Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования. Анализ управления предприятием на примере организации ООО ТПК «Лига-Маркет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предприятие сегодня представляет из себя сложную систему, содержащую множество звеньев: основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы.

Позиционирование предприятия в рыночных условиях трансформируется, и эта трансформация касается множества сфер жизнедеятельности.

Важность менеджмента стала отчетливой ещё в начале XX века и образовавшись, тем самым, в профессию, область знаний - в независимую дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Возрастающая роль этой общественной силы обязала заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что развитые большие корпорации, обладающие высоким экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, приравниваемым по своей силе с целыми державами. Основу политической и экономической составляют именно крупные транснациональные корпорации и банки. Они простирают производственные, сервисные, распределительные, информационные сети по всему миру. Следовательно, решения, исходящие от менеджеров, так же влиятельны как и решения политиков и могут воздействовать на судьбы миллионов людей. Что делает вопрос еще более актуальным сегодня.

В наше время, введу большого количества информационных потоков, динамика управления предприятием на столько велика, что демонстрирует собой большое количество сложнейших задач, которые невозможно выполнить успешно, применяя простые сухие заученные формулы. Соответственно, появляется требование творческих решений и применения инноваций в этой области.

Целью настоящей работы является анализ особенностей управления организациями в современных условиях и пути их совершенствования.

В соответствии с вышеизложенным в данной работе определены следующие задачи:

- провести анализ предприятия как объекта управления и определить основы современного подхода управлению предприятием, изучить методологию управления;

- проанализировать и составить краткую характеристику торгово-производственной компании «Лига-Маркет» и изучить различные инструменты управления;

- выявить важные общие проблемы увеличения эффективности управления и рассмотреть пути совершенствования эффективности управления.

Рассматриваются теоретические основы управления предприятием в современных условиях. Приведены общие определения и понятия, выявлены особенности современного похода к управлению предприятием, а также проанализированы практические аспекты и пути совершенствования управления предприятием. За основу взята деятельность торгово-производственной компании «Лига-Маркет». Рассмотрена краткая организационно-экономическая характеристика данного предприятия, определены пути совершенствования управления.


Методы используемые в работе: анализ, сравнение, синтез, теоретический, дедуктивный и статистический методы.

1 Теоретические основы управления организациями в современных условиях

1.1 Организация как объект управления

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является организация. Все юридические лица получают название организаций, которые делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие. Под предприятием понимается обособленная специализированная производственно-хозяйственная единица, созданная на базе организованного по принципу трудового коллектива, который на основе имеющихся средств производства производит продукцию или оказывает необходимые обществу услуги.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и др. сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещественных прав.

Современное крупное предприятие представляет собой сложную производственную социально экономическую систему, которой присущи все характеристики системы. Предприятие приобретает у поставщиков ресурсы (топливо, энергию, оборудование, материалы, комплектующие изделия), осуществляет производственный процесс, получает готовую продукцию и поставляет ее потребителям. Кроме поставщиков и потребителей внешней средой по отношению к предприятию является вышестоящая организация (различные органы, министерства), банк, через который осуществляются все финансовые операции с поставщиками и потребителями. Предприятие, как всякая сложная система, состоит из комплекса более простых систем, выполняющих определенные функции.

В производственно-техническом отношении предприятие представляет собой технико-технологический комплекс, систему рабочих машин и механизмов, подобранных пропорционально по количеству и мощности в соответствии с видами выпускаемой продукции (выполняемых работ, услуг), технологией ее изготовления и объемами выпуска. Организационная система предприятия включает его производственную и организационную структуру управления, а также связи между производством и управлением, между предприятием и внешними организациями. В социальном отношении предприятие выступает в качестве социальной подсистемы общества, именно на нем осуществляется взаимодействие общественных, коллективных и личных интересов.


Экономически предприятие является обособленным звеном, обладающим определенной оперативно-хозяйственной самостоятельностью и осуществляющим свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета.

В информационном отношении предприятие — сложная динамическая система, характеризующаяся большим объемом, интенсивностью и разнонаправленностью информативных связей между подсистемами и элементами, постоянно обменивающаяся с внешней средой различного рода информацией. Информационная система предприятия включает отчетную и нормативно-технологическую документацию, а также различную информацию, характеризующую состояние и движение компонентов предприятия.

Как социальная система организация является открытой, ибо ее выживание зависит от внешнего мира. Она описывается такими основными характеристиками, как внешняя и внутренняя среда, структура, цели, стратегии, технология, персонал, потенциал[1].

Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям.

