Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли ..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ АССОРТИМЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
1.1. Значение стратегии для развития фирмы
1.2. Понятие и назначение ассортиментной политики фирмы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ИП ЗАМУРАЕВА
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ ассортиментной политики
2.3. Анализ потребителей и конкурентов
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ МАГАЗИНА
3.1. Описание ассортиментной стратегии
Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит (или чем торгует) в настоящее время. Наращивание может идти либо вниз (выпуск более компактной и недорогой продукции), либо вверх (выпуск более высококачественной продукции), либо в обоих направлениях одновременно.
Насыщение товарного ассортимента происходит за счет добавления новых изделий в рамках существующей номенклатуры. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общей прибыли, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий [12].
Ассортименту присуща еще такая характеристика, как сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, логично и последовательно в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы.
При формирований нового ассортимента предприятия и при анализе существующего ассортимента с целью его рационализации необходимо определить, в первую очередь, маркетинговые характеристики, к которым относятся структура, ширина, полнота, глубина, устойчивость, новизна. Эти характеристики показывают, насколько ассортимент соответствует сложившейся на рынке структуре спроса, сколько и какие потребности показателей он может удовлетворить, и, следовательно, каким потенциалом прибыли он обладает, насколько конкурентоспособным делает данное предприятие.
Структура ассортимента - это отношение определенных совокупностей изделий (классов, подклассов, групп, подгрупп, видов или разновидностей) к их общему количеству в ассортименте предприятия (в процентах). Показатели структуры ассортимента могут иметь стоимостное и натуральное выражения. Наиболее полное представление о маркетинговом аспекте структуры ассортимента дает оценка в натуральных показателях (количество тех или иных групп изделий, их соотношение). Например, анализируя структуру ассортимента женского легкого платья, определяют долю ассортиментных позиций по платьям, юбкам, сарафанам, блузкам в общем количестве ассортиментных позиций [10].
Ширина ассортимента - количество ассортиментных групп (подгрупп или классов) товаров, предлагаемых данным предприятием. Она может оцениваться коэффициентом ширины. Фактической шириной может считаться количество ассортиментных групп, представленных в ассортименте предприятия (бытовая техника, радиоэлектронная аппаратура, одежда и т.д.). Базой для сравнения может быть перечень (и, соответственно, количество) ассортиментных групп товаров в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93. (ОКП). Данный классификатор представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
Возможен и другой подход к определению коэффициента ширины. Крупное предприятие, состоящее из нескольких подразделений (филиалов, магазинов и т.д.), может рассчитать данный показатель для этих подразделений. В этом случае за факт принимается количество ассортиментных групп товаров, представленных в одном из подразделений предприятия, а за базу - количество ассортиментных групп, имеющихся в целом на предприятии или предусмотренных в учредительных документах [12].
Лишь по показателю ширины трудно оценить, насколько рационально сформирован ассортимент. Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать предприятие, снизить его зависимость от одного типа товаров и покупателей, ориентироваться на разные потребности покупателей, стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов в различные товарные группы. Кроме того, стремление увеличить ширину может ухудшить ассортимент по глубине. Поэтому выводы необходимо делать по перечисленным факторам в привязке к конкретной ситуации с анализируемым предприятием.
При анализе ширины могут рассматриваться не группы, а подгруппы товаров. Например, в практике торговли выделяют следующие подгруппы швейных изделий: верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы.
Полнота ассортимента - количество видов товаров, имеющихся в ассортименте предприятия. Выше, при оценке ширины ассортимента, рассматривался классификационный признак более высокого уровня - группа товаров. При оценке полноты рассматриваются виды товаров - признак классификации более низкого уровня. Например, в ассортиментной группе бытовой техники выделяются следующие виды товаров: холодильники, стиральные машины, пылесосы, электробритвы и т.д. [10].
Полнота ассортимента показывает соответствие фактического наличия видов товаров утвержденному ассортиментному перечню, существующим потребностям покупателей или перечню видов товаров в ОКП.
За базу для расчета коэффициента полноты может быть принято количество видов товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, представленное в ОКП или каком-либо отраслевом классификаторе продукции.
