Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе (Психолого-педагогические основы).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психолого-педагогические основы исследования проблемы
1.2 Своеобразие педагогического процесса в подготовительной к школе группе
1.3 Общая и специфическая готовность к школе
1.4 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
Глава 2 Педагогические условия формирования мотивационной готовности
2.1 Роль любопытства, любознательности в формировании мотивационной готовности
2.2 Влияние практической значимости и приобретаемых знаний на формирование мотивов учения
2.3 Влияние интеллектуальной активности на формирование у детей осознанного мотива учения.
Любознательность, любопытство очень тесно связана с желанием изучать новые вещи. Это качество умело направлено на развитие и может перерасти в жажду знаний, потребность в знаниях. В.Ф. Одоевский руководство для учителей писал: "Любопытство присуще человеку по своей природе, воспитатель направит его на полезные предметы, обратить оное в страсть к знаниям или любознательность".
Любопытство присуще каждому ребенку, но степень его проявления различна. Есть дети с ярко выраженным любопытством. Основным мотивом их деятельности является познавательная тенденция к приобретению знаний. Тем не менее, многие дети, которые имеют это прирождённое свойство не всегда действует в качестве стимула к обучению [15]. При работе с этими детьми необходимо использовать стимулы-мотивы в виде импульсов, их утверждения стремление к изучению новых вещей в наблюдаемых явлениях. Он эффективен и эта техника, как сопоставление объектов, явлений, а соединение интереса и непривлекательного в обучении. Достаточно сильный стимул, чтобы узнать смысл доктрины цели, если последняя включает в себя не только ум, но и чувства детей. Практическая реализация этого положения предполагает четкое заявление детям образовательную проблему, объяснения, что они будут делать и почему. Он пробуждает интерес к работе.
Мотивы стимулирования в учении могут появляться и у взрослых в форме ответов на любые детские вопросы. Взрослые должны уделять серьезное внимание на вопросы ребенка и умело ответить на них, поощрять детей, чтобы задавали вопросы; она учит детей не быть пассивными слушателями, а первооткрыватели неизвестного им.
В. Ф. Одоевский совершенно справедливо отметил, что детские вопросы указывают на их интерес, любознательность, желание узнать что-то новое, являются показателем стремления к знаниям детей дошкольного возраста не абстрактно, но под влиянием различных событий. Например, наши дети спрашивают: Кто негры? где они живут? почему их дети не допускаются в школе, где дети учатся американцы? где слоны живут? и действительно ли они находятся в наших лесах? почему верблюды горб? и так далее [20].
Дети дошкольного возраста как отмечает Д. И. Писарева, никогда не задают такие абстрактные вопросы, как "то, что есть добро и зло, истина и красота." Они спрашивают, только то что воспринимают непосредственно на практике, что привлекает их внимание и любопытство возбужденный.
В. Ф. Одоевский дает некоторые ценные советы о том, как относиться к вопросам детей и реагировать на них. Он предупреждает, что недопустимо равнодушие, безразличие, пренебрежение, связанные с вопросами детей, вопросов и насмешек самих детей, небрежных, а иногда и неумелых ответов: это отношение гасит детское любопытство в зародыше, они перестают задавать вопросы. Учитывая психологическую особенность старшего дошкольного ребенка, глядя на какой-то объект сразу спрашивают, что это такое, почему, Одоевский советуют не спешить, чтобы ответить на вопрос, а сам ребенок заставляет думать о предмете, явлении, показать ребенка в наблюдаемых характеристиках и существующих признаках того, что он не может определить, чтобы пробудить интерес к предмету, явлению [20]. Иногда целесообразно поставить перед ребенком числом встречных, дополнительных, наводящих вопросов, с тем чтобы привести его к независимому правосудию. Советы Одоевского, как ответить на детские вопросы, не утратили своей актуальности и в наше время. Многие воспитатели умело используют ответы на детские вопросы как форму мотива действий и детских поступков. Исследование БеленкоЕ.Я., Е. М. Герчикова, Палагина Н.Н., Попова Т. М. указывают, что традиционные (информационные) методы обучения, направленные на детей в сообщение занимательном виде различной информации без существенных связей между явлениями и объектами, детские вопросы, часто уточняющие. Они отражают активное преобразование и использование знаний. Это такие вопросы, как: что это такое? Как это называется? Когда это было? и так далее. Этот уровень отражает проявление любопытства у детей к простому увеличению интереса, углублению знаний. Эти полагающие знания и эффективности для их умственного развития мало: они перегружают память заучиванием второстепенного, несущественного, быстро забываемого; они не обобщены и, следовательно, трудно переносятся в другие виды деятельности.
