Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Принципы и методические основы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека на профпригодность

1.1. Принципы системы психофизиологического отбора для разных категорий профессий

1.2. Требования к методическим приемам определения профпригодности

1.3 Виды тестов и методик для определения профпригодности

Глава 2. Анализ определения профпригодности на примере Комитета по социальной защите в Псковской области

2.1. Характеристика Учреждения

2.2. Анализ использования трудовых ресурсов в Комитете по социальной защите в Псковской области

2.3. Подбор персонала, определение на профпригодность в Комитете по социальной защите в Псковской области

2.4. Методы и результаты исследования на профпригодность в Комитете по социальной защите в Псковской области

Заключение

Список использованной литературы

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает возможность следить за ходом мыслей автора; художественная форма, мастерство писателя или режиссера; сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия за общественную деятельность;

- области науки;

- области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать главным механиком; начальником экспедиции; главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют взаимопонимание между людьми; научные открытия; развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь созданием дружного, сплоченного коллектива; разработкой новых технологий обучения; работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет внутреннее устройство экспонатов; их практическое применение. внешний вид экспонатов (цвет, форму;)

8. В людях я ценю, прежде всего дружелюбие и отзывчивость смелость и выносливость; обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы ставить различные опыты, эксперименты; писать стихи, сочинять музыку или рисовать; тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует возможность знакомства с историей и культурой другой страны; экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыж; деловое общение;

11. Мне интереснее беседовать о человеческих взаимоотношениях; новой научной гипотезе; технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал технический; музыкальный; спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками; поддержание здоровья учащихся, занятия спортом; укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю научно-популярные фильмы; программы о культуре и искусстве; спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать;

- с детьми или сверстниками;

- с машинами, механизмами;

- с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна учить общению с другими людьми; давать знания; обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни иметь возможность заниматься творчеством; вести здоровый образ жизни; тщательно планировать свои дела.

С помощью специального ключа была проведена обработка тестов и получены следующие результаты:

Претендент № 1 проявил склонность к работе с людьми. Ему подходят профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.


Претендент № 2 проявил склонность к эстетическим видам деятельности. Ему подходят профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

Претендент № 3 проявил склонность к экстремальным видам деятельности. Ему подходят профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

Претендент № 4 проявил склонность к планово-экономическим видам деятельности. Ему подходят профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Протестировав четверых претендентов, на освободившееся место был выбран кандидат № 1, который наиболее отвечает требованиям, необходимым в таком виде деятельности, как социальная работа с семьями, детьми и пожилыми гражданами.

В настоящее время наниматель при подыскивании кандидатуры на вакантную должность может пожелать узнать, пригоден ли этот человек именно для того вида работы, который ему придется выполнять. И действительно, для всех видов труда, за исключением разве низших типов ручного труда, этот второй вопрос неизбежно возникает в той или другой форме. Если требуется специальное знание или специальная ловкость, то ищут доказательства того, есть ли на лицо это знание или эта ловкость. Если требуется пригодность, идущая глубже знания или ловкости, если в данном случае имеет значение пригодность в связи со склонностями, темпераментом или всей личностью в делом, то в смысле экономическом здесь может встретиться затруднений даже больше, чем когда дело касается интеллекта в общем смысле.

Иногда человека принимают на работу с тем, что он первое время будет только обучаться, готовиться к выполнению необходимого экономического задания. Но задания эти так же разнообразны, как разнообразны свойства и качества индивидуумов, составляющих человеческий род. Между тем, в прошлом наниматель мог воспользоваться только самыми грубыми средствами для выяснения того, способен ли определенный индивидуум выполнять специальное задание или способен ли он научиться выполнить его с разумною продуктивностью (не говоря уже о максимуме этой продуктивности). Таким образом, определение профессиональных способностей или отсутствие их является дальнейшей проблемой в процессе испытания умственной деятельности с экономической точки зрения, параллельно точке зрения нанимателя.


