Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли ..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ АССОРТИМЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
1.1. Значение стратегии для развития фирмы
1.2. Понятие и назначение ассортиментной политики фирмы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ИП ЗАМУРАЕВА
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ ассортиментной политики
2.3. Анализ потребителей и конкурентов
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ МАГАЗИНА
3.1. Описание ассортиментной стратегии
Данные таблицы 2.1 показывают, что в течение трех последних лет товарооборот возрастал по отношению к 2016 году. Чистая прибыль компании к 2018 году возросла на 699,6 тыс.руб.
2.2. Анализ ассортиментной политики
Объектом исследования работы является магазин «Людмила» ИП Замураева, занимающееся розничной продажей кожаной женской обуви. Эта обувь представлена следующими видами:
– туфли;
– полуботинки;
– ботинки;
– полусапожки;
– сапожки;
– сапоги.
Проанализируем структуру ассортимента женской кожаной обуви, реализуемой магазином «Людмила» по сезонному назначению за 2016–2018 гг.
Таблица 2.2
Структура ассортимента женской кожаной обуви, реализуемой магазином «Людмила» по сезонному назначению за 2016–2018 гг.
Сезонное назначение обуви |
Годовой объем реализации, пар |
Структура ассортимента, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Зимняя |
1605 |
1403 |
1501 |
27,27 |
22,32 |
23,10 |
Летняя |
1705 |
1805 |
1906 |
28,97 |
28,71 |
29,34 |
Весенне– осенняя |
1821 |
2140 |
2207 |
30,94 |
34,04 |
33,97 |
Круглосезонная |
754 |
939 |
883 |
12,81 |
14,94 |
13,59 |
Итого |
5885 |
6287 |
6497 |
100 |
100 |
100 |
По результатам данных таблицы 2.2 следует отметить, что наибольший удельный вес имеет весенне–осенняя обувь, наименьший – круглосезонная.
Структура ассортимента женской кожаной обуви, реализуемой магазином «Людмила» по материалу верха за 2016–2018 гг. приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ структура ассортимента женской кожаной обуви, реализуемой магазином «Людмила» по материалу верха за 2016–2018 гг.
Характеристика обуви по материалу верха |
Годовой объем реализации, пар |
Структура ассортимента, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Натуральная кожа |
2048 |
2819 |
3067 |
34,8 |
44,8 |
47,2 |
Текстиль |
1750 |
1626 |
1925 |
29,7 |
25,9 |
29,6 |
Искусственный и синтетический материал |
1220 |
1139 |
1378 |
20,7 |
18,1 |
21,2 |
Комбинированный |
867 |
703 |
127 |
14,7 |
11,2 |
1,10 |
Итого |
5885 |
6287 |
6497 |
100 |
100 |
100 |
По результатам таблицы 2.3 видно, что наибольший удельный вес в ассортименте женской кожаной обуви, реализуемой магазином «Людмила» является с верхом из натуральной кожи: в 2018 г. – 47,2%, 2017 г. – 44,8%, 2016 г. – 34,8%. На втором месте – обувь с верхом из текстиля. В наших климатических условиях обувь из текстиля нельзя максимально использовать из–за малой износостойкости текстильных материалов. Но, следует отметить, что эта обувь обладает и достоинствами. Основными материалами являются ткани, трикотажные и нетканые полотна, искусственный мех. Текстильные материалы отличаются легкостью, мягкостью, разнообразной лицевой поверхностью и окраской, прекрасными паро– и воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, поэтому между обувью и стопой человека создается благоприятная среда. Такая обувь удобна и подходит для носки в сухой летний период.
Довольно небольшой удельный вес обуви из искусственного и синтетического материалов. Следует отметить, что обувь с верхом из искусственных и синтетических материалов обладает рядом преимуществ: невысокая стоимость (что особенно актуально в последнее время) по сравнению с обувью с верхом из натуральной кожи, более упрощенное производство, возможность придать и создать необходимые свойства этим материалам, повышенный срок службы. Но такая обувь уступает обуви с верхом из натуральной кожи по внешнему виду и гигиеническим свойствам. Обувь с комбинированным верхом составляет всего 1,1% от всей обуви.
