Файл: Формы государственного устройства (Формы и принципы государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • абсолютную;
  • ограниченную;
  • конституционную.

Под абсолютной монархией понимается форма государственного правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Появление абсолютной монархии можно связать с процессом зарождения буржуазных отношений и зарождающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий [14, с. 78].

К наиболее значительным чертам абсолютной монархии можно отнести ликвидацию или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченную власть монарха, наличие в непосредственном подчинении и распоряжении монарха постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут быть назначены и уволены монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность.

По мере развития буржуазных отношений абсолютистская монархия в отдельных странах эволюционировала в конституционную монархию, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса – буржуазии.

Под ограниченной монархией следует понимать форму монархии, при которой монарх являясь юридически и фактически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью.

Под конституционной монархией следует понимать форму правления, при которой власть монарха существенно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не имеет право на изменение конституции [16, с. 88].

Как форма правления, конституционная монархия возникла в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия может характеризоваться отдельными признаками:

  • правительство может быть сформировано из представителей определенной партии (или партий), которые получили большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, который обладает наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • законодательные акты могут быть приняты парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом [10, с. 288].

Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.

Таким образом, монархия как форма правления представляет собой сложный состав власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Монархия в свою очередь делится на: абсолютную; ограниченную; конституционную. Первые две формы не используются, а вот последняя до сих пор применяется в отдельных странах.

3.2. Республиканская форма

Республиканская форма правления может отличаться рядом признаков:

  • выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
  • наличием главы государства, который выбран на определенный срок;
  • производный характер государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
  • юридическая ответственностью главы государства [13, с. 200].

Республиканская форма правления может иметь разделение на парламентскую и президентскую формы.

Под парламентской формой правления подразумевается разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В парламентской республике правительство может быть сформировано парламентским способом из числа депутатов, которые имеют принадлежность к партиям, располагающим большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Правительство остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство или уходит в отставку, или через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов [3, с. 323].

В основном, глава государства в парламентских республиках может быть избран парламентом или специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

К примру, в Италии, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом.


В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделено с представителями членов федерации. Так в Германии президент может быть избран федеральным собранием, которое состоит из членом бундестага, и такого же числа лиц, которые выбираются ландтагами земель на началах пропорционального представительства.

Процесс выбора главы государства в парламентарной республике могут быть осуществлен на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародования законов, издания декретов, назначения главы правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. [4, с. 288].

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, в основном, президентом. Глава правительства формирует возглавляемое правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Наиболее характерной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство только тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Под президентской республикой следует понимать одну из разновидностей современной формы государственного правления, которая вместе с парламентаризмом заключает в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерными чертами президентской республики являются:

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства [9, с. 308].

Классической президентской республикой являются США. Согласно конституции США, в основе которой заложен принцип разделения властей, четко закреплено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть принадлежит президенту, судебная власть принадлежит Верховному суду.

Президент США может быть избран населением страны при помощи косвенного голосования (выборов) через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство может быть сформировано президентом, который победил на выборах, из лиц принадлежащих к его партии.


Президентская форма правления в разных странах обладает своими особенностями. К примеру, во Франции президент может быть избран путем всеобщего голосования, набравшим абсолютное большинство количество голосов.

Таким образом, республиканская форма правления может отличаться рядом признаков: выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером, наличием главы государства, который выбран на определенный срок, производный характер государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа, юридическая ответственностью главы государства. Республиканская форма правления может иметь разделение на парламентскую и президентскую формы.

3.3. Тоталитарное государство

Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления – формы правления тоталитарного государства.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

  • наличие правящей партии, которая составляет ядро политической системы и играет руководящую роль в процессе управления всеми государственными и общественными государственными делами;
  • совпадение вождя партии и главы государства в одном лице, который стремиться к пожизненному сохранению своих политических постов;
  • наделение главы государства диктаторскими полномочиями;
  • формальный характер партийных и государственных выборов;
  • повышенная роль партийной и государственной бюрократии, которая решает все конкретные дела общественной и государственной жизни;
  • отсутствие юридической ответственности главы государства и партии [14, с. 300].

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

Обобщение и анализ исторического опыта функционирования тоталитарных государств говорит о том, что они оказываются достаточно эффективными в том случае, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае тоталитарная власть в состоянии обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими, т.е. политическими средствами [13, с. 300].


Тоталитарно устроенное государственное правление успешно достигает поставленных перед ним целей, если действует по принципу «результат любой ценой». Когда же общество вынуждено развиваться интенсивно, данный тип правления становиться малоэффективным, более того, он превращается в препятствие на пути государственного прогресса.

Органически присущая тоталитарному правлению централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», исключает квалифицированные планирование и решения, так как центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей [8, с. 200].

При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра действие таких существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и т.д., отступали на второй план.

Таким образом, тоталитарная форма правления представляет собой политический режим, который подразумевает полнейший (тотальный) государственный контроль над всеми аспектами общественной и частной жизни. Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками: наличие правящей партии, которая составляет ядро политической системы и играет руководящую роль в процессе управления всеми государственными и общественными государственными делами, совпадение вождя партии и главы государства в одном лице, который стремиться к пожизненному сохранению своих политических постов, наделение главы государства диктаторскими полномочиями, формальный характер партийных и государственных выборов, повышенная роль партийной и государственной бюрократии, которая решает все конкретные дела общественной и государственной жизни, отсутствие юридической ответственности главы государства и партии.

Заключение

Форма государственного устройства может быть охарактеризована связью неразрывного характера с его содержанием. Если при помощи содержания можно установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, выяснить кто осуществляет государственную власть, то при изучении формы устройства можно выяснить насколько верно построена государственная власть, при помощи каких органов и субъектов она представлена, какой установлен порядок взаимодействия и образования, при помощи каких методов происходит осуществление государственной власти.