Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе (Психолого-педагогические основы).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психолого-педагогические основы исследования проблемы
1.2 Своеобразие педагогического процесса в подготовительной к школе группе
1.3 Общая и специфическая готовность к школе
1.4 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
Глава 2 Педагогические условия формирования мотивационной готовности
2.1 Роль любопытства, любознательности в формировании мотивационной готовности
2.2 Влияние практической значимости и приобретаемых знаний на формирование мотивов учения
2.3 Влияние интеллектуальной активности на формирование у детей осознанного мотива учения.
Причиной интеллектуальной пассивности, на наш взгляд, заключается в том, что мало кто обращается внимание на то, чтобы научить детей, чтобы выбрать, понимать и быть в состоянии решить проблему обучения в некоторых детских садах. Это очень хорошее представление Л.И. Божович. Она подчеркивает, что условие знание реальности в дошкольном возрасте характеризуется прежде всего непреднамеренностью: дети узнают много информации об объектах и явлениях действительности, но знания, навыки и умения, как "побочный продукт различных типов игр, действительности практики, обучение, непосредственное общение со взрослыми, а процесс приобретения не носит никакой целенапрвленного, ни систематический характер и осуществляется на основе прямых нероизвольно познавательных интересов, присущих ребенку. "в связи с этим, А. М. Леушина [14] справедливо замечает, что задача обучения является не эмпирический конгломерат отдельных представлений о жизни вокруг них, и научит ребенка учиться.
Воспитание детей в дошкольном возрасте умение учиться имеет два важных аспекта: во-первых, способность к обучению, необходимо при подготовке ребенка к школе (школьное обучение детей требует умения учиться, впитывать определенное количество организованных знаний и навыки, предусмотренные школьной программой); Во-вторых, способность значительно повышает интерес к обучению. Желание научиться решать проблемы является стимулом умственной познавательной деятельности. Для того, чтобы использовать умственную задачу как средство формирования познавательной активности и мотивов учебной деятельности, учитель должен четко определить знание того, что он будет передавать детям на каждом занятии, научить самих детей, чтобы увидеть и понять, как они учатся, то есть. Выделить умение понимать психическую задачу. Если ребенок находится в дошкольном возрасте и еще не научился выделять психические проблемы, он не будет понимать требования многих учителей и достигнет числа интеллектуально пассивных детей.
Для того, чтобы научить детей, как распределить умственную задачу, воспитатель должен быть в рамках подготовки к каждому занятию в первую очередь определить, какие умственные задачи будет формулировать и решать с детьми. К сожалению, практика детских садов, показывает,что этому уделяется мало внимания. В планах и резюме уроков, записанных в основном содержании программы, и если выделяются умственные задачи, в этой общей форме, что они находятся в равной степени могут быть отнесены к любой профессии и любого содержания программы, например, "развитие логического мышления, обогатить словарный запас, укрепить языковые умения детей, считать, решать проблемы, чтобы научить детей смотреть" и т.д. В то же время, даже когда содержание программы может быть направлено на решение различных умственных задач. Как отмечает А. Люблинская, только для формирования представления о городе воспитатель может положить много различных умственных задач и действий: сравнивать город в деревню или в старый город (на снимке); выделить его признаки; чтобы найти картину, в рассказах, имеет фотографии большого, современного и маленького, старого города; устанавливать связь между количеством и разнообразием транспорта городского значения, число людей, живущих в нем; проанализированы различные учреждения и предприятия, которые существуют в городе, чтобы сравнить их между собой и сгруппировать их на целевой основе. Вы можете направить внимание детей на раскрытие тех связей и отношений, которые существуют между людьми разных профессий. Например, педагог объясняет детям, которые работают водителем трамвая, необходимой всем, один идет на работу, а другой к врачу, а третий на станции, четвертый для покупок - но сам водитель в необходимости работы имеет свои результаты: он носит одежду, костюмы, обувь, ходит в театр и библиотеку, его дети ходят в школу и детский сад. Это один из примеров, подтверждающий возможность установления для детей определенных умственных задач.
