Файл: Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе (Психолого-педагогические основы).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психолого-педагогические основы исследования проблемы
1.2 Своеобразие педагогического процесса в подготовительной к школе группе
1.3 Общая и специфическая готовность к школе
1.4 Особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников
Глава 2 Педагогические условия формирования мотивационной готовности
2.1 Роль любопытства, любознательности в формировании мотивационной готовности
2.2 Влияние практической значимости и приобретаемых знаний на формирование мотивов учения
2.3 Влияние интеллектуальной активности на формирование у детей осознанного мотива учения.
Введение
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально – психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.
Подготовительная группа занимает особое место в системе работы детского сада. Она завершает дошкольное детство и предваряет переход детей на школьную ступень. В подготовительной группе завершается длительная работа детского сада по всестороннему воспитанию детей и подготовки их к школе [1]. Вся воспитательно - образовательная работа в данной группе подчинена единой цели – обеспечивать высокий уровень общей и специальной готовности детей к школе. Исходя из современного воспитания готовности, к школьному обучению, учитывая возросшие возможности детей седьмого года жизни, «Программа воспитания в детском саду» предусматривает дальнейшее усложнение содержания воспитательной и учебной работы в данной группе и повышение требований к поведению и деятельности детей. Главное внимание воспитателя направляется на то, чтобы все дети в полном, объеме освоили программу, так как это является образовательным условием формирования полноценной готовности к обучению в школе.
Характерной особенностью жизни детей данной группы является активное вовлечение воспитанников в ее организацию. У детей формируется чувство ответственности за сохранение оборудования, игрушек, пособий, за порядок в группе. С этой целью дети, ежедневно участвуют в коллективной уборке в помещении группы, систематически ремонтируют пособия и книги, дежурят, участвуют в оформлении уголка книги, выставок детских работ, в оформлении группы к праздникам. В этой работе развиваются также эстетические чувства детей: они приучаются ценить эстетику обстановки, заботиться о ее сохранении, проявляют творчество в оформлении группы.
Воспитатель подготовительной группы осуществляет широкую программу физического воспитания: поддерживает в группе активный двигательный режим, совершенствует все виды движений, вовлекает детей в разнообразные спортивные упражнения, организует спортивные развлечения и соревнования, постоянно контролирует осанку детей, использует разнообразные способы закаливания [10]. Правильно поставленное физическое воспитание – залог активной работоспособности детей в школе.
Важной задачей в подготовительной группе является формирование у детей активного интереса и стремления к обучению в школе. Решение этой задачи способствует общей направленности работы в данной группе на формирование готовности детей к школе, а также специальная работа, предусмотренная программой: экскурсии в школу, беседы с учителем, присутствие на торжественных сборах. Вся эта многогранная работа приводит к формированию у детей к концу дошкольного возраста настойчивого стремления к поступлению в школу, стремление к новому, почетному в их глазах положению школьника.
Таким образом, вся система воспитательной – образовательной работы с детьми в подготовительной группе направлена на постепенную перестройку сознания, поведения, деятельности и личности старшего дошкольника в целях формирования активной всесторонней готовности детей к новым условиям школьного обучения.
Цель исследования: Выявить эффективность ознакомления дошкольников со школой, как средства формирования интереса к школе.
Предмет исследования: Процесс формирования интереса к школе.
Объект исследования: Процесс подготовки дошкольника к школе.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребенка к обучению в школе.
Мы использовали методы, такие как анализ научной литературы, методики изучения учебной мотивации, ранжирование детей и родителей, методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что она раскрывает сущность понятия «готовность к школе», а также специфику проявления готовности выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Этапы работы по изучению:
1. Определение тематики исследований.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
3. Экспериментальное исследование.
4. Анализ и синтез результатов экспериментальных работ.
Исследования база: ДОУ детей подготовка к школе групп (6-7 лет) в количестве 25 человек.
Структура курсовой работы состоит из 2 глав и в каждой главе три подпункта, введения, заключения и списка литературы, состоящего из 22 источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования у старших дошкольников интереса к обучению в школе
1.1 Психолого-педагогические основы исследования проблемы
Ходить в школу знаменует собой изменение социального положения ребенка дошкольного возраста, трансформации всей социальной ситуации его развития.
Вопрос о психологической готовности к школе широко рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости [7]. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л. И. Божовича, А.И.Запорожец и др.) сосредоточились на теоретической разработке вопроса.
Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяет способность ребенка к обобщению и дифференцировать необходимые категории предметов и явлений мира.
Л. И. Божович представляла готовность к школе в качестве всеобъемлющего ответа, который включает в себя определенный уровень психической активности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции школьника [5].
А. И. Запорожец выделил особенно мотивацию, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень формирования механизмов волевой регуляции, как готовность интегрированной системы ребенка к школе.
