Файл: Налоговая система как фактор экономической стабилизации в РФ.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Основой функционирования любого государства является обеспечение гармонизации бюджетно-налоговых отношений в части стабильного роста налоговых поступлений и соответственно достаточного объема доходов бюджета для реализации и функционирования социальных и экономических программ, а также осуществления мероприятий по повышению уровня налоговой культуры и ответственности налогоплательщиков. Однако, в условиях усиления неблагоприятных тенденций в социально-экономическом развитии большинства стран мира (перманентные кризисные явления, социальная напряженность, террористические угрозы, старение населения, стихийные бедствия) возрастает спрос на государственную поддержку, что способствует росту бюджетных расходов и усилению налогового давления. Для минимизации негативных последствий уполномоченные органы государственной власти, изучая передовой опыт мировой практики государственного управления бюджетно-налоговыми отношениями, пересматривают и корректируют направления и инструменты бюджетно-налоговой политики с целью их оптимизации и адаптации к современным условиям мирового хозяйствования. Успешная реализация данных направлений позволит объективно оценить имеющиеся финансовые ресурсы, необходимые для осуществления приоритетных задач социально-экономического развития государства, выявить резервы для сокращения бюджетных расходов и стабилизировать налоговую напряженность в обществе.
Налоговая система является мощным регулятором экономики по распределению доходов. Необходимо соблюдать баланс государственных интересов, связанный с обеспечением налоговых поступлений в бюджет, и интересов хозяйствующих субъектов, гарантируя им косвенную финансовую поддержку в форме налоговых преференций, направленных на развитие бизнеса и производства. Развитие экономики в последние годы обозначило её высокую зависимость от геополитических факторов, что существенно повлияло на необходимость пересмотра структуры и специфики распределения доходов бюджетной системы. Постепенно акцент сместился в сторону формирования доходов за счёт ненефтегазовых источников.
Цель работы – исследовать роли налоговой системы в экономической стабилизации РФ, разработать рекомендации, направленные на совершенствование налогообложения.
Задачи работы:
- исследовать сущность налоговой системы и налогов;
- выявить взаимосвязь и взаимообусловленность налоговой системы и экономического развития;
- исследовать тенденции и особенности налогов в Российской Федерации;
- оценить влияние налогов на экономику РФ;
- выявить проблемы и определить перспективы развития налоговой системы.
Объектом исследования являются показатели налоговых поступлений в бюджеты различных уровней Российской Федерации.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования налоговой системы.
Теоретической и информационной базой исследования являются научные концепции и теоретические разработки российских и зарубежных ученых по проблемам национальной экономики, налогообложения, управления инвестиционными процессами; информационные материалы статистических, справочных, периодических изданий; ресурсы Internet; статистические данные.
Методологическую основу работы составляют совокупность принципов, приемов научного исследования, общенаучные и специальные аналитические методы абстрагирования, обобщения, группировки; метод системного анализа и синтеза; метод визуализации.
В работе использованы специальные методы научного познания: формально-логический, сравнения, сравнительного анализа; экспертной оценки; логического анализа; прогнозирования.
Структура и объем работы обусловлены предметом исследования, целью, задачами и логикой работы. Работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие налоговой системы, налогов. Виды налогов
Налоговая система является мощным регулятором экономики по распределению доходов. Необходимо соблюдать баланс государственных интересов, связанный с обеспечением налоговых поступлений в бюджет, и интересов хозяйствующих субъектов, гарантируя им косвенную финансовую поддержку в форме налоговых преференций, направленных на развитие бизнеса и производства.
Налоги небезосновательно считаются одним из признаков общества и государства, поскольку нормальное существование последнего без стабильных налоговых поступлений маловероятно или вовсе невозможно. Само же поступление налогов в распоряжение публично-правовых образований является результатом сложного процесса налогообложения. Налогообложение следует рассматривать как законодательно регламентированный процесс исчисления и уплаты (исчисления, удержания и перечисления – для налоговых агентов) организациями и физическими лицами налогов в бюджетную систему РФ.
Налоговая система – это единство входящих в нее налогов и сборов. Специфика налоговой системы заключается в особенностях каждого из составляющих ее элементов - налогов и сборов, а также в продуктивной взаимосвязи между ними[1].
Согласно Налоговому кодексу РФ[2] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[3].
Под классификацией налогов понимается их группировка, обусловленная определенными целями и задачами. На сегодняшний день существует немалое количество различных классификационных признаков налогов. Однако все действующие классификации налогов принято сводить к нескольким основным типам, в числе которых традиционная система налогообложения и международные классификации. В основе традиционной системы налогообложения лежит деление налогов на несколько классов: прямые налоги; косвенные налоги; сборы и пошлины. В основу международной классификации налогов и сборов положен критерий деления налогов по объекту налогообложения. Внутри групп, сформированных исходя из объекта налогообложения, налоги подразделяются далее по различным классификационным признакам (к примеру, исходя из субъекта налогообложения: взимаемые с физических и с юридических лиц).
