Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования. Анализ управления предприятием на примере организации ООО ТПК «Лига-Маркет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экспертный метод предполагает проектирование организационной структуры управления на основе рекомендаций и предложений, выработанных экспертами. В качестве экспертов могут выступать как сотрудники организации, так и внешние специалисты-практики. В процессе анализа происходит исследование целей, задач, функций, организационных связей структурных подразделений предприятия. Предлагаются научно обоснованные проекты организационных структур с учетом конкретных ситуаций и условий деятельности предприятия.

Привлечение внешних специалистов по сравнению с сотрудниками компании позволяет получить более объективные результаты в части определения проблем и трудностей функционирования, а также выявления резервов и возможностей в работе предприятия и его структурных единиц. На практике экспертный метод часто объединяется с методом структурирования целей, когда на основе внешних оценок разрабатывается система целей предприятия. К недостаткам данного метода может быть отнесена его достаточно высокая стоимость, поскольку для получения адекватной оценки деятельности предприятия целесообразно привлекать группу экспертов или компанию, специализирующуюся на оказании консалтинговых услуг.

Метод организационного моделирования состоит в разработке формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных[32]. Модели разрабатываются с использованием методов системного анализа, исследования операций, написания сценариев, построения матриц распределения прав и обязанностей, построения матриц межфункциональных связей, игрового и имитационного моделирования. Применение математических, статистических, графоаналитических моделей и систем для обеспечения рационального распределения полномочий и ответственности в организации является наиболее перспективным методом проектирования организационной структуры управления[33]. Наилучшими возможностями для внедрения данного подхода обладают сетевые компании, которые имеют необходимые финансовые и технологические ресурсы[34].

По мнению То Т.Ч. и Арутюнова Ю.А.[35], организационная культура имеет следующие основные особенности:


  • интегрирующий характер;
  • целенаправленность;
  • историческая определенность;
  • стимулирующий характер;
  • регулирующий характер.

Интегрирующий характер организационной культуры подразумевает, что сотрудники объединены и в организации складывается состояние внутренней целостности культуры. У сотрудников формируется чувство принадлежности к данной организации и происходит повышение производительности их труда.

Организационная культура, как инструмент управления, направляет действия людей к достижению общей цели организации и способствует улучшению взаимоотношений между сотрудниками.

Процесс формирования организационной культуры складывается годами стихийно, в процессе приспособления к изменениям внешней среды или в результате действий лидера.

С помощью элементов организационной культуры осуществляется стимулирование сотрудников к работе и регулирование их взаимоотношений.

Исследование элементов организационной культуры проводится в целях лучшего понимания организации и выявления факторов, оказывающих влияние на эффективность её деятельности. Классификация элементов организационной культуры осуществляется в зависимости от цели исследования и используемого подхода. Е.Г. Молл выделяет следующие подходы к формированию организационной культуры: внутренний подход, когнитивный подход, символический подход и стимулирующий подход.

Внутренний подход ориентирует на выбор цели и миссии организации, направленные на удовлетворение потребностей её сотрудников. Когнитивный подход предполагает наличие в данной организации системы программ по обучению и развитию сотрудников организации, а также предложений по повышению производительности организации. Символический подход рассчитывает на такие внешние проявления организационной культуры, как: церемония, история организации, язык и т.п. Стимулирующий подход предполагает наличие в организации особой системы мотивирования сотрудников, отличающейся от материальных и нематериальных систем стимулирования сотрудников в других организациях.

2.5 Проблемы повышения эффективности управления

Российский менеджмент – относительно молодая отрасль знаний и вследствие этого интенсивно развивающаяся в условиях недавнего перехода к рыночной экономике, в отличие от стран Запада. Безусловно, менеджмент – довольно широкое понятие, охватывающее не единственную отрасль, поэтому однозначно дать ему определение нельзя. Вместе с тем, по нашему мнению, под менеджментом (английское слово - management, от manage — управлять), следует понимать совокупность принципов, методов управления экономикой, направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала государства. Сфера менеджмента крайне разнообразна, поэтому ее успешная реализация зависит от целого множества факторов и задач, стоящих перед ней на современном этапе изучения. Вместе с тем, система управления должна способствовать развитию предприятий, повышению их устойчивости, платежеспособности, автономности[36].


Наиболее важной проблемой современного менеджмента в нашей стране является проблема качества управленческих кадров, повышение требований к профессиональному уровню специалистов, повышение уровня их компетенций, направленных возможность приносить хозяйствующему субъекту экономическую выгоду[37].