Впрочем, решение указанной проблемы важно не только с точки зрения нанимающегося и нанимателя, но и с точки зрения интересов всего общества. Молодой человек, приступающий к какой-нибудь профессии, имеет мало возможности узнать свои специальные способности: часто он даже не совсем ясно представляет себе свои собственные вкусы и наклонности. Еще чаще он руководится, при выборе своей профессии, или только какою-нибудь прихотью, или подражанием своим товарищам, или несколько расплывчатым представлением, что та ила другая профессия открывает особенно хорошие финансовые или какие-либо иные перспективы. Таким образом ему приходится произвести одно из самых важных решений своей жизни, руководствуясь мотивами совершенно ничтожными; иногда эти мотивы только смешны, в других же случаях прямо жалки. Он не знает ни своих сильных, ни своих слабых сторон, равно как не знает и того, что нужно для успеха в занятии данной профессией. И когда такое знание приходит к нему в результате горького опыта, то бывает уже поздно.

В последние годы спрос на более совершенные и более экономичные способы испытания профессиональной пригодности связан с тремя различными источниками, при чем эти источники явно совпадают с интересами трех главных категорий. Непосредственные интересы отдельного лица и косвенные интересы общества удовлетворяются учреждением особых лабораторий для руководства выбором профессии детьми, оканчивающими школу. Наиболее просвещенные требования на наиболее совершенную систему испытания профессиональной пригодности идут, невидимому, из этого источника. Более непосредственные интересы всего общества обслуживаются разнообразными учреждениями для изучения социальных проблем и для оказывания социальных услуг, каковые учреждения, различных типов, имеются в настоящее время во всех культурных странах.

Наконец, интерес нанимателя или производителя представлен научной организацией производства, которая, в поисках методов для повышения продуктивности труда, натолкнулась на проблему профессиональной непригодности, абсолютной или относительной и ищет средств для, устранения происходящего отсюда экономического ущерба. До недавнего времени наименьший интерес к профессиональным тестам наблюдался именно в этой области, несмотря на то, что научная организация труда (НОТ) реально доказала преобладающую роль условий труда при решении этой проблемы, не говоря уже о ценных и важных успехах, достигнутых, благодаря НОТу, в других направлениях.


Следовательно, определение профпригодности постоянно должно совершенствоваться и применяться в разных направлениях и сферах трудовой деятельности. Специалистами предполагается, что к 2010 году определение профпригодности будет проводиться во всех организациях и предприятиях с целью набора персонала, соответствующего занимаемой должности и способного к полной отдаче своих сил в трудовую деятельность.

Заключение

При разработке системы психофизиологического отбора необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- обоснованность;

- комплексность определяется многообразием целей и задач отбора, а также сложностью структуры профессиональных способностей;

- динамичность;

- этапность отбора;

- активность;

- группировка специальностей;

- практичность психофизиологического отбора.

Принято различать два основных экспериментальных подхода к изучению профессиональных способностей - аналитический, который включает в себя методические приемы исследования отдельных психофизиологических функций, процессов, свойств личности, и синтетический, к которому относятся методические приемы, основанные на имитации или моделировании отдельных трудовых действий, их совокупностей или всей деятельности в целом.

К методическим приемам, рекомендуемым для использования в процедуре определения профпригодности, предъявляется ряд требований.

Главными из этих требований являются следующие:

а) Валидность.

б) Надежность методики.

в) Дифференцированность методик.

Содержание общих тестов производительности подчинено измерению таких способностей кандидата, как умение концентрироваться, проявлять активность в производственных ситуациях. Тесты, выявляющие способность концентрироваться, должны измерить работоспособность при длительной и монотонной нагрузке. Наиболее известными и эффективными являются «Aufmerksamkeit-Belastwigstest» Брихенкампа, «Konzentration-Leistungstest» Линерта, «Konzentration-Verlauf-Test» Абеля.

Широко известным является «Freibuier Personlichkeits-InventaT-Test» (FPIT), разработанный Фаренбергером, Селгом и Хамнелем, посредством которого определяются представленные на 12 субшкалах такие личностные величины, как нервозность, агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, хладнокровие, доминирующие стремления, открытость, эмоциональная неустойчивость, мужественность.

Проекционные личностные качества испытуемого фиксируют через оценку достаточно своеобразных заданий, неординарность которых читается уже в некоторых их названиях. Задачи «на истолкования» часто представлены «чернильными кляксами» Роршах-теста, картинками Thematic Apperception Test; «на выбор раздражителей» - фотопортретами Szondi-Test, красками (цветовой гаммой) L scher-Test.