При раскрытии детям существенных связей, зависимости и закономерности в изучении предметов и явлений у них есть вопросы, отражающие причино-следственные связи между объектами, явлениями природы и общественной жизни. Эти вопросы имеют, например, такой характер: зачем твёрдый панцирь черепахи? Почему у ежа иглы? Почему у зайца быстрые ноги? почему птицы мигрируют осенью в теплые края? где солнце садится? почему светят звезды и луна в ночное время и в течение дня там? почему облака в небе идти? почему есть гром и молния? почему клювы разных птиц? Почему разноцветная бабочка? Почему воробей, голубь можетпройти через лужи, босиком по снегу и не простудился? и т.п.
Эти вопросы выражают действия ребенка, направленные на удовлетворение любопытства, глубокого знания изучаемого или наблюдаемого объекта, явления, накопленных специальных знаний на основе выбранной взрослым общих чертах их отношений [21].
Особая форма удовлетворения любопытства это использование в работе с детьми фантастических образов, сказок, «перебежчиков». Каждый день наблюдаемые объекты и явления в силу их обычности не позволяют ребенку осознать связь и зависимость между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине являются противоположностью жизненного опыта ребёнка и выступают в качестве мотивации, стимулов, стимулирования интереса детей, мнения, об уже известном или новых знаниях.
Таким образом, основой для формирования мотивов образования является любопытство и любознательность.
2.2 Влияние практической значимости и приобретаемых знаний на формирование мотивов учения
Советские психологи и педагоги на глубокой теоретической и практической основе подтвердили выдвинутое Н.И. Новиков положение о том, что мотивы учения у детей вызваны пониманием значимости практического приобретения знаний. Отсюда вывод: только педагог может вызвать у детей интерес к обучению, который использует в качестве стимула практической значимости полученных знаний и применение в различных видах практической деятельности. Этот вывод подтверждается практикой детских садов. Например, в особых ситуациях (в игре) дети использовали знаний о профессиях людей, назначении инструментов, машин в деятельности работников различных профессий. Игры отражают наиболее яркие явления общественной жизни, природы, отношения людей, их образ жизни. На основе знаний о любимых детских историях, это истории, которые они используют в играх -драматизациях. Это игры «в семье», «магазин», «школа», «театр», «в железную дорогу», «космонавт», «больницу», «в разведчиков» и так далее.
Для иллюстрации игры «железнодорожников», в которой дети играли в течение недели.
Чтобы играть Юра и Коля построели поезд.
Юра: Я машинистом, и ты, Коля, проводник.
Коля охотно соглашается. Борис берет на себя роль стрелочника.
Коля: Ребята, которые хотят поехать в Москву? Возьмите билеты, и поезд уйдет в ближайшее время.
Игра получилась на 10-пассажирских детей.
Валя: Я кассира.
Пассажиры покупают билеты в кассах и спешат на поезд.
Koля: Граждане, покажите свой билет, вы не можете пойти без билета на поезде. (Проверяет все билеты и проходит в поезд. Все проходят в вагон Слышен свисток. Поезд отходит.)
Боря –стрелочник показывает красный флаг. Юра-водитель не обращает на него внимания, он продолжает вести поезд.
Борис: Товарищ водитель, разве вы не знаете, что, когда показывают красный флаг, вы не можете идти по рельсам, там идут ремонтные работы, а вы идете ... Это не правильно. Это может быть несчастный случай.
Миша (для педагога): Борис, правильно говорит, потому что, когда показавают красный флаг, поезд должен остановиться. А он едет (указывает на Юры).
Педагог: Верно. Помните, что я читал о сигналах? (Напоминает истории книги Б. Житкова).
Юра: Зеленый показывает, что вы можете пойти и жёлтый... не могу вспомнить, что это показывает.
Учитель объясняет.
Мила (пассажир): Борис молодец, что показал красный флаг, если бы поезд поехал дальше, мы бы все были разбиты, даже с маленькими детьми нашими.
Педагог: Верно. Мы должны благодарить Борю - стрелочника за такую заботу о пассажирах.
Педагог организовал поездку на железную дорогу предложил детям в дополнение к знанию, что они получили в группе, из разговоров, чтение историй, родителей спросили о роли водителя, кассира, стрелочника, дирижера. Дети рады пополнить свои знания, потому что они знали, что они необходимы для того, чтобы сделать игру более значимой и интересной.
В последующие дни, дети играли снова "в железную дорогу", и их игра уже нашла отражение много мелких деталей путешествия людей по железной дороге, чего не было в предыдущих играх. Более подробно были сыграны роли водителя, кассира, стрелочника, дирижер. Например, проводник пассажиров потребовали вызвать остановку. Проводник принес чай и развлекал пассажиров. Пассажиры на остановках на прогулку со своими детьми, купить газету, пирожные, прохладительные напитки, мороженое, обращались в информационное бюро, чтобы узнать, когда поезда в Одессе, Харькове и других городах. Дети узнали и нашли отражение в игре, что станция может сообщить по телефону или телеграммой о прибытии поезда, каждый поезд имеет свой собственный номер.
