Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций (Сущность и содержание мотивации труд).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы мотивации труда
1.1. Сущность и содержание мотивации труда
1.2. Управление персоналом как фактор повышения эффективности труда
1.3. Основные методы мотивации труда
1.4. Адаптационный потенциал сотрудников организаций
Глава 2. Анализ практики мотивации труда на примере ООО «НИПЕТОЙЛ»
2.1. Общая характеристика ООО «НИПЕТОЙЛ»
2.2. Оценка эффективности мотивации труда и адаптационного потенциала в ООО «НИПЕТОЙЛ»;
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что очень важным моментом в управлении трудовыми ресурсами является наличие мотивационной структуры предприятия. Основное назначение системы стимулирования предприятия – это формирование производственного поведения сотрудников, направленного на достижение стратегических задач, то есть соединение интересов и потребностей сотрудников со стратегическими задачами предприятия. В настоящий момент существует множество теорий мотивации. Особое внимание обращают на себя теории, в которых исследуется не только вопрос стимулирования, но и различия в структуре мотивации работников, на основе которых возможно спрогнозировать трудовое поведение.
Факторы формирования мотивационного профиля работника представляют собой значительный интерес с управленческой точки зрения. Анализируя данные, полученные путем исследования мотивационного профиля работников на конкретном предприятии, можно решить многие задачи, например, сформировать систему стимулирования трудового поведения работника, спрогнозировать трудовое поведение по мотивационному профилю работника.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, а также информация, содержащаяся в научной, монографической и периодической литературе, материалах научных конференций, данные статистической отчетности ООО «НИПЕТОЙЛ» за 2016-2018 гг.
Объект исследования - трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций.
Предмет исследования - трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников ООО «НИПЕТОЙЛ».
Цель исследования – определить роль трудовой мотивация и адаптационный потенциал сотрудников ООО «НИПЕТОЙЛ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и содержание мотивации труда;
- рассмотреть управление персоналом как фактор повышения эффективности труда;
- изучить основные методы мотивации труда;
- рассмотреть адаптационный потенциал сотрудников организаций;
- дать общую характеристику ООО «НИПЕТОЙЛ»;
- дать оценку эффективности мотивации и адаптационного потенциала труда в ООО «НИПЕТОЙЛ».
Методы исследования: анализ научных источников, сравнительный, коэффициентный.
Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка литературы. Методологическую базу исследования представляет научная литература, периодические издания, материалы сети Интернет.
Глава 1. Теоретические основы системы мотивации труда
1.1. Сущность и содержание мотивации труда
Целью данного параграфа является исследование понятия и сущности мотивации в научно-исследовательской литературе.
Вопросы трудовой мотивации всегда была злободневной темой исследования: возникала проблема о том, каким манером должно воздействовать на подчинённого, чтобы его работа была позитивной для фирмы [10, c. 295].
Множество исследователей создавали модели мотивации сотрудников фирмы, которые пали в основание управления множества фирм. Это изучения подобных знаменитых исследователей как А. Маслоу, Ф. Герцберга (двухфакторная модель), В. Врум (теория ожидания), С.Адамс (теория справедливости) и прочие.
Самую большую заинтересованность ученых зародили две основные теории: иерархия надобностей А. Маслоу и теория надобностей К. Альдерфера, потому что они макисмально правильно определяют надобности, сподвигающие людей работать обусловленным образом и воздействующие на мотивационный процесс труда.
Проанализируем в том числе концепцию партисипативного управления и теорию «Z» У. Оучи, сравнительно молодых и используемых в различных фирмах.
В соответствии с иерархией надобностей А.Маслоу в основании мотивации функционирования людей - пять категорий нужд, отображенных в строгой иерархии (рис.1.1), где нужды высочайшего уровня возможно смогут быть утолены вслед за тем как утолены низшего уровня:
Рисунок 1.1 - Иерархия потребностей А. Маслоу
Значимость теории Маслоу заключается в том, что руководители стали уяснять важность надобностей в мотивации сотрудников.
В теории существования, связи и роста К. Альдерфер рассматривает три группы надобностей (рис.1.2):
Рисунок 1.2 - Теория К.Альдерфера
В различие от теории Маслоу «движение» от надобности к надобности может случаться в обе стороны - от низших к высочайшим и наоборот. Это приносит особенное достоинство модели: если предприятие не может угодить, например, надобности увеличения, то дабы не огорчать сотрудника, оно может угодить его надобности связи. Модель обнаруживает преимущества для отыскивания целесообразных форм мотивирования.
Теория «Z», созданная учёным У.Оучи, отображает коллективистские основания мотивации. Предприятие выступает как «производственный клан». Существенные параметры теории: выбор труда и принятие решений в группах, персональная ответственность сотрудника, стабильная забота о персонале, длительный наём, неторопливый карьерный рост, ротация персонала в границах организационного самообразования. Теория очерчивает стоящего сотрудника, назначающего неизменные цели. Стимулами к труду предназначаются материальное и моральное поощрение[2, c. 47].
Концепция партисипативного управления организована на найме сотрудника к управлению делами на предприятии. Сотрудник осуществляет собственные обязанности особенно квалифицированно, если он увлечен в функционировании организации и приобретает от неё ублаготворение. Партисипативное управление мотивирует к наилучшему осуществлению работы, увеличивая продуктивность труда, содействует пущей отдачи сотрудника и рассчитывает на достижение значительно более больших плодов. Представленные течения на практике скоординированы и комбинируются для оптимального последствия[4, c.71].
Вопрос мотивации сотрудников овладевает существенное место в сфере управления как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Дефиниция мотивации как одной из важнейших функций менеджмента выразил М.Х. Мескон: «мотивация - процесс побуждения себя и прочих к функционированию для достижения индивидуальных и коллективных целей» [8, c.257].
