Файл: Формы государственного устройства (Формы и принципы государственного устройства).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формы и принципы государственного устройства
1.1. Понятие и сущность государственного устройства
1.2. Принципы государственного устройства
2. Виды форм государственного устройства
2.1. Унитарная форма государственного устройства
2.2 Федеративная форма государственного устройства
2.3 Конфедеративная форма государственного устройства
Введение
Вопросы и проблемы форм государственного устройства стали возникать по мере увеличения территориальных государственных размеров, что требовало формирования специальных государственных органов и учреждений для осуществления управления государственной территорией.
Под формой государственного устройства следует понимать способ территориальной организации государственной власти, выражающийся в государственном национальном и административном устройстве, в характере взаимоотношений между отдельными частями государства, а также между центральными и местными органами власти.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что форма государственного устройства представляет собой не только способ организации политической власти, который охватывает форму правления, форму государственного устройства, но и также политический режим. Процесс изучения форм государственного устройства обладает огромным значением в современном мире. От того какая форма государственного устройства в существенной степени зависит вся политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.
Объект исследования – формы государственного устройства.
Предмет исследования – особенности и специфика государственного построения в современном мире.
Цель курсовой работы – исследовать и выявить тенденции развития форм государственного устройства в современном мире.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, задачами являются:
- Охарактеризовать формы и принципы государственного устройства.
- Рассмотреть виды форм государственного устройства.
- Изучить формы государственного правления.
Степень изученности темы. Вопросам и проблемам форм государственного устройства в разное время уделяли внимание в своих трудах такие ученые как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, С.В. Клименко, М.Н. Марченко, В.В. Лазарев, Ф.М. Решетников, Н.И. Матузова и др. Данными авторами были подробно исследованы вопросы и проблемы, затрагивающие формы государственного устройства, правления и формы государственного правового режима.
В процессе написания курсовой работы были использованы методы исследования: анализ научных источников, сопоставление различных данных, обобщение и логико-эвристический метод, методы сравнения и анализа и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Формы и принципы государственного устройства
1.1. Понятие и сущность государственного устройства
В системе изучения государственного устройства важным является понятие «формы государственного устройства», под которым понимается организация государственной власти и ее устройство.
Форма государственного устройства может быть охарактеризована связью неразрывного характера с его содержанием. Если при помощи содержания можно установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, выяснить кто осуществляет государственную власть, то при изучении формы устройства можно выяснить насколько верно построена государственная власть, при помощи каких органов и субъектов она представлена, какой установлен порядок взаимодействия и образования, при помощи каких методов происходит осуществление государственной власти [4, с. 55].
Государственные признаки, которые изначально выражены в предпосылках государственной власти, в процессе развития истории сформировались в формы государственного устройства [3, с. 67].
Форма государства – это своего рода устройство, которое выражено в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в ходе осуществления процесса управления ими при помощи политического режима, в способах и методах организации высших органов государственной власти при помощи формы правления, а также форме территориального устройства [11, с. 50].
Очень часто в форму государственного устройства включается и политический режим. Категории политического режима и формы государства имеют тесную взаимосвязь. Их взаимосвязь обладает большой формой, что форма государственного устройства требует рассмотрения только в связи с политическим режимом. Политический режим оказывает влияние на формы государственного устройства, причем оказывает влияние характерным образом.
Характерное влияние политического режима на формы государственного устройства выражено в том, что:
- определенные формы государственного устройства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, а в авторитарном режиме нет парламентаризма);
- политический режим демонстрирует настоящее содержание той или иной формы государственного устройства [16, с. 61].
Можно выделить большое многообразие форм государственного устройства в современном мире, что нашло свое отражение в том, что форма государственного устройства каждого определенного государства формируется под влиянием большого количества факторов, среди которым можно выделить:
-
- особенности исторического государственного развития;
- сформировавшиеся исторические традиции в государстве;
- наличие различных политико-правовых идей государства;
- наличие национального состава населения государства;
- наличие внешних факторов [6, с. 79].
Прямым и непосредственным образом оказывает влияние на установление формы государственного устройства определенного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её итоги [3, с. 55].
В современном мире сформированы основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.
Таким образом, форма государственного устройства может быть охарактеризована связью неразрывного характера с его содержанием. Если при помощи содержания можно установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, выяснить кто осуществляет государственную власть, то при изучении формы устройства можно выяснить насколько верно построена государственная власть, при помощи каких органов и субъектов она представлена, какой установлен порядок взаимодействия и образования, при помощи каких методов происходит осуществление государственной власти.
