Файл: Формы государственного устройства (Формы и принципы государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

Основным вопросом любой федерации является вопрос разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения данного вопроса напрямую зависит юридической положение государственных образований и характер отношений, складывающихся между федерацией и ее членами.

Практика федеративной формы государственного устройства демонстрирует, что вопросы полномочий федеральных и местных органов решаются на основе принципов:

  • принципа исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только федерация может принимать решения, издавать нормативно-правовые акты. Все другие вопросы, которые не вошли в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
  • принципа совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральными органами государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решаются вопросы, входящие в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может обладать разными формами, которые закреплены в конституции и других законах;
  • принципа сфер полномочий предполагающих установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, которые отнесены к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации [9, с. 108].

Необходимо обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств, к примеру, в Российской Федерации, возник и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий. Делегирование полномочий снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, говорит о добровольности распределения компетенции.

Одним из сложных вопросов федеративной формы государственного устройства является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Анализ конституций существовавших федераций выявил, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.


Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому односторонние волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба [7, с. 195].

В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа права наций на самоопределение.

Федеративная форма государственного устройства может иметь деление на два вида: национально-государственное и административно-территориальное.

В основе национально-государственной федерации заложены национальные факторы и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, которые входят в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.

В основе административно-территориальной федерации, в основном, заложены экономические, географические, транспортные и другие территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы [11, с. 177].

Таким образом, под федеративной формой государственного устройства следует понимать форму государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) обладают собственными конституциями, законодательными, исполнительными и судебными органами.

Федеративная форма государственного устройства является также итогом добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Опираясь на это определение федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большего числа федеративных государств: территория федеративного государства состоит из территорий ее отдельных субъектов: штаты, кантоны, земли, республики и т.д., верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничена союзной (федеральной) конституцией, субъекты федерации обладают правом принять собственную конституцию, обладают своими высшими законодательными, исполнительными и судебными органами, существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц, основная общегосударственная деятельность может осуществляться союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.


2.3 Конфедеративная форма государственного устройства

Конфедерацией является форма государственного устройства, при которой государства, которые составляют конфедерацию, в полной мере сохраняют свою независимость, обладают собственными органами государственной власти и государственного управления, могут создавать специальные объединенные органы для осуществления координационных действий в определенных целях [13, с. 199].

Опыт истории стран-конфедераций позволил выделить следующие признаки, которые характерны для данной формы государственного устройства:

  • наличие договорной формы образования. Большинство стран-конфедераций были образованы на основе соответствующих договоров.
  • наличие свободы выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, в которых попытка выхода может быть рассмотрена как угроза государственного строя, выход из состава конфедерации подразумевает расторжение договорной связи с союзом.
  • конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее, т.е. никакие решения власти не имеют силы на территории государства, которое входит в состав конфедерации, без их согласия.
  • предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом небольшого круга вопросов. Это в основном вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, формирования общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедераций.
  • в конфедерации образуются не все государственные органы, а только органы, необходимые для решения задач, которые выделены по договорным актам.
  • в представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
  • постоянно действующие государственные органы конфедерации не могут обладать властными полномочиями. В актах конфедеративной власти не содержатся нормы прямого действия, а адресованы они к органам власти субъектов конфедерации.
  • субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании, или в отказе применения актов союзной власти.
  • бюджет конфедерации может быть сформирован за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Конфедерация не обладает правом непосредственного налогообложения.
  • субъекты конфедерации обладают правом на установление таможенных и иных ограничений, которые препятствуют передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
  • в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
  • воинские формирования могут комплектоваться субъектами конфедерации, причем зачастую сохраняется их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
  • в конфедерации нет союзного гражданства [9, с. 77].

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, они или подвергаются распаду, или превращаются в федерацию: к примеру, Германский союз, Швейцарский союз и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Как форма союза государств, которые сохраняют суверенитет в полном объеме, конфедераций сегодня не существует. На различных исторических этапах были сформированы конфедерации, но после непродолжительного своего существования они либо распадались, либо обретали статус федерации. По своей сути совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, конфедерация под влиянием различны факторов и причин утрачивает баланс, который необходим для своего сохранения Решающую роль при этом играют этнические и экономические факторы [15, с. 190].

Характерно, что к федеративной форме государственного устройства перешли только конфедерации, имеющие мононациональный состав (США, Германия), а конфедерации, имеющие многонациональный состав (Австpо‒Венгpия, Норвегия, Швеция и др.) распались. Наиболее известны две конфедерации – североамериканская и швейцарская.

Таким образом, конфедерацией является форма государственного устройства, при которой государства, которые составляют конфедерацию, в полной мере сохраняют свою независимость, обладают собственными органами государственной власти и государственного управления, могут создавать специальные объединенные органы для осуществления координационных действий в определенных целях [4, с. 233].

Для данной конфедерации характерны признаки: наличие договорной формы образования, наличие свободы выхода из конфедерации (сецессии), суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее, т.е. никакие решения власти не имеют силы на территории государства, которое входит в состав конфедерации, без их согласия, предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом небольшого круга вопросов, в конфедерации образуются не все государственные органы, а только органы, необходимые для решения задач, которые выделены по договорным актам, в представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства, постоянно действующие государственные органы конфедерации не могут обладать властными полномочиями, субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, воинские формирования могут комплектоваться субъектами конфедерации, причем зачастую сохраняется их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам, в конфедерации нет союзного гражданства.


3. Формы государственного правления

3.1. Монархическая форма

В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает форма государственного правления, так как при помощи формы правления определяется, кто и каким образом осуществляет государственную власть в обществе [7, с. 200].

Под формой государственного правления понимается элемент государственной формы, который характеризует процесс организации верховной государственной власти, порядок образования органов государственной власти и их взаимоотношений с населением государства.

К верховной государственной власти относятся глава государства (монарх или Президент), законодательный орган, правительство. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Если рассматривать на примере Российской Федерации, то государственная власть в стране осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти [8, с. 100].

Форма государственного правления предоставляет возможность определения:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • какой принцип заложен в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  • каким образом строятся отношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать права и свободы гражданина [6, с. 155].

Монархия как форма правления может отличаться следующими признаками:

  • существование единоличного носителя верховной власти, монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, в основном, пользуется властью пожизненно;
  • наследственный порядок преемственности верховной власти, который регулируется законом о престолонаследии или обычаем;
  • монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
  • отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства [8, с. 118].

Монархия в свою очередь делится на: