Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Сущность организационного поведения).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Сущность организационного поведения.
1.1. Введение в организационное поведение
1.2. Объект, предмет, цели, задачи и методы дисциплины
1.3. Подходы к изучению организационного поведения.
1.4. Модели организационного поведения
Глава II. Категории поведения в организации
2.1. Личностный уровень поведения.
2.3. Факторы, влияющие на эффективность групп
2.4. Поведение в неформальных группах
Глава 3. Реализация социальной политики в отечественных организациях
3.1.Организационная культура предприятия на примере ЗАО «Стройремкомплектация»
3.1.1. Общая характеристика предприятия
3.1.2. Организационная культура ООО «Стройремкомплектация»
3.2. Организационная культура в ЗАО «Воскресенское»
3.2.1.Краткая характеристика предприятия и его экономических показателей
Содержание и структура системы вознаграждения в ЗАО «Воскресенское» принципиально определяются, прежде всего, рамочными условиями, а также ставшими уже универсальными методическими положениями, предлагаемыми современными теориями мотивации. Вместе с тем содержание и структура системы вознаграждения для ЗАО «Воскресенское» во времени - динамичны.
В типовую структуру системы вознаграждения в ЗАО «Воскресенское» включается достаточно устойчивый набор элементов, отражающих:
-компонент основной оплаты труда;
компонент результативности труда;
социальный компонент;
компонент состояния рынка труда.
Организационная культура в «Воскресенское» включает в себя:
-материальную помощь в связи со смертью близких;
единовременное вознаграждение к юбилею работников (45, 50, 55, 60, 65, 70 лет);
-ежемесячное пособие для женщин, ушедших в отпуск по беременности и родам с 12 недель в размере среднемесячной заработной платы, до ухода в отпуск по беременности и родам;
-ежемесячное пособие на ребенка в размере трех минимальных з/плат по РФ женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
-страхование работников от случаев травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.
Материально - денежное стимулирование:
. Повременно - премиальная система оплаты труда.
. Ежемесячно премируются работники, непосредственно осуществляющих техническое обслуживание оборудования в размере 15% от должностного оклада.
. Устанавливаются следующие виды доплат:
-за выполнение обязанной временно отсутствующих работников по причине болезни, ученических отпусков, беременности и родам, уходом за ребенком не менее 10% от должностного оклада, замещаемого;
-за работу в ночное время в размере 45% часовой тарифной ставки за каждый час работы;
-за работу в вечернее время в размере 20% часовой тарифной ставки за каждый час работы;
-работникам, осуществляющим стажировку специалистов при приеме на работу в размере 25% от оклада стажируемого на период подготовки специалистов;
-за расширение зоны обслуживания (обслуживание оборудования двух и более типов) до 20% (по решению техсовета);
-работникам несущим материальную ответственность до 20% от должностного оклада;
4. Предусматривается ежемесячное вознаграждение за выслугу лет, в зависимости от продолжительности непрерывного стажа работы на предприятии как рабочих, так и управленческого персонала:
% от 3-5 лет, 10% от 5-10 лет, 15% от 10-15 лет;
Должностной оклад (тарифная ставка) увеличиваются:
-за квалификационную категорию непосредственно осуществляющим техническое обслуживание инженерам и техникам 2 категории - на 20%, инженерам и техникам 1 категории на 40%; другие отделы и объекты - инженерам и техникам 2 категории - на 10%, инженерам и техникам 1 категории - на 25%;
начальникам узлов, ведущим (старшим инженерам) службы ЗАО «Воскресенское» непосредственно осуществляющим техническое обслуживание на 40%, другие объекты и отделы - на 25%.
6. Работникам предоставляются:
-дополнительные отпуска за ненормированное рабочее время до 14 календарных дней;
-дополнительные отпуска сроком на 3 календарных дня в связи с рождением ребенка, похороны близких родственников, вступление в брак, провод детей в армию;
-один оплачиваемый день - 1 сентября (женщинам или одиноким мужчинам, имеющим детей до 10 лет).
Предоставляется материально-неденежное стимулирование:
-Премирование и поздравление к празднику 9 мая (участников ВОВ), дню пожилого человека, 23 февраля, 8 марта, День строителя, новогодние праздники, приобретение детских подарков.
