Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ПАО «КАМАЗ»).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 1047
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «КАМАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ПАО «КАМАЗ»
2.2 Анализ финансово-экономического положения предприятия
Оценим конкурентное положение ПАО «КАМАЗ» на рынке автомобильной грузовой техники
Прирост рынка представлен в таблице 8.
Таблица 8 – прирост рынка
Рынок грузовых а/м |
Объем рынка |
Прирост рынка в % |
Российский рынок |
38159 |
10,8 |
Необходимо определить относительную долю предприятия на рынке грузовых автомобилей. Объем продаж ПАО «КАМАЗ» на рынке грузовых автомобилей необходимо разделить на объем продаж ОАО «МАЗ»
Полученные результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9 – относительная доля рынка
Наименование |
Доля ПАО «КАМАЗ» % |
Доля ОАО «МАЗ» % |
Относительная доля ПАО «КАМАЗ» |
Рынок грузовых автомобилей |
45 |
55 |
0,81 |
Используя полученные данные построим матрицу BCG для ПАО «КАМАЗ»:
Рисунок 1 – Матрица BCG для ПАО «КАМАЗ»
На рынке грузовых автомобилей ПАО «КАМАЗ» попадет в область «Дойных коров».
Компании – «дойные коровы» зарабатывают средства в объемах, превышающих их потребности в реинвестировании. Так как темпы роста отрасли достаточно низкие, компания получает от текущей деятельности средств больше, чем необходимо для сохранения лидирующих позиций на рынке и капитальных реинвестиций.
«Дойные коровы» имеют низкие перспективы роста, но имеют очень ценные хозяйственные подразделения. Дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в производство двигателей нового поколения.
Все усилия корпорации должны быть направлены на поддержание «дойных коров» в процветающем состоянии, чтобы как можно дольше использовать их возможности в генерировании притока финансовых ресурсов. Должна быть поставлена цель укрепления и защиты рыночных позиций дойных коров в течение всего периода, когда они способны зарабатывать средства, которые будут направляться на развитие других подразделений – или же на обновление выпускаемой продукции.
3. Модель GE/McKinsey:
Для построения матрицы GE/McKinsey для ПАО «КАМАЗ» необходимо определить преимущества предприятия на рынке и привлекательность рынка, в рамках которого оно функционирует.
Для оценки показателей привлекательности и преимуществ используем десятибалльную шкалу. Расчет привлекательности рынка и относительных преимуществ представлен в приложении Г и в приложении Д.
Матрица GE/McKinsey для ПАО «КАМАЗ» будет иметь следующий вид, представленный на рисунке 2
Рисунок 2 – Модель GE/McKinsey
Проводя оценку результатов построения, можно сделать вывод, что предприятие относится к области «Победитель 1». Для данного сектора характерна наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества предприятия в нем. ПАО «КАМАЗ», является одним из лидеров в данном сегменте. Главной угрозой является только усиление позиций отдельных конкурентов, в первую очередь белорусского предприятия ОАО «МАЗ». Следовательно, стратегию предприятия, находящегося в данной позиции, необходимо нацелить на защиту текущего положения преимущественно с помощью дополнительных инвестиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность является в первую очередь подтверждением финансовой устойчивости предприятия. Только финансово устойчивое предприятие способно противостоять конкурирующим предприятиям, производящим аналогичную продукцию.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ финансово-экономического состояния предприятия ПАО «КАМАЗ», по итогам которого был проведен анализ конкурентоспособности, выявлен ряд проблем предприятия, а также предложены мероприятия по их устранению.
Группа компаний «КАМАЗ» — является крупнейшей автомобильной корпорацией Российской Федерации. ПАО «КАМАЗ» входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей и находится на 16-м месте по объёмам производства тяжёлых грузовиков полной массой более 16 тонн.
На данный момент предприятию принадлежит 45% российского рынка тяжелых грузовых автомобилей. В 2017 году было продано 38 тыс. единиц автотехники «КАМАЗ». Из них 33 тыс. автомобилей реализовано на российском рынке – рост на 18% по сравнению с 2016 годом. На экспорт в 2017 году было реализовано 5 тыс. автомобилей и сборочных комплектов деталей «КАМАЗ», в том числе в страны СНГ – 3,6 тыс. автомобилей и СКД.
ПАО «КАМАЗ» осуществляет экспорт автомобилей, сборочных комплектов деталей и запасных частей в более чем 40 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы, Латинской Америки.
В первой главе были рассмотрены основные теоретические особенности, описывающие конкурентоспособность предприятия, описаны факторы, а также подробно изложены методы оценки конкурентоспособности, которые были использованы при последующем написании работы.
В ходе анализа финансово-экономического состояния предприятия сложились определенные результаты деятельности предприятия. Предприятие имеет ряд проблем, связанных с финансовой устойчивостью. Большая сумма кредиторской задолженности, большая доля заимствованных средств при формировании капитала предприятия, снижение показателей ликвидности, рост дебиторской задолженности в конечно итоге привели предприятие в зону финансового риска.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев // Дело и сервис. - 2016. – C. 272.
- Балашов, В.Г. Антикризисное управление предприятиями и банками / В.Г. Балашов. // Дело - 2017. – C. 840.
- Березин, Артем Инновационно-инструментальный механизм повышения конкурентоспособности / Артем Березин. // LAP Lambert Academic Publishing - 2017. – C. 156.
- Казакова, Н.А. Современный стратегический анализ: учебник / Н.А. Казакова. // Издательство Юрайт - 2016. – C. 500.
- Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / ред. Ю.А. Савинов. // Мысль - 2016. – C. 364.
- Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. // Инфра-М. - Новое знание - 2016. – C. 192.
- Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов. // Юнити-Дана - 2015. – C. 365.
- Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. // Москва. - Наука - 2015. – C. 126.
- Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. // Москва. – Гостехиздат - 2015. – C. 126.
- Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник / Э.М. Коротков. – 2-е изд., испр. и доп. // Издательство Юрайт; ИД Юрайт - 2016. – C. 640.
- Ларина, Л.С. Финансовый менеджмент: учебник / Л.С. Ларина, С.В. Сергеев. // Юриспруденция - 2014. – C. 190.
- Лапуста, М. Г. Финансы организаций (предприятий): учебник / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай.- Изд. испр. // ИНФРА-М, 2012. – C. 575.
- Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие / И.М. Лифиц. // Юрайт - 2017. – C. 438.
- Ришар, Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Ж. Ришар. // Аудит, Юнити - 2014. – C. 375.
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. // Новое знание; Издание 5-е - 2015. – C. 688.
- Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. // Инфра–М - 2013. – C. 335.
- Cекретарева, И.А. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях потребительской кооперации / И.А. Секретарева, В.А. Озеран, И.М. Павлюк, и др. // Экономика - 2015. – C. 319.
- Усманова, Н.Р. Документооборот предприятия / Н.Р. Усманова. // Приор -2017. – C. 400.
- Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. // Юнити-Дана - 2017. – C. 296.