Файл: Формы государственного устройства (Формы и принципы государственного устройства).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формы и принципы государственного устройства
1.1. Понятие и сущность государственного устройства
1.2. Принципы государственного устройства
2. Виды форм государственного устройства
2.1. Унитарная форма государственного устройства
2.2 Федеративная форма государственного устройства
2.3 Конфедеративная форма государственного устройства
Верхняя палата парламента может быть сформирована по политико-административным территориальным единицам. К примеру, Парламент Франции состоит из 2-х палат: нижняя – Национальное собрание и верхняя – Сенат.
В течение длительного времени большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Финляндия, Дания, Люксембург, Новая Зеландия и др.). Но сегодня большая часть парламентов являются однопалатными [13, с. 117].
4) наличие составных частей унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства), которые государственным суверенитетом не обладают.
Административно-территориальное единицы не обладают своими самостоятельными воинскими формированиями, внешнеполитическими органами и другими элементами государственной власти. Но, органы местного самоуправления обладают известной, а иногда и существенной самостоятельностью. Унитарная форма государственного устройства по степени их зависимости от центральных органов государственной власти, может быть как централизованным, так и децентрализованным.
Считается, что государство является централизованным, при условии, если во главе местных органов государственной власти стоят чиновники, которые назначены из центра, имеющие подчинение органам местного самоуправления. К примеру, в Финляндии местное самоуправление возглавляет губернатор, назначаемый президентом [13, с. 117].
В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти могут быть избраны народом и пользуются существенной самостоятельностью в решении вопросов и проблем.
В значительном количестве современных унитарных государств основным территориальным делением является политико-административное деление. Вместе с тем в большинстве стран существуют административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, но, зависимость не является строгой: часто в менее крупных странах число ступеней большее, нежели в более крупных странах [15, с. 144].
Современные реалии в развитии политико-административного деления заключены в укрупнении низовых единиц и регионализации путем создания крупных регионов, как при помощи укрупнения высших единиц, так и при помощи учреждения нового высшего их уровня.
Малые единицы, которые унаследованы от истории, не могут должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи существенным образом облегчают возможность быстрого преодоления расстояний и оперативного решения вопросов административного обслуживания населения [4, с. 108].
Во большинстве странах процессы урбанизации приводят к возникновению обширных городских агломераций, но, в основном они не были преобразованы в единые территориальные структуры, и не обладают общими органами публичной власти. В лучшем случае могут быть созданы координационные органы.
В децентрализованных унитарных государствах имеет место конституционное распределение полномочий между центральной государственной властью и территориальными единицами высшего уровня.
Централизованными унитарными государствами являются государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах могут осуществлять только администраторы, которые назначены сверху [12, с. 190].
Таким образом, унитарной формой государственного устройства является форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федеративной формы не имеет в своем составе федеративных единиц, а может иметь подразделение на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчинены центральным органам государственной власти и не имеют признаки государственного суверенитета. Для унитарного государства характерно наличие существования общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции.
2.2 Федеративная форма государственного устройства
Под федеративной формой государственного устройства следует понимать форму государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) обладают собственными конституциями, законодательными, исполнительными и судебными органами [4, с. 200].
Федеративная форма государственного устройства является также итогом добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Опираясь на это определение федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большего числа федеративных государств:
- территория федеративного государства состоит из территорий ее отдельных субъектов: штаты, кантоны, земли, республики и т.д.;
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничена союзной (федеральной) конституцией;
- субъекты федерации обладают правом принять собственную конституцию, обладают своими высшими законодательными, исполнительными и судебными органами;
- существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
- основная общегосударственная деятельность может осуществляться союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях [6, с. 209].
Федеративные государства можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федеративные государства построены по национальному признаку, другие федеративные государства на национально-территориальной основе, третьи на чисто территориальном принципе.
Большая часть федеративных государств основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Правда, отдельные субъекты этих федеративных государств включают районы, в которых проживает этнически обособленное население.
Другие федеративные государства образованы на территориальной основе. Это, в основном, страны с многонациональным населением, или страны, в которых существуют этносы не составляют компактных групп, или страны, территориальное устройство которых выстроено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.
Таким образом, в зависимости от признаков построения федеративных государств их можно подразделить на:
- территориальные (союзное государство);
- национальные (союз государств);
- территориально-национальные [5, с. 144].
Территориальная федерация может характеризоваться существенным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
- центральная власть имеет верховенство в отношении к высшим государственным органам членов федеративного государства. Конституционными нормами установлен список вопросов, по которым только союзное государство может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы могут находиться в ведении законотворческих органов субъектов федерации.
- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
- конституционным законодательством не предусмотрено, а иногда и запрещено субъектам федерации односторонний выход из союза;
- управление вооруженными силами может осуществляться союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещено содержать профессиональные вооруженные образования [14, с. 204].
Национальная федерация может характеризоваться более сложным государственным устройством по причине многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большого количества разновидностей национальной федерации:
- наличие субъектов федерации – национально-государственных образований, которые имеют отличия друг от друга национальным составом населения и культурой;
- национальная федерация формируется на принципе добровольного объединения субъектов, которые ее составляют, которые пользуются одинаковыми правами, в не зависимости от территориального размера и численности населения;
- все субъекты современной национальной федерации имеют признаки государственного суверенитета и не могут терять право установления дипломатических отношений с другими государствами, заключения экономических политических и других договоров;
- высшие государственные органы могут формироваться из представителей субъектов федерации чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
- в основе национальной федерации заложено национальное право на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности [12, с. 198].
Имеются государственные устройства, в которых органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации. Специфика такого государства заключена в наличии необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.
При федеративном государстве некоторые признаки также уже отмечены выше. Федерации могут быть образованы или в результате договора между независимыми государствами, которые осознали необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, или по причине присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, или в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государственных черт [11, с. 88].
В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации. К примеру, США как государство возникли как результат договора между тринадцатью штатами, которые свергли в совместной борьбе британское колониальное владычество. В дальнейшем они присоединяли тем или иным образом новые территории и формировали их как штаты, а также преобразовывали в штаты отдельные колонии.
Отдельные земли Германии представляют собой бывшие монархии (Саксония, Бавария), тем или иным способом захваченных Пруссией, которая объединила Германию. Землями стали бывшие ганзейские города (Бремен, Гамбург), а ряд нынешних земель был сформирован после второй мировой войны на базе бывших прусских провинций (Бранденбург, Нижняя Саксония) [9, с. 87].
Федеративные государства часто называются союзными, что отражено даже в их официальных наименованиях.
В отличие от унитарной формы государственного устройства федеративная форма государственного устройства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации.
Государственные образования, которые входят в состав федеративного государства, могут не быть государствами в собственном смысле слова, так как они не имеют полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем основным вопросам внутренней и внешней политической жизни.
В федеративной форме государственного устройства имеет место два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.) [8, с. 198].
На высшем уровне федеративный характер государства выражен в формировании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого выражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании использован принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.
Одним из формальных признаков федеративной формы государственного устройства является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закреплено конституциями государств [7, с. 188].
В федеративной форме государственного устройства функционирует правовая система, которая построена на принципе централизации, единстве. Но субъектами федерации могут создаваться и своя правовая система.
Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны в полной мере соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Данный принцип должен быть соблюден когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, которые были приняты ими до вступления в федерацию. Они должны быть приведены в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативно-правовых актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации [7, с. 190].