Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Взаимодействие школы и семьи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Драматизацию можно уверенно использовать для коррекции типов семейных отношений и развития личности ребёнка. Сцена помогает ученику перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает его успешному обучению; заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А если рядом родители и твои друзья, самое главное – какая ты личность. Многолетняя практика подтверждает, что дети больше видят, лучше чувствуют, учатся быть людьми, ценить себя и добиваются больших успехов в обучении.

Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.

Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

2.2. Влияние родителей на школьное обучение

Современную ситуацию в образовании отличает то, что, наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, признанием вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи.


Развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе. Вместе с тем, увлечение многих школ платными образовательными услугами в расчете на высокооплачиваемых родителей или инновации, порожденные внутришкольными проблемами в ущерб интересам и здоровью детей и взрослых, только увеличивают риск невключения родителей в школьную жизнь своих детей.

Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.

В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

В современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежит начальной школе, что определяется рядом причин. Многообразие начального образования, реальная практика развивающего обучения, сокращение практически вдвое числа детей, до школы посещавших детский сад, переход к обучению с 6 лет по программам четырехлетней начальной школы рассчитаны на своевременное включение родителей в школьную жизнь и требуют «готовой» родительской позиции.

Однако, у большинства родителей будущих первоклассников нет опыта личного участия в жизни современной школы, и необходимо позаботиться о создании специальных условий для подготовки родителей к активному включению в школьную жизнь[26].

Для решения проблемы подготовки родителей к участию в жизни современной школы предлагается строить по-новому взаимодействие с семьей во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами в адаптационный период, родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом.

Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.


Школа, заботясь об этом, создает условия для уменьшения разобщенности и разделенности сфер жизни ребенка, когда семья – это один замкнутый мир, одна культура, школа – другой мир и другая культура, а переменка и улица – третья. Введение родителей в современную школу предполагает, в том числе, создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.

Активное освоение родителями первоклассников основ современной школы и получение помощи в определении своей родительской позиции, прошедшие в рамках адаптационного периода, способны уменьшить в дальнейшем риск неуспеваемости детей и неудовлетворенности ожиданий родителей. Для организации адаптационного периода предлагается использовать алгоритм, разработанный в соответствии с концепцией ОУ Начальная школа – детский сад и позволяющий координировать взаимодействие многих участников адаптационного периода. Алгоритм проведения адаптационного периода предусматривает множество форм работы с семьей и возможность выбора наилучших вариантов для данного контингента родителей.

Для родителей работа по алгоритму означает их знание логики и шагов алгоритма, возможность участия в планировании предусмотренных алгоритмом мероприятий и выбора способов своего включения в школьную жизнь. Для этого каждая семья обеспечивается алгоритмом – памяткой на весь адаптационный период. К концу адаптационного периода предполагается достижение качественно нового уровня взаимодействия с родителями, что позволит выработать и согласовать условия индивидуального Родительского договора с каждой семьей, заключение которого по итогам адаптационного периода будет не формальной правовой процедурой, а механизмом развития образовательного учреждения. Был использован многолетний опыт работы учителей начальная школа – детский сад по поиску оптимального варианта сопровождения первоклассников и их семей в адаптационный период (в статусе Федеральной экспериментальной площадки). Основные идеи работы могут быть реализованы в условиях любой другой начальной школы, работающей в режиме полного учебного дня[27].

«Современная школа» понимается как идеальная личностно - ориентированная система, способная учитывать интересы и возможности каждого участника образования. Это предполагает развитие реального образовательного учреждения[28]:

  • от диктата школы в жизни семьи к поиску согласия с семьей,
  • от стратегии адаптации ребенка и семьи к требованиям школы к стратегии адаптации школы к ребенку и его семье,
  • от предложения родителям готовых вариантов образования к совместной разработке образовательных программ,
  • от контактов родителей преимущественно с одним учителем к взаимодействию со всем школьным сообществом.

«Введение родителей в современную школу» означает:

  • создание условий для облегчения и сокращения сроков адаптации первоклассников в школе при активизации роли семьи,
  • расширение представлений родителей о современной школе, активизация родительской позиции во взаимодействии со школой,
  • подготовка родителей к заключению и выполнению индивидуального Родительского договора,
  • развитие родительского сообщества, формирование родительского актива.

Изучение влияния родителей на обучение младших школьников, до сих пор находится на ранней стадии. Очень часто родители считают, что обучение и его результаты от них полностью не зависят, что это обязанности учителя. Начальная школа – это то звено, где родители еще пытаются обращать внимание на обучении своего ребенка. Задачей школы, учителя является приобщить родителей к образовательному процессу.

