Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 3. Модель жизненного цикла организации по И. Адизесу[3]

Характеристика этапов жизненного цикла организации по И. Адизесу представлена в таблице 2.

Таблица 2

Этапы жизненного цикла организации по И. Адизесу

Этап ЖЦО

Характеристика этапа

1.Выхаживание

Происходит только зарождение мысли о создании организации. Учредителем собирается необходимая информация о том, как будет устроена сама организация. Создатель организации должен определить, что организации будет делать, как и когда это может быть сделано, кто и почему собирается это делать.

Продолжение таблицы 2

2.Младенчество

Организация не имеет определённой структуры и системы распределения обязанностей, ответственности, системы приема на работу. Основной упор в деятельности организации делается на удовлетворение потребностей ее клиентов и на результаты своей деятельности. Но стоит отметить, что решения на данном этапе принимаются достаточно оперативно, однако не всегда успешны. Если обеспечить постоянное поступление денежных средств, то развитие организации будет продолжаться.

3.Детство

Характеризуется тем что, фирма прогрессирует, но до сих пор не установилась отчетливая система управления. Работа и движение денежных капиталов организации становятся стабильными. Организация сконцентрирована на обстановке в коллективе, но не поставленных задачах. Дальнейшее развитие организации зависит от вышестоящего руководящего звена, если он вовремя начнет делегировать свои полномочия и ответственность, то все пройдёт успешно.

4.Юность

Происходят большие изменения в устройстве организации, нанимаются профессиональные менеджеры. Между старыми и новыми сотрудниками организации случаются конфликтные ситуация, могут начаться противоречия в ее целях.

5.Расцвет

Организация работает над планированием своей деятельности, направлена на результат и удовлетворение потребностей своих клиентов, эффективно работает. Организация имеет четкие цели, налажена организационная структура, приведена в порядок дисциплина, процессы управления информацией, распределение ресурсов. В большинстве случаев на таком этапе образуются дочерние небольшие организации.

6.Стабилизация

Организация гонится за изменениями, идет сокращение инноваций. Большое внимание акцентируется на взаимоотношениях между сотрудниками, нежели захвату новых рынков, расширению. Что в будущем может негативно сказаться на удовлетворении потребностей клиентов организации.

7.Аристократизм

Значительно ниже ориентация организации на долгосрочный результат. Организация имеет в своем распоряжении большие денежные ресурсы, которые направляет на укрепление имеющейся системы контроля, страхование, обустройство. Могут внедряться новые инновации, чтобы добиться развития в организации, могут приобретаться другие организации. Растут цены на продукции производства, с целью сохранения прибыли от реализации, однако данный процесс не постоянен.

8.Ранняя бюрократизация

Преимущественно значительное количество конфликтов и проблем, не удается удовлетворять потребности клиентов. Сосредоточенность в организации идет на то, кто виноват в проблемах, а не на том, что нужно сделать, чтобы их решить.

9.Бюрократизация

На этом этапе в организации присутствует тотальный контроль над деятельностью, соблюдением правил. Если основатель найдет новые стратегии и методики развития организации, ему удастся достичь этапа расцвета, при этом, находясь в нем довольно – таки долго.


Окончание таблицы 2

10.Смерть

Потеря компанией последнего человека, готового удерживать ее на плаву, ликвидация предприятия или (в случае естественных монополий) переход его в разряд субсидируемых.

Источник: Линг В.В. Обзор основных концепций жизненного цикла предприятия // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 6-2 (59-2). — С. 737

По мнению А.А. Шамрая модель И. Адизеса чересчур сложна в применении, в виду наличия высокой степени детализации и учета в ней значительного числа факторов, определяющих траекторию развития компании [5, с. 17].

Согласно подходу Л. Данко жизненный цикл организации делится на три основных этапа (рисунок 4).

Рис.4. Стадии жизненного цикла организации Л. Данко[4]

Д. Миллер и П. Фрейзен в 1984 г. [10, с. 387], пытаясь анализировать стадии жизненного цикла, провели исследование на 36 компаниях, которые существовали, по меньшей мере, уже 20 лет на рынке. Авторы выделили пять стадий жизненного цикла компаний, которые отличаются друг от друга стратегией управления компанией, структурой, методами принятия решений и организационной ситуацией. Финансовым показателем для анализа выступал показатель роста продаж, который характеризовал компанию следующим образом:

рост продаж >15% = >стадия роста

рост продаж <15% = >стадия зрелости

рост продаж >15% = >стадия возрождения.