Для того, чтобы дети, могли понять стоящую умственную задачу перед ними, это очень важно в начале каждого занятия, чтобы напомнить им, что они будут делать и почему, например: "Сегодня мы будем рисовать коробки, картины, игрушки и решать проблему отлетела и пролета птиц, чтобы узнать сложение и вычитание чисел "в данном случае цель состоит в том:. научить обобщать, выделять наиболее важное, существенное, логическое право строить его идеи, и т.д. Так, например, во время игры "в магазине" дети могут купить желаемый товар (цветок), но не называя его, и описывать конкретную признаки или указав ее цель. Эта методика повышает эффективность решения психических проблем, не отпуская его немедленно.
Каждое занятие должно осуществляться таким образом, чтобы дети понимали, что они узнали новые вещи. С этой целью следует подчеркнуть, что дети усвоили этот урок. Напрмер, разговоры на тему «Как животные зимуют" преподаватель может закончить так: «Раньше мы знали, как живёт белка в зимнее время, но сегодня мы узнали, что все животные по-разному приспосабливаются для зимы Это зависит от того. где они живут, что едят, как двигаться и как защитить "..
Выделение психических проблем для многих детей представляет большие трудности, поэтому желательно, чтобы в конце занятия спросить детей: «что мы сделали сегодня в группе, что вы узнали?" Этот метод используется в практике учителей начальных классов, а также некоторых опытных преподавателей. Это помогает проверить, как дети понимают конкретную задачу и психические проблемы, которые решаются на этом уроке.
Для того чтобы умственная задача стала мотивом учения недостаточно только научить детей способностью выделять, понимать, должно быть больше, чтобы научить ребенка выделять предмет свои знания и реализовать решения психических проблем. Предметы и явления, которые ребенок усваивает очень многогранны. Ребенок овладевает речью с раннего возраста в результате подражания взрослым. Он правильно произносит слова говорит предложения соотносит слово с его основного содержания. Но в связи с подготовкой детей к грамотности в рамках подготовительной к школе группы детского сада на изучении родного языка становится предметом познания: 1) базовые знания, что есть явление, как последовательность звуков, то есть, следуя звук один за другим в произношение слова, это слово является процессом, который развивается с течением времени; 2) практическое овладение звуковым анализом слов на основе последовательного выделения отдельных звуков (FA Сохин).
При изучении предметов и явлений окружающего мира субъекта познания это распределение существенного в них сходства и различия, причинно-следственных связей и зависимостей. Л. С. Выготский предположил, что вопрос о распределении знаний не столько аудиовыход правительственных концепций питания, как уровень развития интеллектуальных процессов. Поэтому, важно, чтобы иметь возможность выделить просветитель объект познания и сосредоточить внимание на этой теме внимание ребенка, научить его видеть и понимать то, что вам нужно узнать, изучая предмет, явление.
Психические проблемы должны быть выбраны таким образом, что их решение будет идти творчески, несколькими путями. Не менее важным является характер перед детьми постановки психическими проблемами. Некоторые воспитатели противостоят детским психическим проблемам и немедленно дать решение. Ребенок может только научиться механически предложить. Это неправильный путь. Такой способ вызывает у детей привычку пассивно поглощать знания к той же поверхности, не понимая, механически. В результате идет присущее любопытство, выраженное в бесконечные «почему?». Порочность такого учения удивительно метко подметил С. Я Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
Желательно не давать детям готовый результат, подсказать путь, который должен пройти для решения умственной проблемы. Воспитатель может дать образец задания с объяснением, каким образом это может быть, чтобы решить, что и как вы можете изменить которые должны быть общими для всех детей., например, учитель дает образец, связанный в последовательном повествовании по конкретной теме. Обязательным для всех детей является требованием, чтобы быть в состоянии говорить последовательно, логически, но каждый имеет право на внесение изменений представления формы, использовать свой жизненный опыт, чтобы быть творческим в решении своей задачи. Может быть эффективным метод, такой как классификация, группировка знания, систематизация, освещающие основные черты в новом и хорошо известным явлении детей, взаимосвязь умственной деятельности со знанием, идеями, элементарными понятиями, правилами, которые должны быть извлечены.