Требования к профессиональной подготовке менеджера можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой совокупность навыков и умений, необходимых для успешной и качественной работы по управлению. В эту группу входят[38]:

- умение принимать результативные решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и непредвиденность;

- владение и грамотное использование необходимой информации в вопросах развитии области, в которой работает организация;

- владение способами повышения эффективности управления и производительности продукции;

- умение ставить перед собой четкие цели и в дальнейшем – их реализация;

- умение использовать современные средства связи и коммуникации;

- способность принимать управленческие решение в условиях неординарной ситуации;

- мотивация работников к деятельности, предложению новых идей и проектов и др.

Вторая группа требований к эффективному управлению подготовкой менеджеров носит психологический характер, а именно направлена на способность управляющего работать внутри коллектива. Она включает:

- способность создать устойчивый психологический климат в коллективе, позволяющий комфортно заниматься трудовой деятельностью;

- навыки нахождения общего языка с работниками, умение поставить себя в качестве «грамотного» начальника;

- уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения, нации и т.д.;

- объективная самокритика собственной трудовой и управленческой деятельности;

- умение сглаживать внутренние конфликты в коллективе, находить компромиссы в решении острых вопросов, касающихся трудового дня и т.д.

3 Разработка мероприятий по основным направлениям совершенствования управления

Сущностью и основным богатством организации является человек. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но, в то же время, исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело[39].


Главная составная часть трудовой деятельности руководителя - это организаторская работа. И важнейшая ее особенность состоит в том, что руководитель организует работу людей; согласует работу человека и техники; организует людей на совместный, коллективный труд. Поскольку руководитель организует труд подчиненных, то и планирует работу коллектива. Важнейшими его обязанностями являются налаживание совместной деятельности, передача и распространение передового опыта, создание благоприятных условий для развития и реализации способностей каждого работника, формирование ответственного и рачительного отношения к ресурсам, обеспечение благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе. Методы управления руководителя должны быть ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п.

Большую роль во взаимоотношениях между руководителем и подчиненным имеет справедливость карьерного роста всех членов коллектива. Более того, работники должны знать о своих перспективах в данном коллективе, так как в противном случае это говорит о плохой постановке работы с персоналом.

Несмотря на то, что руководителям на предприятиях отводятся схожие роли, каждый из них играет эту роль по-своему, исходя из выбранного им стиля управления.

Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать[40].


Научно-технический прогресс определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется[41].

3.1 Повышение эффективности управления

Для обеспечения сокращения себестоимости на предприятии ООО ТПК «Лига-Маркет» необходимо проведение последующих организационно-технических мероприятий:

1. Улучшение методов производства и труда. Данный процесс обеспечивает повышение производительности труда, побуждает к более качественному использованию ресурсов, располагающими предприятием. Исходя из этого возникаем и снижение издержек производства.

2. Уменьшение расходов на содержание и управление производства также снижает себестоимость продукции. Достичь этого возможно повышением компетенции управленческого персонала, а так же, вовлекая на постоянную работу специалистов в области ИТ[42] технологий. Что в свою очередь, максимизирует эффективность управления и приведет к сокращению расходов на содержание управленческого персонала, и снижению себестоимости продукции в целом.

3. Создание полноценной службы маркетинга. В настоящее время в организационной структуре управления ООО ТПК «Лига-Маркет» существует отдел продаж, сочетающий в себе отдел маркетинга, что говорит о необходимости расширения с целью охвата всего комплекса проблем: позиционирование, продвижение собственного продукта на рынок. Следовательно, предприятию рекомендуется проведение ряда мероприятий, которые дадут возможность ему закрепиться на российском рынке и увеличить объемы производства:

а) реклама. Позволит создать или укрепить имидж продукции предприятия;

б) сбытовая сеть. Масштабирование сети магазинов предприятия позволит нарастить долю на рынке и, таким способом, увеличить объемы продаж продукции;

в) привлечение альтернативных поставщиков.

Однако, учитывая то, что уровень себестоимости продукции, которую производит ООО ТПК «Лига-Маркет», зависит, в первую очередь, от суммы материальных затрат и сырья, топлива и электроэнергии, которые имеют наибольший удельный вес в себестоимости продукции, сокращение именно этих статей расходов должна играть первостепенную роль в снижении себестоимости продукции.