Файл: Исследование авторитета и лидерства в менеджменте на примере гостиничного комплекса ООО «КОЛИЗЕЙ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. [12.с. 217-218] Лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека. Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер - последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник - подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. [22.с. 403-410]Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер - раб». Основываясь на этом типе, организация способна быстро и в кроткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях.

Данный тип лидерских отношений отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы (организации) только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер предоставляет им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Изучения опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории, тщательное их изучение началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер обладает определенными качествами. [6.с. 101-112]


1) Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивший предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.

2) Концепции харизматического лидерства исходят из того, что идеальный работник соответствует личности руководителя, служит отражением лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого идеального работника выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Концепции харизматического лидерства опираются на ряд интересных эмпирических исследований, однако многие авторы считают их слишком описательными и недостаточно точными, а также не раскрывающими психологические механизмы формирования харизмы и всего комплекса отношений лидера — ведомых. В реальной жизни одной из слабостей этого типа руководства является чрезмерно высокая зависимость деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода, увольнения) лидера.

3) Факторно -аналитическая и ситуационные теории лидерства. В факторно-аналитической концепции лидерства различаются чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятия целей и задач, связанных с конкретной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним задач вырабатывается стиль его поведения, составляющий его «вторую природу».

4) Теория конституентов и интерактивный анализ. Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория конституентов (последователей). Она объясняет феномен лидера по аналогии с известной пословицей «свита делает короля» — через его последователей. Достоинством теории конституентов является рассмотрение лидерства как особого рода отношений между лидером и его последователями, группой. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать поведение лидера, зачастую действующего вопреки своим должностным инструкциям, собственным привычкам, симпатиям и антипатиям. Особенно велико влияние группы на лидера в сплоченных организациях с близким уровнем квалификации и развитым индивидуальным самосознанием ее членов. Через конституентов проявляется воздействие на лидерство господствующей культуры, и прежде всего ценностных ориентации и ожиданий работников.


Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие

1) три стиля руководства;

2) исследования университета штата Огайо;

3) исследования Мичиганского университета;

4) системы управления (Ликерт);

5) управленческая сетка (Блейк и Моутон);

6) концепция вознаграждения и наказания,

7) заменители лидерства. [23.с. 16-19]

Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

К концепции ситуационного лидерства относятся

- континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта;

-модель ситуационного лидерства Фидлера;

-модель «путь-цель» Хауза-Митчела;

-модель Стинсона-Джонсона;

-ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.

1.3 Авторитет и лидерство менеджера в организации

В условиях современной жизни лидер организации обладает особенностями, которые позволяют ему успешно руководить и удерживать свой бизнес на плаву.

В первую очередь, современному лидеру присущи высокоразвитые коммуникационные навыки. Согласно теории Р. Каца, человеческие (или социальные) навыки (эффективное взаимодействие с людьми, способность к мотивации, воодушевлению коллег) необходимы менеджерам всех звеньев [263.с. 98-102]. Важным фактором является вовлеченность руководителя в коллектив, не только как официального начальника. Лидер компании участвует в различных тренингах, мероприятиях, коллективных играх, тем самым поддерживает корпоративную культуру организации. Руководитель, таким образом, приобретает наиболее авторитетную позицию среди своих подчиненных.

Современный лидер способствует окончательному переходу организации от менеджмента, основанного на выполнении инструкций (MBI), к более эффективной модели, построенной на системе ценностей (MBV). Сотрудники сами анализируют рабочую ситуацию, предлагают новые идеи, участвуют в жизни компании. Лидер, в свою очередь помогает работникам развивать в себе эти качества, направляя их и мотивируя к дальнейшему прогрессу [26.с. 209-215]


Лидер в организации – это своеобразное связующее звено. Именно он формирует эффективную команду работников, доносит до них необходимую информацию, сглаживает конфликты, возникающие в любых условиях. Его основная задача – создать благоприятную атмосферу для работы сотрудников, учитывая индивидуальные особенности каждого из них. От него требуется настоящее организаторское мастерство, при помощи которого он сможет привести всю команду, состоящую из способных и талантливых, но совершенно разных людей, к общей цели [283.с. 76-80]

Лидер обладает значительным количеством функций. В этот список включаются: контроль, планирование и стратегия, мотивация сотрудников, эффективная организация, постановка цели и некоторые другие. Также важным условием является личный пример руководителя, дающий подчиненным образец для их деятельности.

Личностные качества лидера также играют немало важную роль. Для того чтобы руководитель мог успешно управлять компанией ему необходима уверенность в себе, ораторские способности, умение доказывать обоснованно свою точку зрения. Кроме того, для лидера очень важно обладать харизмой. Именно она помогает ему произвести впечатление на подчиненных и завоевать их доверие.

Повторяя вышесказанное, стоит отметить, что лидерство во многом отличается от руководства. Во многих случаях лидер имеет большее психологическое влияние на сотрудников, чем руководитель. В таблице 1.1 представлены основные черты понятий «лидерство» и «руководство» [31.с. 56-58].

Таблица 1.1

Различия лидерства и руководства

Лидерство

Руководство

Регуляция межличностных  отношений между сотрудниками

Регуляция официальных отношений в коллективе

Стихийное появление

Осуществляется целенаправленно, преднамеренно

Непостоянство, зависимость от личностных факторов

Стабильность

Отсутствие официальных санкций

Четко прописанные санкции

Принятие решений путем совместной работы в коллективе

Процесс принятия решений более сложный, зависящий от посторонних факторов, часто не связанных с работой коллектива

Деятельность осуществляется в малой группе

Представление малой группы в общей социальной системе

В условиях современного бизнеса, высокой конкуренции и быстрого изменения тенденций перед лидером стоит ответственная задача – развивать внутреннюю среду компании, мотивировать сотрудников, в общем, делать организацию сильной и устойчивой изнутри.


Успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от воздействия личного авторитета менеджера. Есть такие духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям и относится авторитет менеджера.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением основных функций согласно занимаемой им должности, подкрепляется личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле различают два источника авторитета

- официальный авторитет, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);

-реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся по-разному. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям. [29.с. 204-207]

Следует иметь в виду, что забота об авторитете руководителя — это не только его личное дело, но и задача высшего руководства, руководителя одного с ним уровня и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление и повышающий его эффективность.

Укрепляя авторитет, менеджер следит за тем, чтобы он не подавлял им инициативу подчиненных. Приемы формирования авторитета отвечают действующим в обществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху. В результате этого появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет). В связи с этим можно выделить следующие разновидности псевдоавторитета

-авторитет расстояния. Руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он находится «подальше» от подчиненных и держится с ними официально;

-авторитет доброты. «Всегда быть добрым» — таков девиз такого типа руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает так, что добрый руководитель оказывает подчиненному «медвежью» услугу;

-авторитет педантизма. В этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненными, тем самым сковывая их творчество и инициативу;