Основные классификационные признаки налогов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация налогов
№ |
Классификационный признак |
Виды налогов |
Характеристика видов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
По способу взимания |
Прямые |
Налоги, взимаемые с имущества или доходов физических или юридических лиц. |
Косвенные |
Налога на товары и услуга, включаемые в цену товара, то есть это налоги, уплачиваемые потребителями. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
По объекту обложения |
Налоги на имущество |
Налоги, объектом обложения которых является имущество (налог на имущество организаций) |
Налога на доходы |
Налоги, объектом обложения которых является доход (НДФЛ) |
||
Ресурсные налоги |
Налоги, объектом обложения которых являются какие-либо ресурсы (налог на добычу полезных ископаемых) |
||
Налога на действия |
Налоги, объектом обложения которых являются какие-либо действия в денежной сфере (НДС) |
||
3 |
По источникам уплаты |
Налоги, уплачиваемые с выручки |
НДС, акцизы |
Налоги, относимые |
Транспортный налог, налог на имущество |
||
Налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли |
Налог на прибыль |
||
Налоги, уплачиваемые за счет дохода |
НДФЛ |
||
4 |
По целевой направленности |
Общие (бюджетные) |
Налоги, предназначенные для образования доходной части бюджета в целом, использующиеся для общегосударственных целей |
Специальные (целевые) налоги |
Налоги, которые имеют строгую целевую направленность и закреплены за определенными видами расходов (к примеру, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых) |
||
5 |
По субъекту обложения |
Налоги, взимаемые с физических лиц |
НДФЛ |
Налоги, взимаемые с |
Налог на прибыль |
||
Смешанные налоги |
Транспортный налог |
||
6 |
По уровню бюджета |
Закрепленные налоги |
Налоги, которые полностью поступают в тот или иной бюджет (земельный налог) |
Регулирующие налоги |
Разноуровневые налоги, то есть налоги, поступления от которых распределяются между соответствующими бюджетами. |
||
7 |
По принадлежности к уровню управления |
Федеральные |
Налоги первого уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль) |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Региональные |
Налога второго уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (транспортный налог, налог на имущество организаций) |
||
Местные |
Налоги третьего уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствуют их муниципальных образований (земельный налог). |
||
8 |
По налоговым ставкам |
Твердые |
Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как твердая величина (транспортный налог) |
Процентные |
Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как процент от какого-либо показателя (НДС, НДФЛ) |
||
Комбинированные |
Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как твердая величина и как процентная величина (акциз) |
||
9 |
По характеру процентных ставок |
Пропорциональные |
Налоги, ставка по которым имеет фиксированное значение. |
Прогрессивные |
Налоги, ставка по которым увеличивается при достижении налоговой базой определенной величины. |
||
Дегрессивные |
Налоги, ставка по которым снижается при достижении налоговой базой определенной величины. |
Безусловно, приведенный в таблице 1 перечень не является исчерпывающим. Однако в нем отражены основные классификационные признаки, приведенные в различной экономической литературе.
1.2. Взаимосвязь и взаимообусловленность налогов
и экономического развития государства
Налоговая политика государства как инструмент его воздействия на экономику играет важнейшую роль в стимулировании инвестиционной активности, формируя принципы определения налоговой базы, ставки налогообложения, условия предоставления стимулирующих налоговых льгот[4]. Савина О. Н. рассматривает действующие налоговые инструменты, предложенные компаниям для стимулирования инвестиционной активности, которые введены и действуют в регионах[5].
В мировой практике государство активно влияет на инвестиционную привлекательность регионов и инвестиционную активность бизнеса, используя разные формы господдержки, в том числе и налоговые инструменты: инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, льготы по налогам на прибыль, имущество и другие.
Что касается российской практики, то возможности использования налоговых инструментов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (НК РФ), могут быть ограничены федеральными, региональными или местными органами власти.
Организации с высокой долей основных средств и потребностью в источниках финансирования инвестиций для обновления фондов, в соответствии с НК РФ, имеют право устанавливать в учетной политике для целей налогообложения нелинейный метод начисления амортизации, увеличивая тем самым чистый денежных поток от операционной деятельности. Кроме того, организации в праве устанавливать размер амортизационной премии (по группам основных средств) и включать единовременно в расходы до 30% затрат на капитальные вложения. Предельный размер амортизационной премии, в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ, ограничен и зависит от амортизационной группы основного средства, по которому премия рассчитывается.
Использование данного инструмента позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль и текущие платежи по нему. Это приводит к формированию дополнительного источника финансирования – отложенные налоговые обязательства, который, при осуществлении организацией инвестиционной деятельности и эффективной налоговой политике, может увеличиваться.
В отношении налога на прибыль НК РФ предусматривает право региональных властей на снижение ставки в размере не ниже 13,5 %. Но, как показывает практика, возможность применения такого инструмента региональными властями ограничивается категориями налогоплательщиков.
По налогу на имущество юридических лиц право установления ставки также возложено на региональные власти. При этом ограничивается верхний её размер — 2,2%. Земельный налог устанавливается местными муниципалитетами или городскими властями и может стать инструментом для стимулирования инвестиционной активности бизнеса.
Что касается налоговых каникул, то НК РФ определят право региональных властей на их применение на территории региона. Как правило, их применение сдерживается такими факторами как, форма создания организации, её вид деятельности, система налогообложения.
В настоящее время государственная и региональная экономическая политика в России связана с формированием приоритетных инвестиционных направлений развития бизнеса. Разработаны федеральные и региональные программы развития, которые и предусматривают возможности использования налоговых инструментов для стимулирования инвестиционной активности бизнеса.