Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ПАО «КАМАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 1044

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент общей оборачиваемости и коэффициент оборачиваемости функционирующего капитала имеет тенденцию к росту, что говорит о том, что капитал организации стал обращаться быстрее, что положительно сказывается на прибыли предприятия.

Коэффициент отдачи активов растет, что также свидетельствует о росте чистой прибыли предприятия.

Коэффициент фондоотдачи имеет положительную тенденцию к росту, а, следовательно, предприятие повышает свою производительность и улучшает используемые мощности.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала растет, что говорит о том, что с каждым годом предприятие использует большее количество собственных средств.

Коэффициент оборачиваемости запасов увеличивается, что говорит о росте продаж за анализируемые периоды.

Коэффициент оборачиваемости денежных средств имеет существенный рост на 2017 год, что является отрицательным для предприятия.

Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах имеет наибольшее значение в 2016 году и чуть меньшее в 2017. Общее значение показателя является нормальным и имеет положительную тенденцию для предприятия.

Срок оборачиваемости кредиторской задолженности: значение данного показателя имеет положительную тенденцию, так как его значение с каждым годом сокращается, что говорит и повышении финансовой устойчивости предприятия.

Длительность оборота дебиторской задолженности снижается, и это является положительным аспектом, так как происходит снижение риска непогашения дебиторской задолженности.

Методика ФСФО: для проведения анализа с использованием данной методики необходимо воспользоваться формулами 1.19 – 1.37.

Расчет показателей представлен в Приложении В.

На основе произведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

- среднемесячная выручка выросла;

- коэффициент задолженности по кредитам и займам имеет динамику к снижению, что дает положительный эффект и свидетельствует об укрепление финансового состояния предприятия;

- также год от года происходит снижение коэффициент задолженности сторонним предприятиям;

- доля собственного капитала в основных средствах увеличивается;

- рентабельность продаж растет;

- среднемесячная выручка одного работника также увеличивается, что является положительной тенденцией к укреплению финансового состояния предприятия.

Двухфакторная модель Альтмана: для расчета ее показателей необходимо воспользоваться формулами 1.38 и 1.39, расчет представлен в таблице 6:


Таблица 6 – двухфакторная модель Альтмана

Показатели модели Альтмана

2017

2016

2015

Z=

-1,72

-1,88

-1,77

X1

1,37

1,51

1,41

X2

2,32

2,22

1,79

В данном случае, так как показатель двухфакторной модели меньше нуля, следовательно, вероятность банкротства предприятия низка.

Так как двухфакторная модель не обеспечивает комплексную оценку финансового положения предприятия воспользуемся пятифакторной моделью Альтмана, для ее расчета воспользуемся формулами 1.40 – 1.45, показатели представлены в таблице 7.

Таблица 7 – пятифакторная модель Альтмана

Показатели модели Альтмана

2017

2016

2015

Z

1,11

1,28

1,25

X1

0,02

0,16

0,13

X2

0,03

0,008

0,02

X3

0,43

0,011

0,035

X4

0,98

0,25

0,32

Продолжение таблицы 7

X5

1,34

0,89

0,76

На протяжении трех анализируемых периодов значения показателей ниже нормального, следовательно, предприятие попадает в «красную зону» - зону финансового риска.

2.3 Оценка конкурентоспособности ПАО «КАМАЗ»

Основными производителями грузовых автомобилей, а также комплектующих к ним для российского рынка являются: ПАО «КАМАЗ», ОАО «МАЗ», ОАО «ЗИЛ», ОАО «УРАЛАЗ», ОАО «УАЗ»

Главным конкурентом ПАО «КАМАЗ» является ОАО «МАЗ», расположенный в городе Минске. В данной работе оценка конкурентоспособности исследуемого предприятия будет проводится в сравнении сравнение с этим предприятием.

Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод» - одно из самых крупных государственных предприятий, расположенных в республике Беларусь.

Продукция Минского автомобильного завода – это техника, соответствующая экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5, Евро-6.

Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего более 500 моделей и модификаций.


Предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица.

ОАО «МАЗ», как и все современные крупные машиностроительные заводы имеет все виды действующих производств: литейное, прессовое, кузнечное, сварочное, покрасочное, сборочное, инструментальное, тестовое.

Ассортимент продукции состоит из седельных тягачей, бортовых, средетоннажных низкорамных автомобилей, автомобилей повышенной проходимости, шасси для установки специального оборудования и

В автомобилях ОАО «МАЗ» используются современные конструкторские решения, передовые отечественные и зарубежные технологии, позволяющие получить максимально возможные грузовместимость и грузоподъемность при минимальных значениях снаряженных масс транспортных средств, высокую среднетехническую скорость, удобство и низкую трудоемкость технического обслуживания, топливную экономичность, проходимость и надежность в сочетании с минимальными эксплуатационными затратами.

Минский автомобильный завод производит свыше 60 модификаций прицепной техники. Это позволяет разрабатывать и производить тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили – с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой, выпускаются прицепы к легковым автомобилям.

С 1995 г. ОАО «МАЗ» специализируется также на пригородных и междугородних туристических автобусах. Минский автомобильный завод достиг серийного производства 8 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе, в число которых входят специальные автобусы, эксплуатация которых возможна в экстремальных условиях, таких как: северные районы – используется специальная система отопления и теплоизоляция салона, двойной пол, уменьшенная площадь остекления, южные районы – улучшенная система вентиляции и увеличенные сдвижные форточки.