Нужно иметь в виду, что роль целей для различных организаций неодинакова. В одном случае они активно побуждают людей к деятельности, а поэтому их достижение специально стимулируется. В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла существования организации, не ориентируя людей ни на какие специальные действия.

Другим признаком организации является обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения.

Третий признак организации — системность, наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, технологическими, административными, социальными, информационными и т. д.

Четвертым признаком организации можно считать саморегулирование, позволяющее ей в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать наличие специфической культуры, считающейся сегодня фактором конкурентоспособности первого порядка. Культура (в том числе и управления) представляет собой сплав ценностей, традиций, норм, символов, которые во многом определяют отношения в коллективе и направленность поведения людей[2].


Характерной чертой современной организации является ее устойчивость, т.е. способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних помех и вопреки им, либо возвращаться в прежнее, либо переходить в качественно более высокое состояние.

Основные цели, которые ставит перед собой организация, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда организации, и внешняя.

Таблица 1. Описание организации как объекта управления.

Параметр описания

Характеристика

Название, местонахождение

Официальное название, адресные данные

Назначение

Цели и виды продукции и услуг

Отраслевая принадлежность

При многопрофильности выделяется главная отрасль

Правовая форма и вид собственности

В соответствии с Гражданским кодексом и законами Российской Федерации

Историческая справка

Основные этапы развития, определившие современное состояние организации

Структура

Состав ее подсистем (производственных и управляющих)

Структура управления

Тип, вид, сложность, управляемость

Ресурсы

Основные виды, размеры

Культура

Ценности, разделяемые членами

Ключевые факторы внешней среды

Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание — организациям-конкурентам

Руководство

Разделение власти и ответственности, стиль

1.2 Основы современного подхода к управлению предприятием

Сегодня на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности организации, повышаются требования к гибкости управления. Научно-технический прогресс заставляют современные предприятия превращаться во всё более сложные системы, для которых необходимы новые методы обеспечения управляемости.

Известные в России авторы: Ю.А. Бабаев, А.М. Петров[3], М. А. Вахрушина[4], А.Д.Шеремет[5], дают определение управленческого учета как подсистемы или самостоятельное направление бухгалтерского учета организации. Основное назначение такого учета состоит в обеспечении управленческого аппарата информацией для принятия решений, планирования, собственно управления и контроля. Некоторые специалисты[6], расширяя границы управленческого учета, полагают, что управленческий учет представляет систему учета, планирования, контроля и анализа затрат в разрезе объектов управления в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия или для управления этой деятельностью. В. Палий и Р. Вандер Вил представляют управленческий учет как систему управления и способ управления[7]. У А. П. Михалкевича состав объектов управленческого учета расширяется, в управленческой бухгалтерии также ведется учет поступления и расходования товарно-материальных ценностей и осуществляется контроль над их использованием и сохранностью[8].


Русский термин «управленческий учет» восходит к английскому термину managerial accounting и к его европейскому аналогу «контроллинг». Эти два термина отражают два подхода к пониманию термина «управленческий учет», которые Г. Ю. Касьянова и С. Н. Колесников[9] характеризуют следующим образом:

- управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции;

- «технически» контроллинг используют, как правило, для агрегирования дополнительной управленческой информации аналитические признаки основного плана счетов, что отчасти придает ему сходство с российской системой бухгалтерского учета.

В работе С. Г. Фалько сформулировано следующее определение контроллинга: «Контроллинг — ориентированное на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам по средством измерения ресурсов и результатов деятельности[10].

Анализ наиболее распространенных подходов к пониманию сущности контроллинга показывает, что философия деятельности контроллинга на предприятии всегда реализуется в рамках философии концепции контроллинга, т.е. основных приоритетов, которые соблюдаются контроллерами в работе.

Известно, что любые нововведения воспринимаются сотрудниками если не враждебно, то, как минимум, насторожено. Это связано, с одной стороны, с нежелание перемен в привычной работе, а с другой — с непониманием собственных задач и конечных целей. Для сокращения количества конфликтных ситуаций при внедрении концепции контроллинга на предприятии контроллер должен уделять большое внимание информированию коллектива о происходящих переменах. Менеджмент же, как правило, проводя масштабные изменения, не считает нужным разъяснять сотрудникам цели мероприятий, тем самым создавая неблагоприятных климат и провоцирую конфликты[11].

Контроллинг сегодня — это хорошо зарекомендовавшая себя система управления, которая возникла в процессе практической деятельности предприятий и развивалась под влиянием различных культур и форм ведения бизнеса, принятых в разных странах. Концепция контроллинга может быть использована в качестве новой технологии управления в организации любого типа, способствуя ее успешному функционированию.