- Проводится работа с уволенными пенсионерами (поздравление, премирование).
-Проводятся конкурсы профессионального мастерства (премирование победителей).
Нематериальное стимулирование включает:
-Возможность повышения квалификации.
-Доска почета: «Ими гордится коллектив» (выбирается достойный работник раз в полгода).
В ЗАО «Воскресенское» применяется медицинское страхование, которое является формой социальной защиты интересов населения в случае потери здоровья от любой причины. Медицинское страхование связано с компенсацией расходов граждан, обусловленных получением медицинской помощи, а также иных расходов, связанных с поддержанием здоровья.
Также применяется в ЗАО «Воскресенское» страхование имущества.
Так как строительная деятельность сопряжена с достаточно высоким риском для жизни и здоровья работников, в ЗАО «Воскресенское» применятся страхование сотрудников от несчастных случаев. Данный вид страхования обеспечивает застрахованным комплексную защиту от экономических последствий наступления нетрудоспособности или смерти, произошедших в результате непредвиденных и случайных событий. Договор коллективного страхования от несчастных случаев заключен ЗАО «Воскресенское» в пользу своих работников также в Страховой компании «МАКС». Страхование от несчастных случаев предусматривает выплату страхового обеспечения при потере здоровья или в связи с наступлением смерти застрахованного лица от оговоренных событий. Страховое покрытие по коллективному страхованию от несчастных случаев ограничивается только периодом профессиональной деятельности в ЗАО «Воскресенское».
Повременная форма характеризуется тем, что заработная плата работнику начисляется в зависимости от количества отработанного в соответствии с табельным учетом времени и установленной тарифной ставки (или оклада).
Целесообразность использования для расчета заработной платы при повременной форме тарифной ставки разряда работника, а не работы, объясняется сложностями в установлении разряда работы, которая у повременщиков, как правило, слишком разнородна.
При сдельной оплате труда заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда, что стимулирует работника к повышению производительности труда. Кроме того, при такой системе оплаты труда исключается необходимость контроля целесообразности использования работниками рабочего времени, поскольку каждый работник, как и работодатель, заинтересован в производстве большего количества продукции.
В основу расчета при сдельной оплате труда берется сдельная расценка, которая представляет собой размер вознаграждения, подлежащего выплате работнику за изготовление им единицы продукции или выполнение определенной операции.
При индивидуальной сдельной оплате труда в строительной организации вознаграждение работника за его труд будет полностью зависеть от количества проделанной работы ее качества и сдельной расценки.
При коллективной (бригадной) сдельной оплате труда заработок всей бригады определяется с учетом фактически выполненной работы и ее расценки, а оплата труда каждого работника бригады (коллектива) зависит от объема произведенной всей бригадой продукции и от количества и качества его труда в общем объеме работ.
Для успешного воздействия на трудовую мотивацию персонала необходима также регулярная обратная связь в виде оценки эффективности этих воздействий.
Вывод: Итак, управляют социальным развитием в ЗАО «Воскресенское» структурные подразделения, объединяющие круг должностных лиц, в сферу компетенции которых входят вопросы социального развития организации и социального обслуживания ее персонала, надлежащие полномочия и определенная ответственность за решение социальных проблем. В большинстве случаев руководство ЗАО «Воскресенское» рассматривает проводимую внутрифирменную социальную политику как элемент экономической стратегии предприятия с позиции теории социального капитала.
Заключение
Организационное поведение как наука междисциплинарная. Он включает элементы теорий, методов, принципов и моделей, заимствованных из различных дисциплин. Организационное поведение - это область, в которой в настоящее время идет процесс формирования и развития теоретических основ.
