Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования. Анализ управления предприятием на примере организации ООО ТПК «Лига-Маркет».pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по их осуществлению[19].
Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.
Все методы прогнозирования можно разделить на две группы: неформализованные (эвристические) и формализованные.
Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде. Наиболее широко используются методы интервью, «мозговой атаки», коллективных экспертных опросов[20].
Неотъемлемой частью планирования на предприятии являются нормы и нормативы. Под нормой следует понимать научно обоснованную меру затрат живого или овеществленного труда на изготовление единичного изделия или выполнение определенного объема работ. Норматив характеризует степень использования ресурса на единицу измерения продукции или работы (на единицу длины, массы и т.д.).
Совокупность норм и нормативов представляет собою основу для текущего и перспективного внутрифирменного планирования. По степени детализации различают нормы специфицированные и сводные. По методу разработки: расчетно-аналитические; опытные; опытно-статистические.
Вся совокупность норм образует нормативное хозяйство компании, которое вводится в АСУ[21] и используется для оперативного планирования и управления производством, планирования всех видов деятельности предприятия и организации подготовки производства. Норма расхода материала включает: полезный расход материала; дополнительные затраты (например, из-за боя, утечки).
Важным показателем является коэффициент использования материала (отношение чистой массы изделия к норме расхода). Норма запаса материалов служит для установления потребного завоза на планируемый период с учетом порядка их поступления от поставщиков, размеров складских помещений, допустимого расхода оборотных средств для создания материальных запасов. Устанавливаются также нормы текущего, страхового запаса (складского запаса)[22].
Производственная программа возникает как результат согласования следующих целей компании: получение максимальной прибыли; учет реальных финансовых и других ресурсных возможностей; возможно полное удовлетворение потребностей рынка сбыта; максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования. Следовательно, при разработке конкретной производственной программы надо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей. Производственная программа содержит данные по производству и реализации продукции по объемным показателям, номенклатуре, ассортименту и качеству с разбивкой по календарным периодам, исходя из плана сбыта[23].
1.4 Стратегия управления организации в условиях рынка
Наиважнейшим пунктом стратегического управления в условиях рынка является разработка стратегических управленческих решений.
Сформулируем рабочее определение стратегии. Под стратегией следует понимать рассчитанную на перспективу внутренне непротиворечивую систему действий, охватывающую производство и сбыт всех видов продукции и услуг, направленную на достижение устойчивого развития компании с учетом ее внутренних возможностей и текущего состояния, тенденций развития и возмущающих воздействий внешнего окружения.
Выделим основным методологические подходы при создании стратегий деятельности на рынке товаров и услуг.
Системный подход предписывает рассматривать объект управления как множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность. Согласно системному подходу, аналитическая деятельность по выработке стратегии должна начинаться с четкого формулирования целей, при этом глобальная стратегическая установка рассматривается как единая система, включающая набор частных стратегий. Отсюда вытекает необходимость прогнозирования последствий реализации и взаимосвязей частных (локальных) стратегий, а также анализа возможных альтернативных стратегий. При этом локальные стратегии не должны противоречить друг другу и глобальной стратегии.
Применение комплексного подхода предполагает учет экономических, социальных, политических, демографических, психологических и др. последствий реализации выбранных стратегий.
Динамический подход позволяет рассмотреть изменения ситуации во времени, и на основе ретроспективного анализа спрогнозировать будущую ситуацию.
Функциональный подход дает возможность проследить цепочку развития компании как системы.
Маркетинговый подход предполагает выработку стратегий на основе анализа настоящих и будущих потребностей в конкретном продукте/услуге, проведения сегментации рынка, анализа и прогнозирования вида кривой жизненного цикла продуктов/услуг, конкурентного анализа и др.
Воспроизводственный подход позволяет ориентироваться на постоянное обновление производства конкретного продукта/услуги с целью удовлетворения потребностей потребителей путем своевременного предложения им все более совершенных и экономичных продуктов/услуг.
Ситуационный подход предписывает обязательный и всесторонний анализ сложившейся ситуации и учет этой ситуации в процессе выработки управленческих решений.
Количественный подход предполагает перевод качественной шкалы измерений в количественную, что создает благоприятные предпосылки для использования формальных методов анализа, прогнозирования и оптимизации с целью выбора наилучших стратегий.
Модельный подход позволяет проанализировать варианты и последствия управленческого решения не на реальном объекте управления, а на специально созданной модели объекта.
Нормативный подход состоит в обязательном учете нормативных документов, регламентирующих деятельность фирмы со стороны внешней среды (например, правовые нормативы), учете и анализе внутренних нормативных документов и установлении строгих нормативов по важнейшим параметрам функционирования фирмы и ее подразделений, а также по качеству, ресурсоемкости и др. показателям производимых продуктов и услуг.
Как следует из вышеизложенного, качественный процесс выработки стратегий должен предусматривать использование комплекса описанных методологических подходов. При этом решение вопроса целесообразности использования конкретного подхода определяется анализируемой ситуацией.[24]
Разработка стратегии управления в настоящее время опирается на основательный инструментарий, получивший отражение в научной и учебной литературе.