Ю. Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его синзитивность усвоение моральных норм и правил, а также освоение цели и методов систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематические экспозиции педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Ю. Л. Коломинский и Е. А. Панько считают, что психологическая готовность к школе как целостное состояние психики ребенка, обеспечивающие успешное принятие требований системы, наложенных на школу, успешное освоение его новых видов деятельности и новых социальных ролей [7].
Психологическая готовность ребенка формируется на протяжении всего дошкольного возраста, а также представляет собой сложное структурное образование, в том числе интересную и эмоционально-волевую готовность.
Психолог детского сада принимает активное участие в подготовке детей к школе:
- Осуществляет психологическую диагностику уровня готовности детей к школе.
- Разрабатывает рекомендации для родителей и учителя с целью повышения уровня готовности детей в школу вместе с другими специалистами ДОУ.
- Осуществляет и развивает коррекционную работу с детьми, имеющими проблемы в готовности к школе.
- Консультирует родителей и учителей о процессе индивидуализации подготовки к школе.
Это помогает оптимизировать процесс преемственности между выпускниками детских дошкольных учреждений и школами, путем мониторинга адаптации дошкольника.
В ходе диагностического обследования готовности ребенка к школе следует обратить внимание на следующие моменты:
- общительность ребенка (как вступает в контакт - свобдно или скованно);
- Развитие речи, грамматическая правильность, богатство языка;
- Выполнение инструкции для задач быстрого понимания, концентрацию или отвлечение во время выполнения, может слушать инструкции до конца или выполнять задачу сначала до её завершения;
- Темпы реализации задач (быстро, медленно, с остановками, с отвлечением, скачкообразно);
- Может ли ребенок работать в течение длительного времени или быстро устает.
Между заданиями нужно сделать короткие перерывы, во время которых обсуждение по этому вопросу или проблеме выявлены у ребенка, дают ценную информацию о нем, например, если ребенок с трудом вступает в контакт, взрослых, вы можете спросить его о семье, друзьях, его игры и желания [9].
В настоящее время предлагается набор диагностических методов, описанных в литературе, что позволяет определить уровень готовности детей к школе. Некоторые методы позволяют изучить несколько аспектов готовности к ним. Например, метод "Последовательность событий" (А.Н. Бернштейн) [10]. В процессе ее реализации могут быть определены не только уровень развития логического мышления, но и активный словарный запас, воображение и память.
В своей работе, психолог определяет, какие методы использовать. Критерии отбора должны состоять из: информативности, экономичности, простоты в обращении и т.д.
Таким образом, психологическая подготовка детей для систематического обучения в школе является одним из самых важных мест в работе психолога и педагога. Индикаторами, готовности должны быть целевые установки в организации воспитательного и образовательного процесса в ДОУ.
1.2 Своеобразие педагогического процесса в подготовительной к школе группе
Педагогический процесс в подготовительной группе в связи со свойственной ему задачей подготовки детей к школе, своеобразен. Это своеобразие заключается не в копировании воспитательной работы школы, а также, в частности, организации деятельности и поведения детей, направленно на формирование устойчивых качеств, необходимых для успешной учебы в школе [2]. Это проявляется в возрастающей сложности содержания всех видов деятельности детей в освоении ими более сложных способов их реализации, в развитии новых форм сотрудничества в ходе обычной деятельности, в развитии коллективистской ориентации деятельность и поведение детей, содействует общественно полезной мотивации деятельности детей. Учебный процесс подготовительной группы характеризуется постоянным увеличением требований к поведению и деятельности своих детей, принимая во внимание возникающие возможности и будущие обязанности школы. На первом месте по важности требования к независимости детей, их организация, качество и эффективность основных направлений деятельности: игры, образование, труд.
Организация учебного процесса в подготовительной группе приближена к школе. Это сокращает время на выполнение отдельных дочерних процессов режима, быстрый переход от одного вида деятельности к другому, растущие требования к темпу деятельности и самоорганизации детей. Постепенно изменить стиль общения педагога с детьми, получая некоторые из особенностей, которые характерны для отношения учителя к ученикам [12].
Характерной особенностью образовательного процесса в подготовительной группе является увеличение доли занятости. На занятиях проводятся интенсивные работы по дальнейшему расширению детских представлений о различных областях действительности и формирования правильного понимания мира. Самой важной задачей подготовительной группы является дальнейшее обобщение и систематизация знаний детей на основе выделения основных, существенных признаков и отношений в изучаемом предмете или явлении. Способность обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметов и явлений мира - одна из самых важных сторон готовности детей к школе.
Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь с организованной деятельностью в определенной системе, раскрывая существенную зависимость, обеспечить создание детей, обобщенные понятия и основные понятия, которые будут способствовать формированию основ теоретического подхода к этим вопросам в школе.