Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ПАО «КАМАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 971

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Группа матричных методов: основное условие - оценка маркетинговой стратегии предприятия на основе матрицы, построенный на анализе конкурентных стратегий. Анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия, является основой построения матрицы. Способ оценки заключается в анализе построенной матрицы с использованием системы координат, где: по горизонтали – темп роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке. Данный подход встречается в работах И. Ансоффа, А. Томпсона и А. Стрикланда, разработках Бостонской консалтинговой группы, а также МакКинзи и Ко. в различных своих вариациях. Предприятия, занимающие наибольшую долю рынка относятся к наиболее конкурентоспособным.

Наличие информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентных компаний позволяет получить достаточно высокую точность оценки, что является преимуществом данного метода.

Недостатками метода является наличие достоверной информации, которая требует необходимых исследований, а также сложность разработки управленческих решений.
Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия: совокупность методов, основывающихся на том, что конкурентоспособность предприятия в целом выше тогда, когда уровень конкурентоспособности его продукции растет. Для определения конкурентоспособного уровня выпускаемой продукции применяются различные маркетинговые и квалиметрические методы, основой которых является соотношение цена-качество.

Расчет показателя конкурентоспособности по каждому виду продукции производится путем использования экономического и параметрического индексов конкурентоспособности. Данные индексы определяются с помощью суммирования частных индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом весовых коэффициентов. Каждый из частных индексов по соответствующему параметру является отношением фактического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя у продукции конкурирующего предприятия.

Параметрический индекс определяется на основе оценки технических параметров продукции, экономический – стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем. В ряде методов в качестве одного из стоимостных параметров рассматривается величина затрат по послепродажному обслуживанию продукции.

Параметрический и экономический индексы конкурентоспособности позволяют рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемой продукции по отношению к продукции конкурирующего предприятия. Он определяется как отношение параметрического индекса к экономическому.


Каждый вид выпускаемой продукции предприятия имеет собственный показатель конкурентоспособности. На следующем этапе происходит определение коэффициента конкурентоспособности предприятия, с помощью нахождения средневзвешенного значения из показателей по отдельным видам продукции. Объем реализации каждого из видов продукции является весовым элементом.

Учет конкурентоспособности выпускаемой продукции является важной составляющей конкурентоспособности предприятия, что является преимуществом данного метода.

Недостаток – достаточно узкий анализ конкурентоспособности, не затрагивающий другие аспекты деятельности предприятия, что позволяет получить только ограниченное представление о преимуществах и недостатках работы предприятия.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции:

Наиболее конкурентоспособными предприятиями являются те, в которых наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Эффективность деятельности каждой из служб обеспечивается путем влияния множества факторов – ресурсов предприятия. Путем оценки эффективности использования данных ресурсов находится эффективность работы подразделений. В основе подхода лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

Сущностью данного подхода является в оценка способности предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая формулированная способность предприятия, направленная на достижение конкурентных преимуществ, отражается оценкой экспертов с точки зрения имеющихся ресурсов.

Состав и структура способностей, подверженных оценке, имеют различия в разных методиках: от показателей себестоимости и финансовой устойчивости до способности предприятия адаптироваться к нововведениям.

На следующем этапе экспертные оценки подвергаются различной математической обработке. Как правило, путем вычисления средневзвешенного значения из полученных оценок с учетом удельного веса и находится показатель конкурентоспособности.

Учет разносторонних аспектов деятельности предприятия является преимуществом данного подхода.

Комплексные методы:

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия в условиях применения каждого из методов ведется на основании выделения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности предприятия.

Интегральная величина в отношении к уровню текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу является основой данного подхода и составляет уровень конкурентоспособности предприятия.


Текущая и потенциальная конкурентоспособность и их соотношения в рамках интегрального показателя конкурентоспособности предприятия в зависимости от метода могут варьироваться. Так, в ряде случаев текущая (реальная) конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

Наиболее интересным является метод П. В. Забелина, где конкурентоспособность предприятия имеет представление в виде аддитивной функции текущего уровня конкурентоспособности и конкурентного потенциала с весовыми коэффициентами.

Текущую конкурентоспособность предприятия можно определить, как способность хозяйствующего субъекта приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности, а также являющуюся отношением агрессивности существующей стратегии к необходимому в будущем уровню агрессивности (стратегический норматив).

Конкурентный потенциал – возможность сохранить или увеличить уровень конкурентоспособности в долгосрочном периоде – является отношением текущего потенциала к оптимальному, заданному уровнем нестабильности внешней среды.

Весовые коэффициенты отображают долю совокупных стратегических капитальных вложений, идущих на вложения в стратегию и мощности (затраты на стратегическое планирование, исследования рынков, разработку новой продукции и запуск ее в серийное производство, здания и оборудование, сбытовую сеть, маркетинг); вложения в потенциал предприятия (подготовка персонала, разработка технологий, затраты на создание функциональных служб и т. д.).