Главной целью производства является выпуск новой конкурентоспособной продукции. Для этого создан проект технического переоснащения предприятия, охватывающий все производства.

Минский автомобильный завод ежегодно наращивает объемы продаж продукции в Украину и Россию.

Первостепенными задачами ОАО «МАЗ» являются выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей, обновление ее ассортимента и непрерывное повышение качества, минимизация издержек производства, увеличение рыночной стоимости предприятия и производственных мощностей, улучшение качества сервиса.


Предприятие имеет известность во всем мире. В последние годы на предприятие концентрируется на производстве 5 видов грузовиков. В их разработке и производстве используются передовые отечественные и зарубежные технологии. Данная техника пользуется высоким спросом при работе в районах Крайнего Севера, пустынь Каракумов и Сахары, в тропиках Африки и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, пампасах Латинской Америки, в Андах и на Памире. Автомобили ОАО «МАЗ» поставляются в более чем 70 стран мира. С каждым годом эти автомобили становятся мощнее, надежнее и эргономичнее.

Минский автомобильный завод до настоящего времени является единственным в мире производителем не только техники, но и прицепного состава, что позволяет предлагать рынку тягачи, прицепы и полуприцепы, полностью унифицированные друг с другом.

Помимо большегрузных автомобилей, предприятие освоило производство среднетоннажных низкорамных грузовиков, а также большую гамму городских, пригородных, междугородних и международных автобусов.

Соотношение цена/качество также укрепляет позицию ПАО «КАМАЗ» на рынке производителей тяжелой грузовой техники. Продукция ПАО «КАМАЗ» отличается высокой практичностью и надежностью в сочетании с относительно низкой ценой. Технические характеристики продукции ПАО «КАМАЗ» превосходят аналоги конкурентов на внутреннем и внешнем рынках при сопоставимо меньших ценах.

Широкий ассортимент производимой продукции открывает большие возможности внедрения на рынок новых модификаций, в том числе в рамках сотрудничества с корпоративными клиентами, для которых компания осуществляет уникальные разработки под индивидуальные заказы.

В настоящее время продукция ПАО «КАМАЗ» является экспортером техники в ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы. Предприятие сотрудничает с Министерством обороны ОАЭ и Катара, осуществляет поставки в Кувейт, Сирию, Бахрейн, Судан. Кроме того, налажен экспорт в страны, использующие автомобили с правым рулем, такие как Индия и Пакистан. Предприятие также осуществляет активную экспансию на рынки стран ближнего зарубежья, в настоящее время продукция российского производителя занимает лидирующие позиции на рынках Украины и Казахстана.

ПАО «КАМАЗ» имеет крупнейшую среди российских производителей грузовых автомобилей дилерскую сеть, а также сеть сервисного обслуживания. ПАО «КАМАЗ» имеет принцип централизованной доставки с использованием региональных дилеров, что позволяет обеспечивать равные ценовые условия для потребителей в разных регионах РФ. Широкая география сервисной сети позволяет оказывать качественные услуги клиентам предприятия в кратчайшие практически в любой точке РФ.


Для оценки конкурентоспособности ПАО «КАМАЗ» в данной работе будут применены следующие методы:

- финансовый анализ предприятия;

- Модель BCG;

- Модель GE/McKinsey;

1. Финансовый анализ предприятия

Произведя финансовой анализ предприятия можно сделать ряд выводов, которые помогут оценить текущий уровень конкурентоспособности предприятия, а также сформировать ряд мероприятий, направленных на улучшение конкурентоспособности предприятия:

- предприятие имеет серьезные проблемы, связанные с формированием капитала, так как основная доля средств является привлеченной.

- значения коэффициентов финансовой устойчивости ниже нормы, а также имеют тенденцию к ухудшению, что также свидетельствует о снижении финансовой устойчивости, а также снижению уровня конкурентоспособности предприятия.

- происходит снижение собственного капитала в обороте, на основе чего можно сделать вывод о том, что привлекается большее количество заемных средств и кредитов.

- растет дебиторская задолженность, это вызывает риски, связанные с неполучением части денежных средств, что влечет снижение уровня конкурентоспособности.

- при этом показатели деловой активности имеют нормальные значения, происходит их улучшение в анализируемом периоде, это означает, что предприятие использует различные средства для достижения текущего уровня конкурентоспособности, а также для возможности существовать и продолжать свою дальнейшую деятельность на рынке.

- выручка предприятия год от года увеличивается, увеличивается также и прибыль, что свидетельствует о росте конкурентоспособности предприятия. В следствии этого увеличивается выручка на одного сотрудника, что говорит о максимизации использования производственных мощностей.

- вследствие с проблемами в области финансовой устойчивости предприятие под угрозой финансового риска, а именно – банкротства.

Анализируя вышеописанные показатели ПАО «КАМАЗ», можно сделать вывод, что предприятию, для того чтобы удерживаться, а также повышать уровень конкурентоспособности необходимо вводить ряд мероприятий, направленных на уменьшение доли сторонних финансовых вложений.

2. Матрица BCG:

Строится на координатной плоскости, на оси абсцисс откладывается относительная доля предприятия на рынке, а на оси ординат – темпы прироста рынка. В качестве границы областей с высокой и низкой относительной долей на рынке примем значение равное 1.

Оценка будет производиться по двум предприятиям: ПАО «КАМАЗ» и РУП «МАЗ».