Итогом работы магазина «Людмила»» за 2018 г. является заключение пятидесяти девяти договоров на закупку обуви и сопутствующих товаров, в том числе заключено пятнадцать договоров с оплатой на условиях реализации (на два договора больше в сравнении с 2017 г.).
С такими предприятиями как ООО «Марко» и ООО «Белвест» заключены договоры на условиях оплаты с отсрочкой платежа на пятьдесят календарных дней, что позволило сэкономить ежемесячно в среднем до 120 тыс. руб. кредитных ресурсов и сократить расходы по данной статье.
Специалистами предприятия постоянно проводилась работа по расширению завозимого ассортимента, активизации реализации обуви, недопущению случаев отсутствия товаров в продаже. Специалистами магазина «Людмила» разрабатывались обязательные и расширенные ассортиментные перечни товаров, дополнительные к уже имеющемуся ассортименту. Для улучшения структуры ассортимента, получения необходимых размеров, моделей и расцветок и своевременности поставки специалисты выезжали в командировки для отборки и получения, а также посещали предприятия г. Москвы 80 раз (в 2017 году – 90 раз).
Проанализируем структуру ассортимента женской кожаной обуви, реализуемой магазином «Людмила» за 2016–2018 гг. по поставщикам (таблица 2.4). Согласно данным таблицы 2.4, наибольший удельный вес занимает продукция предприятий, пользующаяся наибольшим спросом у потребителей ОАО «Луч» (18,81%) и СП «Ле Гранд» (14,96%). Меньший удельный вес занимают предприятия специализирующиеся лишь на одном виде обуви, либо маленькие по объему выпускаемой продукции (ООО «Белстеп» – 9,57% – выпуск только туфель; ЗАО СП «Отико» – 4,19%; ИП Кауфман – 3,11%; ИП Дырман – 3,4%; ООО «Цвик» –3,11%).
Таблица 2.4
Анализ структуры ассортимента женской кожаной обуви, реализуемой магазином «Людмила» за 2016–2018 гг. по основным поставщикам
Характеристика обуви по поставщикам |
Годовой объем реализации, пар |
Структура ассортимента, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
ОАО «Луч» |
1006 |
1104 |
1222 |
17,10 |
17,56 |
18,81 |
СП «Ле Гранд» |
953 |
994 |
972 |
16,19 |
15,81 |
14,96 |
ООО «Белстэп» |
206 |
192 |
192 |
3,50 |
3,05 |
2,96 |
АО «Неман» |
246 |
249 |
222 |
4,18 |
3,96 |
3,42 |
СП «Эвимар» |
401 |
614 |
722 |
6,81 |
9,77 |
11,11 |
СП «Белвест» |
511 |
594 |
622 |
8,68 |
9,45 |
9,57 |
СП «Белкельме» |
359 |
373 |
422 |
6,10 |
5,93 |
6,50 |
ОАО «Красный Октябрь» |
691 |
709 |
692 |
11,74 |
11,28 |
10,65 |
ЗАО СП «Отико» |
253 |
260 |
272 |
4,30 |
4,14 |
4,19 |
СП «Рейлит» |
301 |
302 |
342 |
5,11 |
4,80 |
5,26 |
ИП Кауфман |
231 |
219 |
202 |
3,93 |
3,48 |
3,11 |
ИП Римашевский |
256 |
246 |
192 |
4,35 |
3,91 |
2,96 |
ООО «Цвик» |
205 |
184 |
202 |
3,48 |
2,93 |
3,11 |
ИП Дырман |
266 |
247 |
221 |
4,52 |
3,93 |
3,40 |
Итого |
5885 |
6287 |
6497 |
100 |
100 |
100 |
Значительных изменений в структуре ассортимента женской кожаной обуви, реализуемой магазином «Людмила» за 2016–2018 гг. по основным поставщикам не произошло, организация отдает предпочтение ОАО «Луч» и СП «Ле Гранд» поскольку данные предприятия специализируются на выпуске нескольких десятков видов обуви и поставки от данных предприятий осуществляются партиями широкого ассортимента.