Определение каждого из рассмотренных выше показателей в рамках данного метода осуществляется экспертным путем на основании различных оценочных таблиц и матриц.

Преимуществом подхода является то, что он учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем.

Недостатком является воспроизведение методов, используемых в рассмотренных ранее методах, что влечет за собой и их недостатки.

Все методы обладают рядом недостатков, по причине чего, ни один из ник так и не нашел массового применения для оценки конкурентоспособности предприятия. Для всех методов можно выделить ряд следующих общих недостатков.

Основная часть методик строится на обработке с помощью математических методов ряда факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятия, при этом основной упор делается на выявление наибольшего количества данных факторов.


Система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов этой системы – нечетким. Тем самым, проводя оценку трудовых ресурсов предприятия, можно сделать вывод о зависимости эффективности труда от психофизиологического состояния работников. При оценке производственных возможностей предприятия, можно сделать вывод, что технологический потенциал предприятия зависит от уровня финансирования научных программ в государстве, следовательно, имеет зависимость от степени наполняемости бюджета.

Тем самым, число факторов конкурентоспособности практически бесконечно, следовательно, насколько бы ни было объёмным их количество, оно все равно не будет исчерпывающим, а значит, и основанная на таком неполном перечне оценка конкурентоспособности предприятия будет неправильной. В результате все существующие перечни факторов конкурентоспособности носят достаточно условный характер, что не позволяет использовать их для оценки конкурентоспособности предприятий.

При составлении оценки факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются приблизительные, примерные оценки, "экспертные методы", имеющие низкий уровень объективности и имеющие высокую степень условности. В ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных условных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности.

Ряд методик, использующихся для оценки конкурентоспособности предприятий, основывается на достаточно сложных идеализированных построениях: необходимо вводить новые для экономической науки определения и показатели, строить различные матрицы, вводить новые системы координат и так далее. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения, в конкретных экономических условиях конкретного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как весьма абстрактные. В результате этого в ряде случаев не только невозможно осуществить сколько-нибудь точную количественную оценку того или иного предлагаемого параметра, но и вовсе сложно дать ему четкое определение. Все это существенно снижает возможность математической обработки вводимых категорий, а значит – и адекватной оценки конкурентоспособности предприятия.

Большинство методик предполагает сравнение практически идентичных предприятий, занятых в сфере производства идентичных товаров и услуг, а также действующих в схожих экономических условиях. Вместе с тем, развитие товарно-денежных отношений приводит ко все большей диверсификации предприятий, все большей дифференциации товаров и услуг, все более усугубляющимся различиям в экономических условиях деятельности предприятий. Все сложней становится определить четкие географические границы того или иного рынка, установить перечень конкурирующих товаров и предприятий, что влечет за собой неприменимость подобных методик оценки конкурентоспособности предприятий.


Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них.

Помимо вышеописанных методов для проведения анализа конкурентоспособности предприятия необходимо проведение специального анализа, главной целью которого является определение реальных позиций организации на рынке, а также выявление возможностей повышения уровня конкурентоспособности. Анализ проводится на основе полной и достоверной информации о предприятии в сравнении с позициями конкурентов. Оценка конкурентоспособности проводится только по показателям, имеющим значения в пределах функциональной и экономической целесообразности. На основе результатов анализа конкурентоспособности предприятия разрабатывается комплекс мероприятий направленных на поддержание и сохранение ее конкурентных преимуществ. Анализ финансового состояния организации является одним из ключевых моментов оценки конкурентоспособности предприятия, так как является основой понимания истинного положения организации на рынке того или иного товара. Финансовый анализ представляет собой процесс исследования и оценки предприятия с целью выработки наиболее обоснованных решений по его дальнейшему развитию в стратегической перспективе и понимания его текущего состояния.

Финансовый анализ включает в себя следующие этапы:

- анализ капитала организации;

- горизонтальный и вертикальный анализ баланса;

- анализ финансовых коэффициентов.

Капитал предприятия состоит из собственных средств предприятия и заемных. Соотношение, а также анализ структуры данных частей капитала дает характеристику финансовой устойчивости предприятия.

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса необходимы для того, чтобы представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса.

Суть горизонтального анализа состоит в сопоставлении финансовых данных за два прошедших отчетных периода в относительном и абсолютном значениях.

При расчете вертикального анализа, статьи отчетности приводятся в процентах к его итогу. Такой вид анализа представляет изменения статей баланса по сравнению с предыдущими годами. Процентные показатели наглядно показывают насколько произошли отклонения и в какую сторону.

Расчёт процентного показателя происходит путем деления каждой строки по анализируемому году на валюту баланса и умножением на 100%.

Ликвидность - способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.[2]