Файл: Выбор стиля руководства организации и рекомендации по совершенствованию.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства организации». По моему мнению, эта тема очень актуальна в наше время. Стиль руководства непосредственно влияет на результаты деятельности организации.
Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Также можно поступить, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации можно погубить эффективность коллектива.
В данной работе мы попытаемся рассмотреть структуру стиля управления организацией, разберем несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы, данных стилей.
На примере взятой организации, Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, проанализировав его характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.
Объект. Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителями данной организации.
Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной ее работе – Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Задачи:
– Рассмотреть составляющие менеджмента.
– Охарактеризовать объект исследования.
– Проанализировать стиль руководства данной организации.
– Предложить некоторые рекомендации по улучшению стиля руководства в Управлении по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Понятие и факторы формирования стиля руководства рассмотрели такие авторы: Барков С.А., Бизюкова И.В., Гапоненко А.Л., Галенко В.П., Таранов П.С., Тидор С.Н., Коротков Э.М., Мексон М.Х., Альберт М.Михайлина Г.И., Сухов С.В., Сухов Ю.А., Омаров А.М., также новейшие научные статьи по теме исследования. В их трудах изложены практические рекомендации для руководителей, описаны методики изучения различных стилей руководства.
При написании курсовой работы использовались метод экспертных оценок, анкетирование, собеседование, наблюдение.
1. Теоретические основы формирования стиля руководства
в организации
1.1. Понятие стиля руководства и факторы его формирования
Для эффективного управления руководителю необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе.
Руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы.
Стиль руководства (управления) – «Устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса» [8, с. 465], другими словами, это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной задачи.
Стиль руководства – явление индивидуальное, определяется специфическими характеристиками личности, отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений.
Лидер – человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. Лидерство – доминирование одних членов группы над другими[20]. Лидерство – это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство – это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс[20].
Таблица 1
Отличие руководства от лидерства
Руководство |
Лидерство |
1. Официально регулирует отношения группы |
1. Регулирует межличностные отношения в группе |
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды |
2. Является элементом макросреды (как малая группа) |
3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем |
3. Возникает стихийно |
4. Стабильность |
4. Зависимость от настроения группы |
5. Более определено санкциями |
5. Менее определено санкциями |
6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств |
6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы |
7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе |
7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа |
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства [6, с. 232–233]:
1) Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
2) Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
3) Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. [6, с. 233–234].
Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.
1.2. Классификация стилей руководства
Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890–1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три, ставших классическими, стиля управления:
– авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
– демократический (или коллегиальный);
– попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный) [11, с. 109].
Авторитарный или административный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, ставка на администрирование и неограниченность.
Руководитель единолично принимает решения, не давая возможности на инициативу, категоричен, резок, всегда распоряжается, никогда не просит.
Особенности стиля: преобладающие методы руководства приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот; интересы и пожелания сотрудников во внимание не принимаются; в общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость; интересы дела ставятся значительно выше интересов людей. Характерны догматизм и стереотипность решения.
Недостатки стиля: высокая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья [14, с. 135 – 136].
Этот стиль может быть эффективным зачастую только в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).
Демократический стиль управления – стремление менеджера к решению вопросов коллегиально, систематическое информирование подчиненных. Руководителю присуще вежливость, доброжелательность, доверие. Он требователен, но справедлив.
Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат [22].
Имеются две разновидности демократического стиля руководства:
– Партисипативный или совещательный стиль предполагает, что большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель, советуясь с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных [8, с. 496];
– Консультативный или участвующий стиль руководства предполагает максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными [16, с. 307].
Либеральный стиль руководства отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском. Работникам представлена полная самостоятельность, руководитель пассивен, готов отменить решение в угоду коллектива.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными [16, с. 309].
Основные методы влияния – уговоры и просьбы. Данный стиль легко трансформировать в бюрократический.
1.3. Тенденции выбора стиля руководства
По словам Ф. Тейлора, «управлять – это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом» [8, с. 498].
Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение [7, с. 196].
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других) [23].
Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные:
1. Отношения руководителя с подчиненными. Данная переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю[20].
2. Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ими заданий и может измеряться рядом составляющих, например:
– ясность цели, т.е. степень, с которой проблема или задание четко сформулированы и доведены до исполнителей;
– множественность средств по достижению цели, т.е. степень возможности, использования различных способов достижения цели;
– обоснованность решения, т.е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;
– специфичность решения, т.е. степень возможности возникновения альтернативных решений [2, с. 98].
Следует учитывать, что в условиях структурированности работы возникает более четкое понимание, что и как делать, и руководитель получает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.
3. Должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень формальной власти руководителя, получаемой им на основе занимаемой позиции, т.е. должности. Например, достаточность этой позиции, чтобы вознаграждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять [4, с. 227].
Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то люди в основном благожелательно выполнят предъявляемые к ним требования. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными [10, с. 98–99].