Стрелочник показал желтый флаг то сложенный, то раскрытый, дал красный сигнал, и водитель был вынужден остановить поезд. На одной из станций поезд с детьми попал из детского сада и поехал на природу.
Этот пример показывает, что практическое значение полученное знание является стимулом мероприятия для детей, стимулом для дальнейшего уточнения и расширить своих знания.
Практическое знание воспитатель может показать детям на других мероприятиях. Например, способность предположить, что дети могут использовать умения считать во время дежурства, при сервировки стола, считая нужное количество приборов; в играх, в группе, во время выполнения утренних упражнений по указанию педагога, они самостоятельно образуют звенья из заданного количества детей. Знания об адаптации животных насекомых, рыб, птиц, растений к условиям жизни пригодится детям в практической деятельности по уходу за животными, и так далее.
Таким образом, подводя итог можно сказать что дети реализуют преимущества и необходимость знаний, что может быть стимулом учения. Тем не менее, не нужно говорить детям, что знания будут полезны будущим первоклассникам. Такое далекое будущее ребенка не всегда ясно представляют и, следовательно, не всегда могут быть «рады в получении знаний, которые могли бы дать ему преимущество» в будущем. Практическое использование полученных знаний в этом возрасте более целесообразно, чтобы показать пример различных мероприятий для детей, которые будут мотивом их учения.
2.3 Влияние интеллектуальной активности на формирование у детей осознанного мотива учения.
В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная деятельность детей в группе. Одним из условий интеллектуальной деятельности является развитие способности к обучению детей, чтобы выбрать, понять и решить интеллектуальные задачи.
Группа психологов, которые работали под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, обнаружили, что дети старшего дошкольного возраста начинает формироваться операции, направленной и поощряет познавательную задачу.
Е.А.Коссаковская на примере головоломки исследовала навыки решения старшими дошкольниками интелектуальных задач, и достижения их решения. Она пришла к выводу, что в конце дошкольного возраста детей потеряли интерес к побочным моментам, связанным с решением головоломок (игра, которая была дана в пазлов, чтобы выиграть, которая является результатом успешного решения), и как ведущий мотив их учебной деятельности, нужно научиться решать сложные умственные задачи, понять содержание проблемы.
Рост интереса к проблемам интеллектуального характера у детей от 5 с половиной до 7 лет убедительно показывает Голубев. В результате эксперимента было установлено, что наибольший движущей силой к учению, их настойчивость для детей младших групп имеют игровые цели содержания для средней группы - труд, а для старших дошкольников - собственные интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличающихся от мотивов игры или практики, повышает подготовленность детей 6-7 лет к школе, систематическое и сознательное усвоения новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной деятельности.
Результаты психологических исследований дают основание преподавателям подготовительных групп широко использовать решения интеллектуальных задач с целью пробуждения интереса детей к обучению, формирование сознательного мотива как в обучении, так во время внеклассной деятельности.
Психологи и педагоги говорят, неисчерпаемое, чисто бескорыстное желание приобретать ребенком "теоретические" новые знания, навыки и способности решать умственные задачи. Интерес к умственным операциям и учениям в них; огромная сила и напряженность познавательной деятельности. Английский психолог Д. Селли писал: «Если бы я должен был представлять ребенка в его типичном состоянии, я бы, наверное, нарисовал маленького мальчика, который смотрит широко раскрытыми глазами на чудо или слушает, как мать говорит ему что-то новое о мире». Своё удивление на потребность ребенка бескорыстно получать знания выражает Сеченов. "Это непонятно, - писал он, - есть только та черта человеческой организации, в силу которой ребенок уже проявляет инстинктивный интерес к фракционному анализу предметов, которые не имеют прямого отношения к нему в пространственной ориентации и время».
Тем не менее, потребность в знаниях в качестве мотива в процессе обучения, у детей дошкольного возраста развиваются не всегда одинаково. Поэтому среди первых классов (в том числе пришедших из детского сада) с нормальным психическим развитием есть дети интеллектуально пассивные. Как отметил в своем исследовании Л. С. Славина, в учении эти дети не создают впечатление чрезвычайно способных, потому что они не могут справиться с элементарными рабочих мест обучения; психические проблемы, не связанные с игрой или ситуации практики, не приводит их к интеллектуальной собственности; они не используются, и, не в состоянии думать; они характеризуются отрицательным отношением к умственной работе, особенно для активных мыслительных мероприятий; чтобы избежать решения психических проблем, умственно пассивные дети, как правило, используют различные методы обхода: запоминание без понимания, угадывание, имитация, намек, а иногда и прямое заявление: "Я не думаю, что я не знаю ...."