С точки зрения А.А. Шамрая существенным недостатком приведенного критерия является неучтенность отраслевой специфики. В отдельных отраслях рост продаж на 5-10% можно считать прорывом, для других отраслей 20% может фактически считаться стагнацией. Более информативным в этом контексте считает автор книги критерий доли рынка и ее динамики [5, с. 18].

Исследования российских ученых по вопросам анализа особенностей развития предприятий на различных стадиях жизненного цикла, в большинстве случаев основаны на результатах зарубежных авторов, и, при наличии отдельных отклонений, устоявшимся методологическим подходам не противоречат.

А.А. Шамрай и ряд авторов книги предлагают синтезированный подход, разработанный зарубежными исследователями тематики жизненного цикла предприятия. Авторами был выбран вариант разбиения жизненного цикла на шесть этапов: становление, рост, зрелость, кризис развития, возрождение, спад [5].

Последовательность стадий развития жизненного цикла изображена на рисунке 5.


Наиболее характерные черты предприятий на различных стадиях жизненного цикла представлены в таблице 3.

Рис. 5. Последовательность стадий жизненного цикла А.А. Шамрая[5]

Таблица 3

Характерные особенности развития предприятий на различных стадиях жизненного цикла

Стадия

Характерные особенности

Становление

Простая и неформальная организационная структура, концентрация полномочий в руках собственника.

Расширение

Акцент на увеличение продаж, стремление максимально реализовать преимуществ, смещение организационной структуры к функциональному типу, делегирование отдельных полномочий менеджерам, начало формализации процедур.

Зрелость

Стабилизация роста продаж, частичная бюрократизация организационной структуры, снижение инновационной активности, стремление к повышению эффективности функционирования и размерному развитию.

Кризис развития

Временное снижение продаж, рентабельности

Возрождение

Диверсификация и расширение предложения, усложнение систем контроля и планирования.

Спад

Снижение продаж (связанное с ограничением спроса), снижение рентабельности (в связи с обострением конкурентности и недостатка инновационной активности).

Источник: Жизненный цикл малого предприятия / Под общ. ред. А.А. Шамрая. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2014. — С. 22

Практическое применение концепции жизненного цикла связано, прежде всего, с необходимостью определения на какой стадии развития находится организация в данный период времени. Особенность использования концепции жизненного цикла в управлении организацией заключается в том, что она позволяет определить, какие проблемы являются ключевыми для данной стадии и применять адекватные меры для их устранения.

1.3 Управление организацией на различных этапах жизненного цикла

На разных этапах жизненного цикла организации перед ее руководством стоят разные задачи, определенные факторами внешней среды и внутренними процессами, происходящими в организации.


Определив, модель жизненного цикла организации, устанавливаются значимые качества руководителя организации на разных стадиях (этапах) ее существования.

М. И. Николаева для каждого основного этапа жизненного цикла определяет качества и задачи стоящие перед руководителем организации, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Значимые качества руководителя организации на разных стадиях (этапах) ее существования

Этап (стадия) организации

Качества и задачи руководителя

Создание (зарождение)

Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой. Задачами руководителя являются формирование команды единомышленников, способных в условиях многочисленных проблем и рисков вывести организацию на следующий виток развития, создание в коллективе атмосферы сотрудничества.

Рост

Необходимо создание и проведение специальной работы по подбору, оценке, мотивации персонала. Умение руководителя делегировать полномочия и ответственность.

Продолжение таблицы 4

Зрелость

Для повышения гибкости организации руководителю важно пересмотреть стратегию и основные цели организации, разработать на их основе задачи для подразделений, связать систему мотивации персонала с уровнем достижения поставленных целей и задач. Следует своевременно корректировать организационную структуру, сокращать количество уровней иерархии, делегировать полномочия, поощрять работу команд.

Упадок (спад)

Основные усилия руководителя должны быть направлены на то, чтобы сохранить организацию. Прежде всего, необходимо осуществить пересмотр стратегических целей и сформировать план антикризисных действий и финансового оздоровления, предусмотреть возможность экономии всех видов ресурсов, продажи неприбыльных активов, сокращения номенклатуры продукции.