Предметом дисциплины является взаимосвязь всех уровней системы управления с упором на разработку эффективных методов управления в конкурентной среде организаций. Таким образом, основой организационного поведения как науки является научный анализ поведения отдельных лиц, групп и организаций в целом в сложной динамической среде. Существует три уровня организационного поведения. Проблемой принятия решений на индивидуальном уровне является изучение индивидуальных характеристик, способностей, навыков, способностей и ограничений, присущих лицам, принимающим решения. Уровень индивидуальной активности является проблемой моделей принятия решений. На уровне группы - включает анализ характеристик принятия решений, основанных на характеристиках группы (размер, однородность, тип группы) и ситуации. На уровне совместной деятельности - проблемы роли отдельных членов и лидера в процессе принятия решений, методы решения группы и на уровне организации - нормы и стандарты организации, требования к решениям, закрепленные в рамки организационной культуры. На последнем уровне рассматриваются особенности принятия решений, связанные со спецификой данной страны.
Поведение в организации характеризуется разделением общей задачи организации на локальные задачи, которые служат целями для конкретных сотрудников или групп сотрудников. Предпосылки стоимости, задачи, на которых человек основывает свои решения, являются целями организации или подразделения, в котором он работает. Психологическая структура организации - это неформальные (неформальные) отношения и отношения, которые не регулируются какими-либо правовыми требованиями. Они формируются между сотрудниками в процессе их деятельности под влиянием совпадения интересов, мнений и точек зрения по различным вопросам, взаимной симпатии и доверия, общих интересов.
Таким образом, сущность организационного поведения заключается в систематическом научном анализе поведения отдельных лиц, групп и организаций с целью понимания, прогнозирования и улучшения индивидуальных показателей и функционирования организации с учетом воздействие внешней среды.
Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:
- установки, ценности, предпочтения, наклонности индивидуумов, формирующиеся в сознании;
- поведение индивидуумов в отношении физических объектов в случае неожиданных информационных и социальных контактов;
- поведение групп, команд и других группировок, характеризующихся общением «лицом к лицу»;
- поведение организационных единиц, таких как отделы, филиалы или крупные государственные структуры;
- поведение взаимосвязанной группы организаций;
- поведение внутренней и внешней среды организации, например, эволюция технологии, рынков, конкуренции, государственного регулирования.
В современных условиях знание основных принципов организационного поведения решает следующие проблемы: дальнейшее раскрытие потенциала персонала организации и выбор направлений, которым необходимо следовать для улучшения ее деятельности, с использованием современных технологий для этих целей; разработать такие планы организационных мероприятий, которые соответствуют критериям, которые ставят человека в центр и его потребности; определить стратегии профессионального вмешательства для повышения эффективности организации труда.
Библиографический список
1. Артамонова, Н.В. Организационное поведение: учеб. пособие / Н.В. Артамонова, Л.П. Фрумкин, И.Г. Головцова. – СПб.: СПбГУАП, 2001. – 52 с.
2. Аширов, Д.А. Организационное поведение: учеб. пособие / Д.А. Аширов - М.: Проспект, 2006. - 360 с.
3. Дорофеев, В.Д. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – 142 с.
4. Карякин, А.М. Организационное поведение: учеб. пособие / А.М. Карякин. – Иваново: РИО ГОУ ВПО ИГЭУ, 2001. – 218 с.
5. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А.И. Кочеткова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. - 384 с.
6. Луцкович, В.В. Психологические особенности жизнепонимания личности / В.В. Луцкович. - http://www.psyсhоlоgy-оnlinе.nеt/аrtiсlеs/dос-471.html
7. Лютанс, Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему / Ф. Лютанс -http://www.big.spb.ru/publiсаtiоns/оthеr/оrg_сulturе/коnсеpt_оrg_pоvеdеniyа.shtml?print
8. Мункоев, А.К. Организационное поведение: учеб. пособие / А.К. Мункоев – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 184 с.
9. Савеленок, Е. Идеология управления в организации / Е. Савеленок -http://hghltd.yаndеx.nеt/yаndbtm?url=http
10. Сарычев, С.В, Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности / С.В. Сарычев, А.С. Чернышев - Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
11. Серый А.В, Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: КГУ, 1999. - 92 с.
12. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор - http://rusnеb.ru/dоwnlоаd/оrеl/nеttеxt/есоnоmiс/tаylоr/tеrеwеnко.htm
13. Уотсон, Д. Психология с точки зрения бихевиориста // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980. С.17-18.
14. Уотсон, Д. Поведение как предмет психологии // Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34-44.