Глубина ассортимента - это число разновидностей товаров (сортов, моделей, модификаций, вариантов) по каждому виду товаров. Так, если предприятие предлагает зубную пасту в трех разных по размеру фасовках с двумя ароматами, то глубина ассортимента по данному виду товаров - 6. Глубина определяет способность ассортимента (и предприятия, соответственно) удовлетворять одну и ту же потребность покупателей из разных сегментов, людей с разными вкусами и предпочтениями.
Кроме того, большая глубина ассортимента означает возможность выбора для покупателя, что повышает привлекательность фирмы для него и, соответственно, вероятность покупки. Однако, чрезмерное увеличение глубины затрудняет покупательский выбор и увеличивает затраты предприятия. Кроме того, по различным видам товаров может требоваться разная глубина ассортимента, что необходимо учитывать, давая оценку рациональности ассортимента [6].
На основе анализа коэффициентов ширины, полноты и глубины можно сделать выводы о том, какие направления формирования ассортимента характерны для предприятия - узкая специализация, расширение ассортимента в рамках одной ассортиментной группы или увеличение числа ассортиментных групп. Делается вывод, насколько эти направления целесообразны для предприятия. Рассматривается возможность других направлений ассортиментной политики. Здесь необходимо учесть такие факторы, как структура спроса на рынке, тип предприятия, имеющиеся у него ресурсы.
Новизна ассортимента определяется появлением новых разновидностей и видов товаров за определенный период времени. Она характеризует способность ассортимента удовлетворять изменяющиеся желания и предпочтения покупателей за счет появления новинок, диверсифицировать предприятие. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с риском. Поэтому высокий удельный вес новых товаров может означать рискованность ассортимента.
Устойчивость (стабильность) ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже и постоянный спрос на него. Этот показатель, таким образом, можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, устойчивость как постоянное наличие товара у фирмы. Оценка этого показателя может быть важной в условиях нестабильных поставок продукции, в условиях дефицита, в условиях ограниченной производственной мощности предприятия.
Кроме того, устойчивость ассортимента можно рассматривать с точки зрения стабильности спроса и продаж отдельных разновидностей и видов товаров. Методика оценки стабильности ассортимента с этой точки зрения рассматривается в следующем подразделе. В тех случаях, когда при расчете рассмотренных выше коэффициентов в качестве базы (знаменатель) брался какой-либо требуемый, желательный или рациональный, по мнению фирмы, уровень ширины, полноты, глубины, новизны и устойчивости, можно рассчитать коэффициент рациональности ассортимента по коэффициенту весомости. Коэффициент весомости характеризует значимость того или иного показателя и определяется экспертным путем. Чем ближе коэффициент рациональности к единице, тем ассортимент рациональнее. Однако в тех случаях, когда за базу при расчете перечисленных коэффициентов принимается, например, перечень товаров в Общероссийском классификаторе продукции, то расчет коэффициента рациональности теряет смысл. Ведь, например, наличие у предприятия десяти видов товаров из 50, перечисленных в классификаторе, само по себе о рациональности не говорит [14].
Ассортиментный перечень - это список наименований продукции, представленной в продаже. Ассортиментный перечень устанавливает директор фирмы. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров в соответствии с товарным профилем и специализацией предприятия (определяются лицензией).
Ассортиментные перечни для организации торговли в магазинах, на предприятиях общественного питания, на рынках, в местах уличной торговли должны быть согласованы и утверждены в соответствующем подразделении Администрации города (Департамент потребительского рынка и услуг). Ассортиментные перечни для реализации продовольственных товаров, продукции общественного питания, лакокрасочной продукции, строительных материалов, бытовой химии, мониторов для компьютеров, игрушек, табачных изделий, непродовольственных товаров в продовольственных магазинах могут также нуждаться в согласовании с городским Центром санэпиднадзора. Эти организации устанавливают обязательные требования к ассортиментным перечням [9].
В соответствии с требованиями санитарных норм товары в ассортиментном перечне должны удовлетворять правилам товарного соседства, нормам складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны быть представлены отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. В соответствии с правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, требования к ассортименту товаров в торговом предприятии включают:
При продаже тканей, одежды, обуви покупателю должна быть предоставлена возможность наряду с основной покупкой приобрести сопутствующие товары, предназначенные для ухода за изделием или дополняющие гардероб.
Требования местных администраций к ассортиментному перечню магазинов выдвигаются в целях упорядочения мелкорозничной торговли, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, государственной защиты прав потребителей и интересов потребителей.
Ассортиментный минимум - это минимальный перечень товаров, который должен присутствовать в продаже.
