Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 5
Мотивация по конечному результату труда, считается наиболее эффективным многими исследователями современного менеджмента. Это
направление полностью соответствует интересам предприятия, однако редко реализуется на практике [30].
Мотивация – это процесс, без которого невозможна деятельность любого предприятия. И в зависимости от того, какой она будет, зависит эффективность деятельности предприятия. При разработке мотивационных схем необходимо учитывать и источники поведения человека, и оценку взаимосвязи предстоящих усилий и ожидаемого вознаграждения за работу. Для менеджмента, функция мотивации, является одной из важнейших. Формирование практических механизмов оптимального взаимодействия процессов стимулирования труда и мотивации персонала - ключевое условие успешного развития любой организации.
1.5. Контроль
Непременной составляющей эффективного управления является функция контроля. Контроль позволяет менеджеру регулярно получать информацию о состоянии дел на предприятии, на основе чего он принимает управленческие решения, направленные или на закрепление достигнутого успеха, или на устранение причин, препятствующих его достижению[31].
Контроль завершает цикл управления. Суть его заключается в своевременном выявлении отклонений в работе, обусловленных низкой исполнительской дисциплиной персонала или воздействием факторов внешней среды, внесении корректив, а, следовательно, создании надлежащих условий для реализации стратегии организации.
Контроль - вид управленческой деятельности, направленный на обеспечение достижения целей организации посредством оценки и анализа результатов деятельности и внесения необходимых корректив в случае отклонения фактических результатов от запланированных.
Контроль предусматривает оценку результатов деятельности организации в целом и ее структурных подразделений в частности; оценку гибкости управления, его способности адекватно реагировать на изменения внешней среды и приспосабливаться к ним; выявление и анализ факторов, препятствующих достижению запланированных результатов; предотвращения возникновения и накопления ошибок; оценку конкретных вкладов каждого сотрудника в обеспечение конечного результата; формирование обратной связи для информирования и поощрения персонала; минимизацию затрат преодоления проблем.
Контроль как завершающая стадия процесса управления непосредственно влияет на эффективность осуществления других управленческих функций - планирование, организацию, координацию, мотивирование. Так, даже самые лучшие планы не будут осуществлены, если не обеспечить контроль за их реализацией. Эффективное функционирование организационной структуры и координации взаимодействия между структурными подразделениями компании возможно лишь при условии надлежащего контроля. Наконец, функция мотивации будет производиться при условии соответствия размера вознаграждения достигнутым результатам, для чего необходимо их оценить [32].
Функция контроля принадлежит к тем обязанностям руководителя, которые не подлежат делегированию.
Для обеспечения эффективного функционирования организации контроль должен охватывать всю ее деятельность.
В зависимости от признаков, взятых за основу классификации, различают несколько видов контроля
1. По содержанию:
финансовый - ориентированный на финансовую сферу предприятия и предусматривает надзор за поступлением и использованием его финансовых ресурсов;
производственный - направлен на поддержание хода производственных процессов в запланированном режиме. Позволяет эффективно управлять
запасами материалов, обеспечивать высокое качество продукции и ее производство в соответствии с плановыми заданиями;
маркетинговый - направлен на оценку уровня реализации и эффективности маркетинговой концепции предприятия и предусматривает сопоставление затрат на стимулирование сбыта товаров и поступлений от увеличения их продажу.
2. По характеру отношений между руководителями и подчиненными:
внутренний - исполнитель сам контролирует качество своей работы;
внешний - действия исполнителя контролирует непосредственный руководитель или независимый субъект управления (аудиторская фирма).
3. По сути задачи:
линейный - контролируется объект в целом (контроль со стороны владельца фирмы)
функциональный - контролируется только его часть (контроль со стороны финансового менеджера, начальника производства и т.п.).
операционный - контроль только одной отдельной характеристики состояния и поведения объекта (контроль размеров материальных затрат или фонда оплаты труда) [33].
единичный - контроль одного параметра;
множественный - контроль многих параметров;
многофункциональный - контроль данных, используемых для оценки различных управленческих функций.
5. По этапам проведения:
предварительный контроль - реализуется еще до фактического начала работы
текущий контроль - осуществляется в процессе работы на определенных ее этапах, включает периодическую отчетность руководству о проделанной работе [34].
Процесс контроля осуществляется в несколько этапов. [35]
1. Установление стандартов и критериев.
2. Измерения достигнутых результатов и сопоставления их со стандартами. Этот этап контроля предусматривает: определение масштаба отклонений; измерения результатов; передачи информации о полученных результатах; оценивания достигнутых результатов.
3. Принятие решений о корректировке действий. От правильности действий на этом этапе зависит эффективность функционирования организации. Учитывая это, менеджер может выбрать три линии поведения:
а) не вмешиваться в ход процесса (когда фактические результаты соответствуют установленным стандартам);
б) корректировать действия, найдя причины, по которым стандартов не достигнуто. Существует два вида корректирующего влияния - ликвидация причин отклонения (если они могут быть устранены силами фирмы) или поиски лучших способов приспособления к новым внешним условиям;
в) пересмотреть стандарты, цели, если они нереальны.
Таким образом, контроль способствует гибкости организации, своевременному выявлению изменений в среде ее функционирования и корректировке соответствующим образом ее планов или задач, тем самым предотвращая кризисные ситуации.