Проведем анализ причин возврата продукции в магазин «Людмила» от торгующих организаций. Данные для анализа приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Анализ причин возврата продукции в магазин «Людмила» от торгующих организаций за 2018 год
Наименование порока |
Количество пар, шт. |
1 |
2 |
Осыпание красителя |
210 |
Трещины лицевого слоя |
52 |
Рыхлость спилка–велюра (образование дыр) |
27 |
Трещина пленочного покрытия ИК |
41 |
Отдушистость товара |
115 |
Недолив подошвы, раковины, расслоения |
16 |
Разрушение ниточных швов |
1 |
Разница в цвете одноименных деталей |
8 |
Разная высота одноименных деталей в паре |
12 |
Разница в «опушке» |
8 |
Неправильная комплектация (распаровка) |
101 |
Отклейка подошвы |
106 |
Сквозное повреждение материала верха |
162 |
Сыпучесть краев деталей из текстильного материала |
4 |
Отсутствие спроса |
129 |
Отсутствие пряжек |
7 |
Дыры на накладных деталях из–за обрезки выпрессовок |
51 |
Проявление пигментации от маркировки продукции |
73 |
Нестандартная продукция |
18 |
Всего |
1141 |
Таким образом, возврат обуви, реализуемой магазином за 2018 г. составил 1141 пар.
Основными дефектами обуви являются:
– трещины лицевого слоя и покрытия;
– отклейка подошвы;
– сквозные и частичные повреждения деталей.
Проведенное исследование возврата обуви показало, что наибольший удельный вес имеют причины, зависящие непосредственно от производителя. Поэтому в конкурентной борьбе за потребителя выиграют предприятия, которые будут уделять должное внимание вопросам качества, повышать уровень производства и учитывать пожелания потребителей в области качества обуви.
2.3. Анализ потребителей и конкурентов
Целесообразность расширения ассортимента магазина «Людмила» и возможности увеличения товарооборота связаны с ужесточившейся конкуренцией на рынке торговли обувью.
На рассматриваемый сегмент рынка ориентированы более 50 торговых предприятий.
На рисунке 2.1 представлена доля рынка основных конкурентов магазина «Людмила» на рынке обуви эконом-класса в городе Череповце.
Рис. 2.1. Доля рынка основных конкурентов магазина «Людмила» на рынке обуви эконом-класса в городе Череповце,%
Доля продаж магазина «Людмила» составляет менее 1 %, поэтому на рисунке он не приведен.
Далее, была произведена экспертная оценка конкурентов ООО «Людмила» при участии 5 независимых экспертов из числа сотрудников консалтинговой компании «Триза». Оценка проводилась по пятибалльной шкале. Результаты оценки приведены в таблице 2.6 и отражены на многограннике конкурентоспособности (рис.2.2).
Таблица 2.6
Анализ конкурентов
Показатель |
Вена |
Людмила |
ЦентрОбувь |
Магазин Наша Обувь |
Обувной магазин Vivat |
Ассортимент |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
Качество обслуживания |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
Удобство расположения |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Размер торговой площади |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
Ценовая политика |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
Средний балл |
4,2 |
3,8 |
4,2 |
4,8 |
4,2 |
Рис. 2.2.Многогранник конкурентоспособности магазина «Людмила»
Данные таблицы 2.6 и рисунка 2.2 позволяют сделать вывод о том, что лидером в оценке конкурентоспособности является магазин «Наша Обувь». магазин «Людмила» отстает от данного конкурента на 1 балл.