Источник: Николаева М. И. К вопросу о специфике руководства организацией на разных этапах ее жизненного цикла // Евразийский Научный Журнал. — 2017. — №6 — С. 2-5

Д.Г. Нотин предлагает способы управления знаниями на различных этапах развития организации. Основная концепция данного предложения заключается в формировании системы, связывающей развитие организации с различными типами управления знаниями на основе реактивного и проактивного подходов к управлению знаниями и теории И. Адизеса о развитии организации по этапам жизненного цикла [9, с. 582].


Реактивное управление знаниями – это управление знаниями в организации, которое направлено на выявление потребностей в использовании актуальных знаний для быстрого решения текущих проблем в деятельности организации. Механизм реактивного управления предполагает взаимодействие сотрудников по инструкциям.

Проактивное управление знаниями – это управление знаниями, которое нацелено на получение прогнозных знаний относительно развития организации, формулирование проблем ее развития и соответствующих им когнитивных проблем, способов и методов разрешения этих проблем. Проактивное управление знаниями возможно осуществить в организации, в которой большинство сотрудников имеют проактивный характер мышления и поведения, заключающийся в постоянном самообучении с целью выработки новых навыков, полезных для организации, умении формулировать проблемы и брать не себя ответственность за их решение. Проактивные сотрудники креативны, склонны к самоорганизации при выполнении заданий, устанавливают доверительные отношения с клиентами и партнерами, добиваются высокого уровня обслуживания клиентов [9, с. 582].

Управление организацией на различных этапах жизненного цикла с применением реактивного и проактивного управления знаниями продемонстрировано на рисунке 6.

Рис. 6. Управление организацией на различных этапах жизненного цикла с применением реактивного и проактивного управления знаниями[6]

На приведенной схеме представлено, какие подходы управления знаниями следует применять в соответствующей стадии жизненного цикла.

На схеме отсутствуют стадии аристократизма, бюрократизации и смерти, поскольку в этих стадиях, по утверждению автора публикации, ни реактивное, ни проактивное управление знаниями не применяется или применяется не в полной мере.

Использование данной концептуальной системы даст возможность усовершенствовать существующие системы управления знаниями в организации [9, c. 585].

В.В. Семенова и М.С. Левшина выделяют ведущие стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации, доказывая что, благодаря правильному распределению сил в зависимости от уровня развития компании, можно обеспечить ее устойчивое развитие [13, c. 15].

Стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации представлены в таблице 5.

Таблица 5

Стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации

Этап (стадия)

Предлагаемая стратегия предприятия на данном этапе

Выживание

Технологическая и товарно-рыночная стратегии. На этом этапе у основателя создается бизнес-идея, он ослеплен заманчивостью самой инновации. В связи с этим важно обратить больше внимания на изучение реального положения дел на рынке, на уже существующие товары, (услуги) и способы их продвижения, а также на имеющиеся технологии производства, чтобы обеспечить достаточный уровень конкурентоспособности организации и интерес со стороны инвесторов.

Младенчество

Финансово-инвестиционная стратегия. Совокупность стратегических решений в рамках данной стратегии позволит определить размеры и направления источников привлечения финансовых средств, а также приоритеты и динамику их расходования в целях реализации бизнес - идеи.

Быстрый рост

Усилить внимание на разработке и реализации институциональной стратегии, чтобы определить состав, взаимодействие и особенности функционирования внутрифирменных институтов. Особо важны отношения с окружающей средой, так как компания реагирует на предлагаемые рынком возможности, а не предвидит и не планирует их. Для того чтобы успешно решать возможные проблемы необходимо обратиться к разработке эвентуальной стратегии предприятия, создание которой может помочь организации анализировать события, также предвидеть и реагировать на процессы окружающей среды.

Юность

Преобладает институциональная стратегия. Руководству организации необходимо выработать четкую структуру организации и систему подчинённости, чтобы избежать в дальнейшем конфликтов в этой области. На стадии "юности" проявляется такая проблема как осознанное противоречие между потребностями фирмы и потребностями ее сотрудников. В связи с этим, ведущее значение приобретает стратегия управления организационной культурой. Необходимо выработать систему общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.