В сфере управления это функция руководства, состоящая в формировании у работников мотивов к труду.
Перед тем, как перейти к исследованию понятия «мотивация», рассмотрим несколько этих определений различными специалистами.
1. «Мотивация труда от греч. motif, от лат. moveo, - двигаю - как внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения» [17, c.200].
2. «Мотивацию работы можно определить как психологические силы человека, определяющие направленность его поведения в организации, степень её собственных усилий и настойчивости при столкновениях с затруднениями» [6, c.77].
3. «Мотивация является понятием, которое мы используем при описании сил, воздействующее на индивида (внешних и внутренних), которые побуждают к его действию определённым образом» [5, c.128].
4. «В экономическом смысле мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных задач» [16, c.26].
5. «Трудовая мотивация - это психологические силы человека, определяющие его направленность в организации, уровень усилий, прилагаемых им, и уровень настойчивости при встрече с препятствиями» [6, c.109].
6. «Мотивация - это процесс побуждения человека к определённой деятельности с помощью внутренних и внешних факторов» [8, c.78].
7. «Мотивация труда - это желание работника удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность» [12, c.90].
8. «Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации» [6, c.37].
9. «Мотивация - это состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека к конкретной ситуации» [2, c.62].
10. «Мотивация - это функция управления, процесс пробуждения индивидуума к деятельности для достижения целей организации и/или многих целей» [3, c.55].
11. «Мотивация есть произведение валентности, ожиданий и инструментальности работника, определяемая как сила побуждения индивида к действиям» [7, c.136].
Таким образом, ни в одном из приведенных определений нет достаточно полного объяснения понятия «мотивация».
Пономаренко А.П. предлагает под мотивацией понимать «систему мотивационного управления как процесс внешнего и внутреннего побуждения себя и других экономических субъектов к определённой деятельности для достижения конечных целей организации и удовлетворения личных потребностей через трудовую деятельность» [2].
Такое определение, на наш взгляд, достаточно полно отображает сущность мотивации, отличающуюся комплексностью понятия, которое включает достижение поставленных целей организации и удовлетворение личных потребностей экономическими субъектами через трудовую деятельность в процессе внешнего и внутреннего управления их побуждениями.
По мнению Турчинова А.И. «под мотивацией понимает процесс побудить человека при содействии внутриличностных и внешних факторов к установленной деятельности, обращенной на достижение персональных и общих целей. Можно говорить о противоречивости мотивации: с одной стороны, она выступает как внешнее по отношению к индивидууму побуждение, а с другой — применяются внутренние «толчки». Помимо того, мотивация играет одну из функций управления и как побудительная сила» [5, c.34].
Таблица 1.1
Определения мотивации
Автор |
Определение |
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова [24, c.374] |
«Мотив - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Довод в пользу чего-нибудь». |
О.С. Виханский и А.И. Наумов [1, c.85] |
«Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей». |
А.Я. Кибанов [32, c.69] |
«Мотивация - внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которые активизируют, стимулируют и направляют его действия к поставленной цели». |
Э.А. Уткин [33, c.118] |
«Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленность действий человека в конкретной ситуации». |
Х. Мескон [23, c.81] |
«Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации». |
Ю.Ф. Гордиенко [4, c.63] |
«Мотивация - процесс, но направленный на стимулирование отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации». |
Г.Г. Зайцева [7, c. 54] |
«Мотивация - это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности». |
Б.Ю. Сербинский [34, c.115] |
«Мотивация - это побуждение людей к деятельности». |
С помощью мотивации начальство способно координировать деятельность сотрудников; повысить их трудовую активность; улучшить моральное и материальное состояние работников, применяя разные формы вознаграждения.
Мотивация изменяет интересы и ценностные ориентиры, формирует желание к работе и развивает трудовой потенциал. Таким образом, цель функции мотивации - обеспечить добросовестное выполнение работников своих обязанностей.
Хорошая мотивация гарантирует успех компании: если сотрудники заинтересованы в выполнении своей работы, стремятся достигнуть цели, поставленные организацией, и им небезразлично её будущее, компания успешна в реализации данной функции.
Роль мотивации велика в построении корпоративной культуры, формировании системы ценностей внутри компании. Методы управления мотивацией определяют характер взаимоотношений руководства и персонала, вероятность возникновения конфликтов, степень доверия между работниками.
Модель мотивационного процесса представлена на рис.1.3 [9, c.56]. В основе мотивации находятся потребности человека, преобразующиеся в мотивы. Мотивы определяют поведение, рассматриваемое как целевые установки. Однако сложность в реализации мотивации через потребности связана с различиями в оценке индивидуальных потребностей.
Рисунок 1.3 - Модель мотивационного процесса
Рисунок 1.4 - Классификация видов мотивации и их объяснение Значимость мотивации работников в том, что она определяет будущее
На рисунке 1.4 представлены различные виды мотивации [12, c.267]. компании. Руководители компании должны понимать, что мотивирует работников к труду, чтобы мотивировать их в дальнейшем. Таким образом, мотивируя себя, каждый работник задаётся вопросом: «Что я хочу получить от работы?»: заработную плату, карьеру, общение [17, c.29]. Ответ отражает потребности человека, его предпочтения, на которые ориентируется руководство компании.
Подводя итог вышеизложенным выводам, понятие «мотивация» в предоставленном исследовании устанавливается, с одной стороны, как процесс сопряжения целей предприятия и целей рабочего для наиболее совершенного удовлетворения надобностей обоих (управленческий аспект), с другой стороны - это система разнообразных способов влияния на персонал для достижения запланированных целей и работника, и организации (экономический аспект).