Для таких целей используются различные классные часы, родительские собрания, игровые мероприятия. Педагоги делают многое, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным, однако, их цель - создание единого воспитательного поля, а не формирование и не развитие познавательных интересов. Чем старше становится ребенок, тем труднее осуществлять над ним контроль. Но в том – то и дело, что речь здесь идет не о контроле, а о воспитании доверия к родителям, о воспитании хорошего товарища, который привык с детства всем делиться с родителями и просто испытывает в этом потребность.

Много рекомендаций дается на тот случай, если ребенок не любит читать, или по развитию отдельных психических процессов, например воображения. Анализ периодических изданий позволяет сделать вывод о том, что учителя очень рассчитывают на помощь семьи в обучении и развитии детей, в формирование у них таких качеств как трудолюбие и организованность, однако публикаций посвященных развитию познавательных интересов в семье не найдено.

Заключение

Обыденные малыши в младших классах средние учебные заведения абсолютно готовы, в случае если лишь только их верно учить, усваивают и больше трудный ткань, чем тот, который дается по деятельной программке изучения. Впрочем для такого, дабы искусно применить имеющиеся у малыша резервы, нужно решить сначала весомую задачку: как возможно скорее приспособить ребят к работе в школе и жилища, обучить их обучаться, не растрачивая бесполезных телесных усилий, быть внимательными, усидчивыми.


Неуспеваемость студентов в исходной школе появляется в мощь внутренних и наружных оснований, не очень благоприятных социально-экономических критерий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, недоступности персонального расклада к ребятам, перегрузки студентов и иных моментов. В одном ряду с социальными основаниями на успеваемость подростков еще оказывают воздействие разного семейства нарушения в работы анализаторов, наследные, прирожденные и обретенные болезни, отставание в физиологическом и интеллектуальном развитии.

Серьёзной предпосылкой неуспеваемости считаются промахи опекунов. Желая скорее воспитать в ребёнке возможности к саморегуляции и самоконтролю, нередко опекуны читают ему нравоучения, внушая что наиболее ощущение неполноценности, выделяют памятке, убивая самостоятельность, а еще ограждают от глобальных запретов, заставляя их блюсти под прессом опасностей и санкций. В том числе и в случае если опекуны не наказывают ребёнка, психологическое санкция все точно также наличествует.

Помощь опекунов считается одним из наиглавнейших моментов, способных сделать лучше удачливость изучения ребят в школе. Истинная помощь опекунами собственного малыша обязана основываться на подчеркивании его возможностей, вероятностей, его позитивных сторон.

Неувязка хранения психологического самочувствия ребят и профилактики его нарушений считается предметом пристального интереса знатоков различных областей: докторов, воспитателей, специалистов по психологии. Впрочем не наименее значимая роль в ее заключении принадлежит и тем, кто воспринимает в жизни ребят конкретное роль и содержит с ними ежедневный контакт – опекунам. Образование в гармонической семье, дополненное и корригируемое публичным воспитанием, остается наилучшим для развития личности.

Проведенное изучение продемонстрировало, собственно что опекуны и подобранный ими манера воспитания оказывают воздействие на удачи ребят в школе в младшем школьном возрасте, например как как раз опекуны задают отправной степень требований малыша – то, на собственно что он претендует в учебной работы и отношениях и оказывают решающее воздействие на составление самомнения малыша.

Список использованной литературы

  1. Аль-Рабаки М. Как повысить успеваемость ребенка в школе http://detochka.ru/articles/detail.php?ID=3189
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
  3. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  5. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.- С. 10-18.
  6. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Питер. 1997.
  8. Глассер У.С. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 2007.
  9. Гуревич К.М. Индивидуально - психологические особенности школьников. М., 1988.
  10. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М.: Знание. 1987.
  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону. 1997.
  12. Коломинский А.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 200 с.
  13. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. М., 1997.
  14. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1996. - 28 с.
  15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
  16. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1995.
  17. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. М.: Педагогика. 1984.
  18. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1982. - 816 с.
  19. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии. 1988. №6. С.142-146.
  20. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Книга для работников дошк. учреждений / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: Просвещени-е;Братислава: Словац. Пед. изд-во, 1989. - 176 с.
  21. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  22. Савицкая Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению // Начальная школа. 1999. №3. С.61-62.
  23. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М., 1976.
  24. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. – М.: Наука, 2007.
  25. Слуцкий В.М.Влияние оценки взрослого на формирование отношения к себе у детей: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1986,- 18 с.
  26. Mc Clelland D. C What is the effect of achievement motivation training in the schools? // Theachers College Record. - 1972. - V. 74 (2).-P. 129 - 145.