Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты жизненного цикла организации
1.1 Понятие и основные этапы жизненного цикла организации
1.2 Модели жизненного цикла организации
1.3 Управление организацией на различных этапах жизненного цикла
2. Управление организацией в текущей стадии жизненного цикла, анализ и рекомендации
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ жизненного цикла организации
2.3 Рекомендации по управлению организацией в текущей стадии жизненного цикла
ВВЕДЕНИЕ
Аналитики оценивая инвестиционный потенциал компании в своей практической деятельности руководствуются показателем рыночной капитализации компании. По утверждению ученых-экономистов, такой способ оценки не отражает суть происходящего.
С точки зрения лица, заинтересованного в долгосрочном росте компании для оценки фирмы необходим способ измерять не рыночную стоимость, а некую «фундаментальную» стоимость компании. Если высшее руководство компании заинтересовано в поддержании ее устойчивого развития в долгосрочном периоде, необходим определенный обобщенный показатель «жизненного здоровья» компании.
С этой целью применяется теория жизненных циклов организации. Для каждой стадии развития компании присущи проблемы, с которыми она сталкивается. В зависимости от того, на каком этапе развития находится организация, необходимо применять подходящую именно к этому этапу стратегию, и в том числе финансовую, поскольку все стратегии так или иначе связаны с распределением финансов. А для определения возможностей предприятия на рынке представляется разумным использовать теорию жизненных циклов отрасли.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в оценке жизненного цикла организации с целью выявления существующих проблем и принятия правильных управленческих решений для дальнейшего успешного развития компании.
Цель курсовой работы заключается в исследовании стадий жизненного цикла в управлении организацией.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучено понятие «жизненный цикл организации» и рассмотрены его основные этапы;
- исследованы существующие модели жизненного цикла организации;
- рассмотрены управленческие решения, применяемые на каждой стадии жизненного цикла;
- проведен анализ жизненного цикла Акционерное общество «Дорожное предприятие «Ижевское»;
- приведены рекомендации по управлению организацией в текущей стадии жизненного цикла.
Объект исследования - Акционерное общество «Дорожное предприятие «Ижевское».
Предмет исследования - стадии жизненного цикла организации и методы управления ею в текущей стадии.
В курсовой работе использовались современные труды отечественных ученых-экономистов в области теории менеджмента — Г.Б. Баканова, Л. С. Ружанской, А. А. Яшина, Ю. В. Солдатовой; в области финансов организации — Ковалева В. В., Ковалева Вит. В.; в области экономического анализа — Ованесовой Ю.С., Розановой Н.М., Катайковой, А.А.; в концепции жизненного цикла организации — А.А. Шамрая, Анисимовой П.М., Гусевой В.А., Чижаньковой И. В., Линг В.В. и др.
1. Теоретические аспекты жизненного цикла организации
1.1 Понятие и основные этапы жизненного цикла организации
Ежедневно возникает множество различных фирм. В процессе своего функционирования они развиваются, добиваются успехов, в конечном итоге заканчивают свое существование. На практике редко встречаются организации, просуществовавшие очень долго, но каждая фирма переживает какие-либо изменения. Руководству организации необходимо понимать, на каком этапе развития находится организация, чтобы предпринимать соответствующие шаги для дальнейшего благополучного развития.
Приведем несколько определений понятия» жизненный цикл организации».
А.А. Шамрай рассматривая понятие жизненного цикла организации, отмечает, что термин «цикл» предполагает возможность неоднократного повторения явлений схожего характера с определенной периодичностью. Учитывая приведенное уточнение, автор книги говорит о возможности существования жизненного цикла организации, учитывая, что каждое предприятие имеет свой уникальный путь с наличием различимых закономерностей развития [5, с. 12].
Л. С. Ружанская, А. А. Яшин и Ю. В. Солдатова жизненный цикл организации рассматривают как систему предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний, которые организация проходит в течение определенного времени: от момента ее рождения до момента ее ликвидации [12, с. 66].
Г.Б. Баканов связывая жизненный цикл организации с жизненным циклом продукции, считает, что его следует рассматривать как определенную последовательность предсказуемых изменений состояний организации в течение времени [3].
Ю.С. Ованесова дает следующее определение жизненного цикла организаций «…это последовательное прохождение компанией всех или только некоторых стадий развития либо деградации компании, начиная с ее образования и заканчивая смертью» [10, с. 387].
Из приведенных определений можно сделать вывод, что жизненный цикл организации означает совокупность стадий развития, через которые проходит фирма на момент своего существования.
В период своего существования каждая организация проходит четыре основных этапа развития (рисунок 1).
Рис. 1 Жизненный цикл организации[1]
- «Создание». Данный этап в некоторых источниках встречается как «Зарождение», но суть одна. Данный этап характеризуется формированием жизненного цикла продукции, поскольку организация в процессе становления. Цели являются еще не четкими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу зависит от ресурсов [12, с. 65].
Главным препятствием на этапе создания является проблема неопределенности. Фирма возникает в условиях неопределенности в случаях, когда учредители понимают, что обладают специфичными знаниями и навыками, которые могут позволить им создать инновационный продукт, новую технологию сбыта или высокоэффективную организационную структуру для своей фирмы [5, с. 13].
- «Рост». Отличительной особенностью данного этапа является преимущественно высокие темпы роста: устойчивый рост продаж, расширение штата сотрудников и увеличение активов на балансе.