В целях обеспечения жителей товарами повседневного спроса, местные администрации рекомендуют предприятиям торговли выдерживать ассортиментный минимум товаров.
В ассортиментный минимум может входить определенное количество наименований продукции с торговой наценкой не более 10%. Местные администрации и главные санитарные врачи, заботясь о здоровье населения, вводят в ассортиментные минимумы предприятий торговли продукты питания, обогащенные витаминами, йодом и т.п.
В любой экономической ситуации жители населенных пунктов России должны быть обеспечены социально-значимыми товарами повседневного спроса, в том числе товарами, на которые осуществляется государственное регулирование цен [12].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ИП ЗАМУРАЕВА
2.1. Характеристика предприятия
Главная задача предпринимателя ИП Замураева - это получение максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.
Основным видом деятельности предпринимателя является розничная торговля обувью.
На сегодняшний день ассортимент предлагаемой потребителям продукции включает в себя более 100 наименований, в том числе мелкая обувь мужская и женская, средства для ухода за обувью и многое другое.
Общая площадь помещений, арендуемых предпринимателем, составляет 150 кв.м.
Подразделение предприятия находится по адресу: магазин «Каравелла» - торговый павильон «Людмила».
На 1.01.2011 на предприятии работает 4 человека. Текучесть кадров на предприятии отсутствует, лишь в 2016 году с предприятия уволился 1 работник магазина. Данному обстоятельству способствует благоприятная атмосфера труда, созданная на предприятии. Работники удовлетворены следующими факторами:
- удовлетворенность заработной платой;
- благоприятный социально-психологический климат;
- наличие слаженной команды работников.
По ценовым уровням реализуемых товаров исследуемый магазин можно отнести к магазинам низкого уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.
Рассмотрим динамику основных экономических показателей предприятия в динамике за 2016-2018 год на примере таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ экономических показателей предприятия в 2016-2018 годах
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2018 к 2017,+/- |
2018 к 2017,% |
2018 к 2016 году,+/_ |
2018 к 2016 году,% |
Товарооборот, тыс. руб. |
12 777 |
14 639 |
16 200 |
1 561 |
110,66 |
3 423,00 |
126,79 |
Себестоимость тыс. руб. |
10787 |
12787 |
13486 |
699 |
105,47 |
2 699,00 |
125,02 |
Себестоимость в % к товарообороту |
84,43 |
87,35 |
83,25 |
-4,10 |
95,31 |
-1,18 |
98,60 |
Издержки производства и обращения, тыс. руб. |
23,40 |
33,14 |
35,27 |
2 |
106,42 |
12 |
150,72 |
Издержки в % к товарообороту |
1173,4 |
1273,4 |
1308 |
34,6 |
102,72 |
134,6 |
111,47 |
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
1173,4 |
1273,4 |
1308 |
34,60 |
102,72 |
134,60 |
111,47 |
Фонд оплаты труда в % к товарообороту |
9,18 |
8,70 |
8,07 |
-0,63 |
92,76 |
-1,11 |
87,92 |
Численность работников, чел. |
8 |
9 |
7 |
-2 |
77,78 |
-1 |
87,50 |
Средняя зарплата одного работника, тыс.руб. |
146,68 |
141,49 |
186,86 |
45,37 |
132,07 |
40,18 |
127,40 |
Выработка общая, тыс.руб. |
1 597,13 |
1 626,56 |
2 314,29 |
687,73 |
142,28 |
717,16 |
144,90 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1 990,00 |
1 852,00 |
2 714,00 |
862,00 |
146,54 |
724,00 |
136,38 |
Прибыль от реализации в % к товарообороту |
15,57 |
12,65 |
16,75 |
4,10 |
132,41 |
1,18 |
107,56 |
Сумма налогов (ЕНДВ), тыс.руб. |
144 |
156,2 |
168,4 |
12,20 |
107,81 |
24,40 |
116,94 |
Сумма налогов в % к товарообороту |
1,13 |
1,07 |
1,04 |
-0,03 |
97,20 |
-0,09 |
92,23 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1 846,00 |
1 695,80 |
2 545,60 |
849,80 |
150,11 |
699,60 |
137,90 |
Чистая прибыль в % к товарообороту |
14,45 |
11,58 |
15,71 |
4,13 |
135,66 |
1,27 |
108,76 |