Ставшим сегодня классическим в менеджменте применяется SWOT-анализ. Если формулировать кратко, SWOT-анализ – это метод, который позволяет оценить текущую ситуацию, рассмотрев ее с учетом нескольких аспектов, включая: сильные и слабые стороны предприятия, а также внешние возможности и угрозы. Первые буквы английских слов, обозначающих каждый из перечисленных терминов, и дали название методу:
- сильные стороны – Strengths;
- слабые стороны – Weaknesses;
- возможности – Opportunities;
- угрозы – Threats.
Важной особенностью метода выступает рассмотрение как внутренних факторов, к числу которых относятся сильные и слабые стороны самого предприятия, так и внешних, под которыми понимаются возможности и угрозы. Именно комплексный подход к изучению текущего состояния компании на рынке и перспектив ее развития является главной причиной популярности SWOT-анализа[25].
В последние десятилетия все более усиливается внимание к теории и практике стратегического управления в условиях действия новой инновационной идеологии — экономики знаний, хорошо описанной А. Д. Воробьевым[26].
Активно ведется поиск стратегических моделей, которые опираются на доминирующую в настоящее время ресурсную концепцию и одновременно должны учитывать яркие особенности экономики знаний. В центре внимания остаются такие важнейшие для классического подхода социально-экономические категории стратегии, как уникальные ресурсы организации, потребительские ценности. С развитием ресурсного подхода и усилением внимания к экономике знаний появляются более новые понятия: ключевые компетенции, динамические способности, знания. Задача объединения этих категорий, решается мировым ученым сообществом в немалом разнообразии теоретико-методологических подходов. Вместе с тем затянувшийся процесс поиска адекватной меняющимся условиям методологии стратегического управления хотя и приближает, но сдерживает практическое внедрение новой инновационной модели управления знаниями. Экономика знаний и система управления знаниями уже обладают способностью нивелировать многие проблемы в экономической сфере, характерные для прежней традиционной модели управления производством. В силу таких особенностей, появляется возможность унифицировать многие задачи принятия стратегических решений в условиях экономики знаний, эффективно объединяя инструменты стратегического управления и модели управления знаниями. При этом каждая из моделей будет адаптирована друг к другу, описана собственной авторской методологией. Методология стратегического управления приобретает унифицированные свойства, что позволяет избежать поиска адекватных меняющимся условиям вариантов стратегических подходов и соответствующих методологий.
2 Анализ управления предприятием на примере организации ООО ТПК «Лига-Маркет»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
Торгово-производственной компании «Лига-Маркет» представляет из себя целую группу компаний, состоящих головной и дочерних организаций. Необходимость такой структуры обусловлена необходимостью повышения эффективности работы путем распределения видов выпускаемой продукции, расширения сферы деятельности организации, приближения предлагаемого продукта к потребителям продукции и т. д. Дочерние организации (филиалы) имеют различную степень специализации и обладают практически полной хозяйственной самостоятельностью.
Ключевыми задачами торгово-производственной компании «Лига-Маркет» являются:
- повышение качества выпускаемого продукта;
- увеличение числа клиентов и территориального охвата;
- совершенствование методики продаж;
- увеличение объема продаж, анализируя новые рынки сбыта и тенденции на них;
- совершенствование предоставляемого сервиса клиентам за счет повышения профессионального уровня сотрудников компании;
- квалифицированные консультации по всем вопросам, связанным с внедрением выпускаемой продукции на территории клиента и обеспечение долгосрочного сотрудничества.
Эффективный метод ведения бизнеса исключает действие по шаблону. Компания «Лига-Маркет» работает как производитель с гибкой системой продаж и выпуска продукции в соответствии со строгими требованиями нормативно-технической документации, законодательством РФ и требованиями клиента.
Фирменный стиль ведения бизнеса заключается в консолидации и систематизации предоставляемых товаров и услуг в единый комплекс для удовлетворения потребностей клиентов и получения максимальной прибыли.
Современные методы управления качеством продукции и комплексный сервисный подход в сфере продаж поддерживает престиж организации и сохраняет постоянных клиентов. Все спорные вопросы, если они возникают, рассматриваются тщательно и глубоко.
Основное в работе компании – строгая дисциплина, доведение дела до конца, ответственность за каждого клиента. Руководство придерживается принципов:
- честность, мудрость и развитие в отношении со всеми без исключения сотрудниками компании;
- совершенствование навыков и компетенций сотрудников компании;
- полную ориентацию на клиента;
- непрерывное совершенствование качества и методов выпуска продукции.
Контроль за работой компании осуществляется с помощью головной компании, содержащей в себе коммерческий отдел, куда поступает вся детальная информация о наличии и движении денежных средств и осуществлении различных хозяйственных операций.
В настоящий момент в компании сформировался сбалансированный, профессиональный коллектив. Персонал компании (учтены все филиалы) состоит из 60 человек.
Для мотивации труда сотрудников используется широкий арсенал средств – профессиональное обучение, участие в международных выставках, оплата медицинской страховки, льготы на приобретение абонементов спортивных комплексов. От сотрудников требуется постоянное повышение квалификации, составление бизнес-планов, обучение новых сотрудников.