчинение руководителю соответствующего функционального подразделения вышестоящего уровня
Подразделение №2
Штаб
Исполнители
Штаб (совокупность подразделений по функциям)
Штаб (совокупность подразделений по функциям)
Рисунок 8 - Линейно-штабная организационная структура предприятия
Основные задачи штабов[3,с.441]:
получение и анализ информации о внешней и внутренней среде;
текущее информирование и консультирование руководства;
поиск наиболее рациональных вариантов решения задач;
подготовка проектов решений и осуществление контроля.
Особенность: штабы не обладают правом принятия решений, а лишь обеспечивают силами своих специалистов более квалифицированное выполнение линейным руководителем его обязанностей.
Преимущества и недостатки линейно-штабной организационной структуры представлены в таблице (см. Приложение 4).
д) матричная организационная структура (рисунок 9) - это современный тип организационной структуры, в которой по вертикали осуществляется управление отдельными сферами деятельности организации (производство, сбыт, снабжение и т.п.), а по горизонтали - управление проектами[3,с.441].
Предприятие
Подразделение по проекту А
Подразделение по проекту Б
Подразделение по проекту В
Служба исследований и разработок
Производственная служба
Служба маркетинга
Служба сбыта
-специалисты
- проектные группы
Рисунок 9 - Матричная организационная структура предприятия
Особенность: наряду с функциональными подразделениями создаются проектные группы, под которыми понимаются временные подразделения, организуемые для решения конкретных комплексных задач в ограниченные сроки и в пределах выделенных ресурсов.
Таким образом, при матричной организационной структуре специалисты находятся в двойном подчинении.
Преимущества и недостатки матричной организационной структуры представлены в таблице (см. Приложение 5).
е) дивизиональная организационная структура создается путем выделения самостоятельных производственных подразделений, осуществляющих полный цикл производственно-хозяйственной и управленческой деятельности[3,с.441].
Структуризация подразделений осуществляется по следующим критериям:
по видам выпускаемой продукции;
по обслуживаемым географическим регионам;
по группам потребителей.
На рисунке 10 представлена схема дивизиональной организационной структуры предприятия, структурированная по видам выпускаемой продукции.
Предприятие
Подразделение по продукту А
Подразделение по продукту Б
Подразделение по продукту В
Отделение по продукту А1
Отделение по продукту А2
Исследовательский отдел
Производственный отдел
Отдел маркетинга
Отдел сбыта
Исследовательский отдел
Производственный отдел
Отдел маркетинга
Отдел сбыта
Рисунок 10 - Дивизиональная организационная структура предприятия
Особенность: высший уровень управления осуществляет централизованное планирование и распределение основных ресурсов, разрабатывает и принимает стратегические решения, а средний и нижние уровни управления разрабатывают и принимают оперативные решения, являются ответственными за получение запланированных результатов[6,с.199].
Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры представлены в таблице (см. Приложение 6).
3) по степени сосредоточения управленческих функций:
централизованные организационные структуры, в которых руководители высшего звена оставляют за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших управленческих решений: высшие руководители принимают решение, управляющие среднего звена передают и согласовывают, работники - выполняют[9,с.205];
децентрализованные организационные структуры, в которых процесс принятия решений перемещается вниз к руководителям, тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения.
Централизованные организации, как правило, более затратные, медленно приспосабливающиеся к изменениям рынка и снижающие конкурентоспособность предприятия.
При децентрализации: во-первых, развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность за принятие решений возрастают; во-вторых, усиливается соревновательность в организации и создается конкурентная атмосфера; в-третьих, повышается творческий характер управленческого труда, а следовательно, и стремление внести вклад в рост и развитие предприятия[10, с.355].
4) по типу пространственной ориентации организационные структуры делятся: высокие (пирамидальные); плоские.
С целью определения типа пространственной ориентации организационной структуры требуется установить имеющееся соотношение между вертикальными (количество структурных уровней) и горизонтальными (количество структурных компонентов на наиболее развернутом уровне) размерами структуры. Если количество уровней значительно больше, чем количество одноуровневых структурных компонентов, то структура является высокой, если меньше - плоской.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что организационные структуры делятся по следующим признакам:
1) По виду конфигурации структуры:
2) По типу департаментализации (департментализация - выделение относительно обособленных подразделений организации):
3) по степени сосредоточения управленческих функций:
4) по типу пространственной ориентации организационные структуры делятся: высокие (пирамидальные); плоские.
1.3 Формирование организационной структуры управления и методы проектирование организационных структур
Любая система управления - это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования[1,с.75].
Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой при разработке принципов и методики проектирования организационной структуры управления. В основе методологии проектирования структур лежит механизм достижения целей организации.
Процесс формирования организационной структуры состоит из трех основных этапов:
1. Исследовательский - Формирование общей структурной схемы аппарата управления. Включает в себя[1,с.75]:
определение целей производственно-хозяйственной данной социально-экономической системы и подлежащих решению проблем;
определение числа уровней в системе управления;
определение специализации подсистем в том числе функциональная (по выполняемым функциям), продуктовая, технологическая (по видам технологических процессов, работ, операций) и т.д.;
определение степени централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях[1,с.75];
определение основных форм взаимоотношений данной организации с окружающей средой, например, кооперирование с другой организацией по совместному изготовлению продукции, кооперирование по оказанию услуг, кооперирование для наиболее полного использования свободных производственных мощностей и площадей;
определение требований к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению;
2. Технический - Разработка состава основных подразделений и связей между ними. Включает в себя: формирование базовых подразделений аппарата управления; распределение конкретных задач между ними; построение внутриорганизационных связей.
Базовыми подразделениями называют управления, отделы, сектора, бюро и лаборатории, на которые разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Причём базовые подразделения могут иметь внутреннюю структуру.
3. Рабочий - Регламентация организационной структуры. Включает в себя[1,с.75]:
определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей)
определение численности подразделений, трудоёмкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей
распределение задач между исполнителями и установление ответственности за их выполнение
разработка процедур выполнения управленческих работ в подразделениях
разработка порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных работ
расчёт затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления[1,с.75].
Проект организационной структуры оформляется в виде комплекта документов и пояснительной записки, которая описывает функционирование подразделений и технологию управления в целом.
Комплект документов включает:
1. Положение об организационной структуре - является одним из главных системообразующих документов, который содержит следующие разделы:
виды деятельности организации (продукты, услуги, виды бизнеса);
перечень подсистем, блоков и модулей с указанием их статуса (отдел, бюро, группа и т.д.), целевой ориентацией по какому-либо критерию и перечнем функций, реализацию которых он обеспечивает;
положения об автономных подсистемах, модулях;
штатное расписание.
2. Общую схему организационной структуры управления (органиграмму);
3. Линейные карты распределения ответственности - это графическая форма представления информации об организационной структуре и распределении полномочий в ней. Карта позволяет в горизонтальной строке указать все элементы организационной системы, осуществляющие определённую функцию и определить их участие по её выполнению. В вертикальном столбце сосредоточены все функции соответствующего элемента и степень его ответственности. Таким образом, столбец представляет собой компактное описание должностных обязанностей, а горизонтальная строка показывает распределение функций или задач между должностями.
4. Положения о структурных подразделениях;
5. Должностные инструкции[1,с.81];
6. Положение о персонале;
7. Другие инструктивно-методические материалы, в том числе инструкции по выполнению работ.