Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования. Анализ управления предприятием на примере организации ООО ТПК «Лига-Маркет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкуренция привела развитие маркетинга к высокой динамике, образовав управленческую концепцию функционирования субъектов рынка. Мировую известность, маркетинг получил с помощью эффективного применения в различных сферах экономики. Сложившись в автономную науку, он прочно закрепился в ряду успехов практики и экономической теории предпринимательства, сформировав мировые взгляды не только бизнесменов, но и дипломатов, правительственных, социальных, религиозных активистов и д.р[12]. Таким образом, наука предлагает в современных условиях новые методики управления, которые необходимо изучать и использовать применительно к конкретному экономическому субъекту.

Дадим характеристику главным чертам управления организацией как процесса с позиции теории управления.

Обобщенно процесс управления в каждой области деятельности можно продемонстрировать в образе условно обозначаемой «петли управления», содержащей повторяющуюся последовательность конкретных шагов: прогноз – планирование — контролируемая деятельность по реализации планов – учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов.

Иерархия структуры управления содержит некоторое количество уровней по различным сферам взаимодействия (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в то же время включают должные подпроцессы. Процесс управления организацией осуществляется в пределах системы управления в котором можно сделать акцент на объект управления и управляющую часть. Объектом управления является производственный процесс, а в виде управляющей части – службы отвечающие за управление организацией. Методика управления организацией действует на базе документально утвержденных (регламент работы, положение о премировании и д.р.) или выработанных опытом взаимодействия правил. В системе управления на произвольной ступени иерархии в какой-то мере осуществляется ряд задач управления, содержащихся в охарактеризованной выше «петле управления».

Главным фактором любого процесса управления служит решение. Можно утверждать, что суть в деятельности менеджера значится принятие решений.

Принятие решений содержит в себе как подготовку решения (планирование), так и выбор альтернативы. Перспективное планирование подразумевает основополагающие решения (что делать?), после в результате текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов — решения в узком смысле (как делать?), однако данное разделение является условным[13].


Трудности решения на практике характерны ограниченностью сроков, недостачей навыков или данных для решения, неосновательностью методов, подверженностью руководителей к рутине, разногласиями между ЛПР[14].

Процесс выработки решения осуществляется в должной мере точностью его структуры. Однако, на практике, разумеется, все проходит не так гладко: подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее; ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью организации и управление людьми (персоналом).

В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако многих руководителей до сих пор поставит в тупик вопрос об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов. Так, проявляется необходимость иметь перед глазами модель деятельности предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса. С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать «узкие места» в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса[15].

В настоящее время при необходимости анализа того или иного процесса управления можно использовать проверенные и обкатанные методы. К этим методам относятся, в частности, формализованные способы описания процесса управления (для того, чтобы оптимизировать, нужно знать, что оптимизировать) и концепции построения эффективной системы управления.

Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач:

- макроуровень (метауправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, ее структуры и функций подсистем;


- управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям;

- управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления[16].

В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:

- административно-правовые (организационно-распорядительные);

- экономические;

- социально-психологические.

Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления. Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.

Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д.

Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п.

Важное значение в настоящее время приобретает мотивация исполнителя.

Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется «пирамидой Маслоу»).


Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет: к увеличению оборота и прибыли; к улучшению качества изделий; к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП; к повышенному притоку сотрудников; к повышению их работоспособности; к большей сплоченности и солидарности; к уменьшению текучести кадров; к улучшению репутации фирмы[17].

Таким образом, анализ литературы по данной проблеме позволяет говорить, что управленческий учет как особая область экономических знаний в России только недавно получила должный статус. Методология управленческого учета до сих пор остается призрачной, неосязаемой даже для тех менеджеров, кто уже приобщился к постановке управленческого учета. Основное внимание уделяется, как правило, организационно-техническим вопросам, но никак не методологической модели учета.

1.3 Планирование как функция управления

Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов в организации выполняются важнейшие управленческие функции: формируется система целей и задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития; производится распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей; определяются временные рамки выполнения целей и задач; определяются измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: по степени охвата (общее и частичное); по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое, тактическое, оперативное); по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий); по сферам функционирования (производство, маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансы); по охвату (глобальное, контурное, детальное); по срокам (краткосрочные , среднесрочные , долгосрочные); на жесткое и гибкое.

К критериям выбора принципов планирования относятся:

- полнота (требуется учесть все);

- детализация (глубина ее определяется целью планирования);

- точность;

- простота и ясность;

- непрерывность;

- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);


- выравнивание при планировании (учет «узких мест»);

- экономичность. При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования. Следует четко определить: что планируется - объект планирования; кто планирует - субъект планирования; на какой срок - период (горизонт) планирования; средства планирования, например, компьютерное обеспечение; как планировать - методику планирования; согласование планов - каких, с кем и на каких условиях[18].

Различают следующие виды планирования:

- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);

- скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.);

- жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);

- гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая организация имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования: общее, стратегическое, тактическое, оперативное.

Основными признаками стратегического планирования являются: долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии организации; носитель идеи планирования — высший менеджмент; длительные сроки; глобальный, широкий спектр альтернатив.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами оперативного планирования являются: средние и низшие уровни менеджмента; обеспечение относительной надежности и относительного структурирования; короткие и средние сроки; детализация планов; ограниченный спектр альтернатив.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности и состоит из следующих взаимосвязанных разделов: план маркетинга; производственная программа; техническое развитие и организация производства; повышение экономической эффективности производства; нормы и нормативы; капитальные вложения и капитальное строительство; материально-техническое обеспечение; труд и кадры; себестоимость, прибыль и рентабельность производства; фонды экономического стимулирования; финансовый план; план охраны природы и рационального использования природных ресурсов; социальное развитие коллектива.