Файл: Построение организационных структур (Теоретические основы организационной структуры предприятия как основы совершенствования функционирования организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы организационной структуры предприятия как основы совершенствования функционирования организации

1.1 Понятие и значение организационной структуры в развитии предприятия

1.2 Классификация видов организационных структур предприятия

1.3 Формирование организационной структуры управления и методы проектирование организационных структур

2 Организационная структура ООО Кондитерская фабрика "Красная заря"

2.1 Технико-экономическая характеристика ООО Кондитерская фабрика "Красная заря"

2.2 Организационная структура и структура управления

2.3 Анализ существующей организационной структуры ООО Кондитерская фабрика "Красная заря"

2.4 Пути повышения эффективности организационной структуры, соответствующей принятой стратегии в ООО Кондитерская фабрика "Красная заря"

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Без развития методов проектирования структур управления Затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.

В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

В силу ряда обстоятельств структура организации (или организационная структура) может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации. Всё это и обуславливает выбор актуальности темы курсовой работы.

Степень разработанности проблемы. Теме исследования посвящено определенный круг работ. Среди них можно отметить, в частности, труды А.Р. Алавердова, А.В. Бандурина, В.Р. Веснина, И.Н. Герчиковой, В.В. Глухова, В.В. Глущенко, С.Д. Ильенковой, А.Р. Каньковской, М. Лапусты, О.Т. Лебедева, З.П. Румянцевой, Э.Е. Старобинского и других.

Проблема исследования: каковы особенности формирования организационной структуры управления предприятием?

Объект исследования ООО Кондитерская фабрика "Красная заря" .

Предмет исследования – организационная структура предприятия.

Цель работы – изучить совершенствование управления предприятия в области формирования современных организационных структур.


В работе поставлены задачи:

1. Проанализировать теоретические основы организационной структуры предприятия как основы совершенствования функционирования организации.

2.Рассмотреть организационную структуру ООО Кондитерская фабрика "Красная заря" .

В работе применялись следующие методы исследования: системный, логический, сравнительный и метод анализа.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что материалы представленной работы могут быть использованы при подготовке теле-эссе, в ходе теоретических семинаров со специалистами фирм.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, 6 приложений.

1 Теоретические основы организационной структуры предприятия как основы совершенствования функционирования организации

1.1 Понятие и значение организационной структуры в развитии предприятия

Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: "организация - внешняя среда", "подразделение - подразделение" или "группа - группа", "индивид - организация"[7,с.25].

Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей - организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

В широком смысле - структура это способ разделения и координации труда в организации.

По мнению Дж.К. Дафта: "Наилучшая" структура - это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью"[7,с.66].


Таким образом, организационная структура управления: обусловлена целями организации, характером ее деятельности, внешним окружением, зависит от реальных лидеров, сложившегося распределения функций между ними.

Под организационной структурой управления понимается форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), составляющими организацию, учитывающая направленность организации на достижение стоящих перед ней целей[9,с.199].

Таким образом, структура - это организация целого из составных частей. Эффективность структуры определяется количеством, значением, формой и содержанием ее составных частей и тем местом, которое они занимают в целом, и существующими между ними отношениями.

Организационная структура управления зависит от следующих факторов[9,с.205]:

характера производства и его отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства;

формы организации управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);

степени соответствия аппарата управления иерархической структуре производства;

соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;

соотношения между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);

уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда;

соответствия иерархической структуре производства как управляемой системе.

Таким образом, одним из видов структуры предприятия является организационная структура:

в общем виде это система упорядоченных принципов работы подразделений компании, соответствующих внешним и внутренним условиям ведения бизнеса;

более узко - это совокупность отделов и служб предприятия, функционирующих с целью достижения единой цели.

В организационной структуре необходимо выделять[11,с.325]:

1) звенья - структурные подразделения, имеющие строго очерченные функции (отделы, отделения, службы, участки и т.п.):

линейные, выполняющие основную работу;

функциональные или обслуживающие подразделения (отдел кадров, финансовый отдел, информационный и т.п.);

2) уровни управления - совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии;

3) связи[11,с.325]:

горизонтальные - связи между звеньями одного уровня организации, назначение которых - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений предприятия при решении возникающих между ними проблем;


вертикальные - связи между звеньями разных уровней организации, назначение которых - служить каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под организационной структурой управления понимается форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), составляющими организацию, учитывающая направленность организации на достижение стоящих перед ней целей. Организационная структура управления зависит от следующих факторов: характера производства и его отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства; формы организации управления производством; степени соответствия аппарата управления иерархической структуре производства; соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления; соотношения между отраслевой и территориальными формами; уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда; соответствия иерархической структуре производства как управляемой системе. В организационной структуре необходимо выделять: звенья, уровни управления, связи.

1.2 Классификация видов организационных структур предприятия

Организационные структуры делятся по следующим признакам:

1) По виду конфигурации структуры:

линейная (цепная) конфигурация, где все звенья организационной структуры связаны друг с другом последовательно на основе линейной связи.

Разновидности: вертикальной и горизонтальной ориентации(рис.1 и рис.2).

Рисунок 1 - Линейная (цепная) конфигурация организационной структуры кольцевая конфигурация - замкнутая конфигурация, основанная на последовательной связи, при этом выход последнего звена одновременно является входом первого.

1

2

3

4

n

Рисунок 2 - Кольцевая конфигурация организационной структуры звездная конфигурация характеризуется четкой централизацией и отсутствием периферийных связей.

Разновидности: с коротким и удлиненным лучами[10,с187] (рис.3 и рис.4):


2

3

4

n

ц

1

ц

С коротким лучом

С удлиненным лучом

Ц – центральное звено в организационной структуре предприятия

Рисунок 3 - Звездная конфигурация организационной структуры конфигурация "колесо" (колесообразная структура) - синтез кольцевой и звездной конфигураций, который характеризуется тем, что управление осуществляется из единого центра, а кроме того, существуют устойчивые крепкие связи между функциональными подразделениями предприятия (периферийные связи).

2

3

4

n

ц

1

Рисунок 4 - Колесообразная конфигурация организационной структуры

Конфигурации организационной структуры - это базовые схемы, которые дают возможность формировать большое разнообразие производных организационных структур[10,с241].

2) По типу департаментализации (департментализация - выделение относительно обособленных подразделений организации):

а) линейная (иерархическая) организационная структура (рисунок 5), основанная на следующих принципах (рис.5) [9,с305]:

принцип вертикальной иерархии - соподчиненность звеньев снизу доверху;

принцип единоначалия - во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Особенность: у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но у каждого подчиненного только один руководитель.

Каждый тип организационной структуры обладает определенными преимуществами и недостатками.

Преимущества и недостатки линейной организационной структуры представлены в таблице (см. Приложение 1).

Предприятие

Подразделение №1

Подразделение №2

Участок №1

Участок №2

Бригада 1

Бригада 2

Рисунок 5 - Линейная (иерархическая) организационная структура предприятия

б) функциональная организационная структура (рисунок 6), сущность которой состоит в том, что на предприятии выделяются специализированные структурные подразделения (отделы), которые имеют свою конкретную, четко определенную задачу[9,с.306].

Особенность: вертикальные межуровневые связи между подразделениями весьма многообразны, поскольку, начиная со среднего уровня, существует множество подчиненных у каждого руководителя и множество руководителей у каждого подчиненного[9,с.305]:.