Таким образом, обучение детей видеть и понимать умственную задачу во время занятия, используя различные способы творчески реализовать побуждающие выбор предмета знания - все это способствует познавательной деятельности ребенка и выступает сильным побудителем мотивации образовательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к школе - самый важный результат образования и обучения детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Она определяется требованиями системы, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований в связи с особенностями нового социально - психологической позиции студента, новые задачи и обязанности, для выполнения которых он должен быть подготовлен.
Ходить в школу связано с радикальными изменениями в традиционном образе жизни ребенка, в системе его отношений с другими людьми. Впервые центральное место в жизни ребенка занимает общественно полезная деятельность обучения. В отличие от обычного вида игровой деятельности ребенка способность носить обязательный характер потребует от первоклассника самого серьезного и ответственного отношения. В качестве ведущего вида деятельности, обучение перестраивает в ход повседневной жизни ребенка: изменить режим дня, сокращая время на бесплатные игры, большая часть времени посвящена реализации новых школьных обязанностей. Значительно повышенные требования к независимости и организации ребенка, его чувства долга и дисциплины детей. По сравнению с дошкольным детством мерой личной ответственности за свои действия, за выполнение обязанностей становится значительно выше.
Ребенок, поступивший в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Он должен достигнуть определенного уровня физического развития, чтобы справится с новыми серьезными обязанностями.
В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейшие из них нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.
Таким образом, мы можем сказать, что формирование интереса к обучению у детей школьного возраста является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики. И наша исследовательская работа подтвердила, что формирование интереса к обучению в школе, а также использование системы обучения для ознакомления со школой может способствовать воспитанию интереса. Мы разработали учебную программу для ознакомления со школой, а также развитие желания ребенка идти в школу и улучшить мотивы учения, говорит об эффективности разработанной методики и консистенции (легальность) гипотезы.
То есть наше предположение о том, что использование системы обучения для ознакомления со школой может поднять уровень интереса ребенка к школе можно считать полностью подтвердились. Таким образом, подтверждение нашей гипотезы можно рассматривать как убедительные доказательства, что развитие желания ребенка идти в школу влияет на развитие интереса к школе.
На основе изучения данной темы, мы рекомендуем воспитателям:
Используйте реальную работу в качестве доклада на конференциях, образовательных советов, учебных часов.
Педагоги и психологи могут использовать теоретические материалы работы в качестве методической литературы для повышения уровня педагогических знаний.
Кроме того, педагоги и психологи могут использовать материал для диагностики уровня развития желания ребенка идти в школу и внутренние мотивы для обучения в подготовке детей к школе групп.
Список используемой литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование: Бк. 1. М., 1998.
2. Бугрименко Е.А., Вегнер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методологические разработки для школьного психолога. Томск, 1992 (Библиотека развивающего образования. Vol. 11).
3. Л. А. Венгер, Венгер А.Л. Главная школа мысли. Москва, 1985.
4. А. Л. Венгер, рекомендации Гинзбург MR для мониторинга психического развития учащихся подготовительных классов школ и детских садов подготовительных групп. Москва, 1983.
5. А. Л. Венгер, Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста, г. Томск, 1993.
6. Венгер Л.А. Об особенностях подготовительных классов. "\ Вопросы психологии" 1981
7. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. Дубровина И.В., Лисина М.И., Москва, 1982
8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дошкольного сада, М., Образование. 1983.
9. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. М. 1978.
10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей., Москва, 1982
11. Зак А. З. Различия в мышлении детей. Москва, 1992.
12. Мухин В. С. Шестилетний ребенок в школе., Москва, 1986
13. Особенности психологического развития детей 6-7 лет / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер. Москва, 1988
14. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и их подготовки к школе / Под ред. AM Леушин. 2-е изд. Минск 1982.