Эффективная система контроля позволяет успешно управлять фирмой и регулировать ее деятельность. Характеристиками эффективной системы контроля являются: точность и достоверность, своевременность, экономичность, гибкость, обоснованность критериев и их множественность, объективность, стратегическая направленность, связь с вознаграждением, ориентированность на человеческий фактор. Достоверность и точность информации. Часто менеджеры принимают решения, основанные на недостоверной или неточной информации, которая обычно поступает от подчиненных и является способом сокрытия недостатков собственной работы и способом избежать наказаний. Такое явление имеет место при отсутствии взаимопонимания между руководителем и подчиненными. Эффективная система контроля должна предотвращать поступление недостоверной информации, используя для этого как систему наказаний, так и альтернативные информационные каналы. Однако лучшим способом решения этой проблемы является формирование соответствующей организационной культуры.
Глава 2. Функции современного менеджмента
Функции традиционного менеджмента включают планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Функции современного менеджмента значительно расширяются, появление новых происходят непрерывно.
Рассмотрим некоторые новые функции менеджмента:
- Необходимость развития способности гибко изменять стратегию предприятия в условиях появления новых факторов внешних и внутренних угроз, готовность противодействия этим угрозам.
- Конкуренция означает действия менеджеров, направленные на рост конкурентоспособности своего подразделения с учетом достижений аналогичных подразделений компаний-лидеров. Конкуренция в эффективно работающих компаниях является не только внешней, но в первую очередь внутренней, она начинается на рабочих местах компании.
- Межличностные и сетевые коммуникации включают обмен информацией путем личного общения и через компьютерные информационные сети, что значительно сокращает время и расширяет возможности использования больших объемов информации.
- Непрерывное обучение и самообучение — новая функция менеджера в условиях быстрого обновления производств, продуктов, появления новых методов и технологий управления.
- Социальная ответственность менеджера означает осознание им особой роли во влиянии на личности других людей, которые находятся в его подчинении, в проявлении им требовательности. Социальная ответственность означает следование общечеловеческим ценностям в управлении [36].
- Логистические функции включают в себя комплексное обеспечение работников всем необходимым, включая ресурсы, средства производства, материалы и информацию.
- Развитие самоуправления личности и коллективов предусматривает предоставление большей самостоятельности менеджерам, ориентированной на стратегические цели организации, вовлечение в процесс управления персонала
- Работа в сети проектов включает участие менеджера в различных проектах, направленных на решение проблем развития компании. Их главная цель — достижение максимальных конкурентных преимуществ. Методы и технологии управления проектами составляют интеллектуальный потенциал каждой организации, относятся к числу ее наиболее ценных неосязаемых активов.
- Создание положительного имиджа компании включает деятельность менеджера, обеспечивающую укрепление рыночного положения компании и собственного положения в ней. Ошибки менеджера во взаимодействии даже с одним клиентом могут привести к общему снижению имиджа фирмы и следующей за этим потере ею значительной доли рынка, снижению отдачи вложенных в нее инвестиций.
- Интенсивное развитие и становление самоуправления внутри организации в различных видах: от сети команд менеджеров и специалистов до развития коллективных форм собственности, когда работники становятся собственниками компании, в которой они работают. Развитие самоуправления — одна из наиболее важных черт современного менеджмента [37].
- Рост социальной ориентации менеджмента внутри компании и по отношению к обществу. Компании, которые продолжают политику отношения к своим менеджерам как к простым работникам по найму, отстают от компаний-лидеров, которые стремятся создать обстановку коллегиальности и партнерства во всем, вовлечь работников в долевое участие в прибылях, а нередко и в собственности компании, создать для него долгосрочную перспективу улучшения уровня жизни и комфорта. С другой стороны, в условиях конкуренции социальный имидж компании в обществе принимает значение важнейшего фактора конкурентного преимущества и борьбы за клиентов.
- Использование информационных технологий в менеджменте, качественно изменяющих характер труда, ускоряющих обмен информацией и коммуникации, снижающих риск и неопределенность, вызываемые дефицитом информации, в принятии управленческих решений [38].
Контроллинг - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Согласно одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организации[39].
Отдел контроллинга занимается организацией долгосрочного планирования и бюджетирования, а также консалтингом по финансово-экономическим вопросам деятельности предприятия. Контроллинг для сложных по управлению многоуровневых корпоративных субъектов - это
часть системы внутрикорпоративного контроля, направленная на достижение стратегических и тактических целей корпорации, что в совокупности обеспечивает создание условий для повышения экономического функционала корпорации [40].
Исторически контроллинг как более результативная форма контроля включает сбор информации, ее обработку и оценку [41].
В процессе внедрения службы контроллинга предприятия сталкиваются с некоторыми проблемами: во-первых, это дорогостоящая процедура и не каждое предприятие сможет затратить значительные денежные средства на его организацию и поддержание. Для внедрения системы контроллинга необходимо создание абсолютно обособленной системы управленческого учета, которая бы формировала необходимые показатели.
В результате на корпоративный контроллинг в рамках российских компаний возлагается миссия совершенствования управленческой функции
Также необходимо отметить интеллектуальный характер процессов принятия решений. Решение, эффективное в одной сфере, может вызвать негативные последствия или снижение эффективности в других сферах [42].
менеджмента, что ориентирует бизнес на достижение своих стратегических и тактических задач.
Также необходимо отметить, что в традиционном управлении многоцелевой фактор практически не учитывается. Даже если говорится о нескольких целях, они рассматриваются изолированно, как набор, а не комплекс, и планирование осуществляется по готовым шаблонам, что неизбежно приводит к ошибкам и снижению эффективности.
Так одна из ошибок традиционного планирования — это применение однокритериального подхода, когда учитывается всего один критерий (показатель эффективности), например, прибыль или доходы. В результате достигают одну цель, например, концентрируют усилия на расширении производства продукции за счет сокращения инвестиций на ее обновление, а впоследствии, отстав от конкурентов, быстро обновляющих свою продукцию, несут убытки вместо получения прибылей [43].