Характерное влияние политического режима на формы государственного устройства выражено в том, что определенные формы государственного устройства взаимосвязаны с определенными политическими режимами, политический режим демонстрирует настоящее содержание той или иной формы государственного устройства.
1.2. Принципы государственного устройства
По своей сути, фундаментальные принципы выступают в качестве тех элементов, которые определяют систему организации государственной власти в определенной стране, образование ее, взаимодействие с народом, разделение этой власти на ответственные ветви, их сотрудничество между собой и т.д. [14, с. 77].
Если рассмотреть данную категорию более обобщенно, то такое понятие выглядит комплексом всех форм организации власти в стране. При более пристальном исследовании принципами государственного устройства являются не только совокупность, но и характеристика взаимодействия всех органов государственной власти государства [15, с. 100].
В процессе административно-политического управления можно выделить две основные формы: республиканские и монархические. Обе формы обладают своими особенностями и характерными принципами государственного устройства [11, с. 88].
В странах с монархическим государственным устройством наивысшим олицетворением всей государственной власти выступает единоличный правитель – монарх. Характеризуется данная форма фактом передачи государственной власти по наследству, в основном внутри династии, хотя бывают и исключения из правил.
Важной особенностью монархического государственного устройства является принцип отрицания ответственности государя перед народом.
Монархия может быть абсолютной, как в ряде стран Востока (Бруней, Саудовская Аравия) или конституционной (Англия, Дания). Такая форма является древнейшей, и это скорее пережиток прошлого [13, с. 99].
В большинстве прогрессивных стран мира приняты совершенно иные принципы государственного устройства. Речь идет о республиканской системе. Большая часть конституционных монархий, по сути, уже давно приняли прогрессивные принципы, но сохраняет собственную королевскую династию только лишь как символ или из-за приверженности историческим традициям [7, с. 92].
Республиканская система государственного устройства подразумевает наличие обязательной выборности народом всех органов государственной власти, а также их последующую ответственность перед избирателями за свои действия. Примером такой формы государственного управления является Российская Федерация.
Фундаментальными принципами государственного устройства Российской Федерации является власть народа, так как именно народом избирается путь развития и отчетность всех уровней правительства перед гражданами.
В основном, властные полномочия в таких странах разделены на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) или больше. Республиками также могут приниматься различные формы – президентская, смешанная, парламентская. Основным принципом в их различии выступает мера участия главы государства и законодательного органа в государственных делах, баланс их полномочий [3, с. 111].
Таким образом, фундаментальные принципы выступают в качестве тех элементов, которые определяют систему организации государственной власти в определенной стране, образование ее, взаимодействие с народом, разделение этой власти на ответственные ветви, их сотрудничество между собой и т.д. Такое понятие выглядит комплексом всех форм организации власти в стране. При более пристальном исследовании принципами государственного устройства являются не только совокупность, но и характеристика взаимодействия всех органов государственной власти государства.
2. Виды форм государственного устройства
2.1. Унитарная форма государственного устройства
Унитарной формой государственного устройства является форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федеративной формы не имеет в своем составе федеративных единиц, а может иметь подразделение на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчинены центральным органам государственной власти и не имеют признаки государственного суверенитета [13, с. 66].
Унитарная форма государственного устройства может характеризоваться признаками:
- на территории государства с унитарной формой государственного устройства действует только одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений.
По той причине, что все административно-территориальное государственные единицы обладают одинаковым правовым статусом. В унитарной форме государственного устройства содержаться, принципы, разграничивающие полномочия между центральной государственной властью и территориальными единицами высшего уровня, принципы административно-территориального разделения, принципы формы государственного устройства, принципы компетенции главы государства, принципы правового положения личности, формы правления, структуры высших органов государственной власти [16, с. 177].
Но имеются и исключения из правил, в государствах где действует неписаная конституция, предписание которой содержится не в одном документе, а в большом количестве документов (нормативно-правовые акты правовые и правовые обычаи).
- наличие единой системы высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых имеет распространение на территорию всей страны.
Органами местного самоуправления могут издаваться законы, которые имеют только подчинительный характер и своими действиями не вступают в противоречие с Конституцией и также центральными органами государственной власти. Действия органов местного самоуправления прямо подчинены главе государства, правительству, парламенту [14, с. 122].
3) наличие однопалатного парламента. Имеют действие в большинстве европейских стран (Венгрия, Финляндия, Швеция, Болгария, Дания и др.). Но имеются и исключения из правил (Испания, Франция, Италия, Польша и др.)