В этот период развития происходит преобразование бизнес-идеи на стадии создания в устойчивый денежный поток от операционной деятельности, а также формирование собственной ниши на рынке [3].
- «Зрелость». Переход в стадию зрелости означает, что организации удается сохранять устойчивые позиции на рынке. Происходит формализация структуры организации. Возрастает степень специализации работников, усиливается роль высшего руководства. Процесс принятия решений становится все более консервативным, а потеря тех или иных сотрудников не является серьезной опасностью. Упор делается на эффективность инноваций и поддержание стабильности.
Основной задачей бизнеса становится максимизация прибыли, что достигается, в том числе, путем повышения эффективности управления. Все управленческие ресурсы компании направлены на обеспечение внутренней эффективности, установление жесткого контроля над ключевыми процессами [8, с. 3].
- «Упадок». Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей, так как в результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Механизм выработки и принятия решений централизован [2].
По итогам проведенного установлено, что жизненный цикл организации означает совокупность стадий развития, через которые проходит фирма на момент своего существования.
Основными этапами развития организации являются создание, рост, зрелость и упадок, которые имеют свои характерные признаки.
1.2 Модели жизненного цикла организации
Наряду со сравнительно упрощенным подходом к моделированию жизненного цикла предприятия существуют модели, предлагающие более детализированное его разбиение на разнородные стадии. Более детальное разбиение необходимо для принятия управленческих решений, оптимизации организационной структуры, распределение полномочий, выбора механизмов осуществления внутрифирменных взаимодействий.
В экономической литературе преимущественно рассматриваются модели И. Адизеса и Л. Грейнера. Суть этих моделей состоит в том, что жизненный цикл предприятия представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов или стадий, которые имеют определенные характеристики.
Одну из моделей жизненного цикла организации предложил Ларри Грейнер. Он считал, что компания за время своего существования в отрасли последовательно проходит через 5 этапов роста: рост через творчество, через управление, через делегирование, через координирование и через сотрудничество (рисунок 2).
В период эволюционного развития продажи и прибыль компании растут постепенно, без сильных скачков. В период революционного развития в компании происходят внутренние конфликты, являющиеся причиной несоответствия задач и стиля управления компанией, продажи и прибыль могут временно снизиться, но затем снова выйти на кривую роста. Задача руководства на этапе революционного развития бизнеса — оперативно подобрать и внедрить новые инструменты управления [7, c. 735].
Рис. 2. Модель жизненного цикла организации по Л. Грейнеру[2]
Этапы жизненного цикла организации по Грейнеру более подробно рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы жизненного цикла организации по Л. Грейнеру
Этапы роста |
Признаки этапов |
Проблемы и их решение |
Рост через творчество |
Компания только создает свой продукт и определяет границы своего рынка. Стремительный рост бизнеса на данном этапе приводит к возникновению кризиса лидерства. Чем больше становится компания, тем выше должны быть компетенции руководящего персонала. руководитель должен повышать производительность растущего числа сотрудников. |
Неформальное управление становится невозможным при росте числа сотрудников. Поэтому учредитель должен внедрить в компанию более формализованную форму управления, установить правила, приоритеты и принципы работы. Учредитель бизнеса может это сделать самостоятельно или нанять профессионального менеджера для решения поставленных задач. |
Продолжение таблицы 1
Рост через управление |
После установления четких правил работы в компании начинается стабильный рост продаж. Компания растет, появляются новые отделы и новый управленческий персонал. |
Кризис автономии. Менеджеры среднего звена теряют свою производительность по причине жесткой системы централизованного управления. Руководитель бизнеса должен научиться и правильно настроить в компании процессы делегирования. |
Рост через делегирование |
Рост обеспечивается в первую очередь мотивацией персонала. Сотрудники, не скованные излишней отчетностью и контролем, начинают быстрее принимать решения, что помогает укрепить бизнес, захватить новые рынки и расширить ассортимент производимых товаров и услуг. |
В результате такого роста возникает очередной кризис в компании — кризис контроля. Автономия и самостоятельность сотрудников может приводить к решениям, с которыми не согласно руководство организации, которое начинает заново вводить более жесткие формы контроля и отчетности. |
Рост через координирование |
Благодаря принятию согласованных решений организация снова увеличивает эффективность своей деятельности. Теперь все решения соотносятся с общей миссией компании и с общими целями ее менеджмента, риск ошибок уменьшается. |
Появление новых точек контроля в большой компании приводит к развитию волокиты. Процедуры преобладают над решениями и задачами компании. Возникает кризис бюрократии. Снижается общая инновационность в компании так же, как и гибкость и скорость принятия решений. |
Рост через сотрудничество |
Компания пересматривает построение взаимоотношений внутри компании. Данный этап характеризуется появлением командной работы для решения поставленных задач, сокращается персонал, формальные системы управления упрощаются, возрастает количество обсуждений в открытой форме, появляется система обучения персонала внутри компании. |
Источник: Ружанская, Л. С. Теория организации: учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — С. 70
Кризис на последнем этапе роста компании еще не получил свое название. Л. Грейнер считал, что данный кризис будет связан с физическим и моральным истощением сотрудника по причине интенсивной работы в команде, с одной стороны, и внедрения новых способов работы — с другой [12, с. 71].
Формулируя основные принципы своей теории, И. Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер. Согласно модели Адизеса, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных последовательных этапов (рисунок 3) [7, с. 736].