Файл: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 710

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной признак социального обеспечения неотрывно связан с его целями. Цель социального обеспечения – предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых или нестраховых случаев. Второй немаловажный признак социального обеспечения – это его правовая сущность. Социальное обеспечение понимается как особые общественные отношения, которые возникают в социальной сфере. Они складываются между гражданами и управомоченными органами в нескольких случаях:

1) при достижении гражданином определенного возраста;

2) при прецеденте, который порождает соответствующие отношения (при потере кормильца, достижении пенсионного возраста, инвалидностью, безработице и т.д.).[10]

Такие прецеденты также называют социальными рисками. Социальный риск обусловлен наступлением определенного события, которое приводит к утрате основного дохода от труда и, соответственно, материальной незащищенности.

Социальное обеспечение в большей степени связано с предоставлением гражданину материальных благ, выраженных, чаще всего, в твердом денежном эквиваленте. Денежные средства предоставляются из различных финансовых источников. Главным финансовым источником является государственный бюджет. Вторым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. Третьим являются бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты.[11]

§ 1.2 Задачи и функции социального обеспечения в Российской Федерации

Задачи и функции социального обеспечения напрямую формируют понимание того, для чего существует социальное обеспечение. Нужно отметить, что социальное обеспечение – это сугубо правовое явление, и оно не может существовать вне правового поля. Поэтому ему свойственна, в первую очередь, зависимость от правовой политики государства, закрепленное с помощью соответствующей юридической инструментации, например в «концепции развития социальной политики в Российской Федерации до 2020 года».

Целью социально-обеспечительного законодательства является закрепление в нормах права, обеспечивающего государственное иждивение лиц, лишенных самостоятельного источника средств к существованию, как правило, по уважительным причинам. Право социального обеспечения - регулятивная отрасль, поэтому его целью является регулирование взаимоотношений участников отношений по оказанию помощи и содержанию нуждающихся в этом лиц. Конечно, эта отрасль выполняет и охранительную функцию, но она имеет вспомогательный характер. Подтверждается это тем, что нормы-запреты, нормы-санкции, т. е. предписания, устанавливающие ограничения, неблагоприятные последствия представляют собой незначительный элемент этой правовой системы.[12]


Обратимся к Федеральному Закону «О государственной социальной помощи». В нем говорится, что Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.[13]

«Нормы права социального обеспечения реализуются, в первую очередь, с позиции правоприменения.» Поэтому от качества правоприменительной деятельности зависит в конечном счете достижение целей и задач социально-обеспечительного законодательства и, как следствие, этой отрасли права.[14] Задачи права социального обеспечения не имеют текстуального выражения во вне, однако, в ряде нормативно – правовых актах в сфере социального обеспечения закреплены положения, дающих представление о направлениях и способах достижения определенных целей. В пример приведем цели страхового обеспечения работников, которые представлены следующим образом: минимизация или компенсация последствий изменения материального и (или) социального положения граждан при возникновении страхового случая.

Функции социального обеспечения можно сгруппировать в зависимости от вышеизложенной основной цели. В так называемую «основную группу» входят виды, основанные на оказании помощи нуждающимся лицам. Во вторую, менее значимую, входят предоставления, предназначенные для содержания этих субъективных категорий права.[15]

Безусловно, одной из основных функций социального обеспечения является экономическая функция. Её сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение как один из способов распределения части внутреннего валового продукта, оказывая тем самым воздействие на выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка, либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции воплощается в перераспределении ВВП путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, федерально бюджете, фондах социальной поддержки населения).[16]


Социальное обеспечение связано с общественным производством. Общественное производство – это, если говорить простым языком, преобразование ресурсов, данным природой в блага, которые бы удовлетворяли потребностям общества. Производственная функция выражается в том, что многие виды соц. обеспечения связаны с трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение стимулирует повышение производительности труда и профессионального мастерства рабочих. Также оно призвано обновить кадры, которые устарели и не могут выполнять свои функции.

Поддержание социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков, таких как: болезни, инвалидности, старости и т.д. путем обеспечения различными материальными благами, услугами, льготами с целью предупреждения обнищания и поддержания различного уровня жизни обеспечивается социально – реабилитационной функцией. Реабилитационная часть основана на возможности полностью или частично восстановить полноценную жизнедеятельность человека, позволяющей нормально учиться, развиваться, работать и другое. [17] Данная функция выражается в обеспечении условий, позволяющих сохранить правовой статус личности и сохранить здоровье гражданина.

Некоторые авторы учебной литературы обходят стороной такую немаловажную функцию социального обеспечения, как защитную функцию. Как было отмечено ранее, главная цель социальной политики государства, закрепленная конституционально – это защита населения РФ и человека, в целом. Так как мы живем в системе рыночных отношений, где преобладают такие определения как «производство», «потребление», «распределение», «обмен». В этой суровой среде необходимо более концентрированно остановиться на проблеме социальной защиты населения. Безусловно, все слои населения РФ нуждаются в покровительстве государства, так как необходимо, в первую очередь, сбалансировать правоотношения этих слоев населения и обеспечить рост социальной удовлетворенности тех слоев, которые не могут в силу своих возможностей самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Во – вторых, население нуждается в государственном содействии при получении образования, профессии, работы, обеспечении условий нормального предпринимательства, приобретении жилья и многое другое. В данном случае социальная защита проявляется в том, что человек знает, что государство не оставит гражданина на произвол судьбы, а протянет «руку помощи», укажет направление и защитит его.


Немаловажную роль в становлении социально сильного государства играет демографическая функция. Она реализуется посредством воздействия на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирования рождаемости и другое. Здесь просматривается прямая зависимость между объемом социального обеспечения и демографическими факторами. Например, низкий уровень пенсионного обеспечения приводит к резкому сокращению числа пенсионеров, становится причиной смертности среди этого слоя. Можно сказать, что играет роль не размер социального обеспечения, а то как эти ресурсы распределяются и общей экономической ситуации в стране.[18]

Наряду с вышеизложенными функциями социального обеспечения существуют и другие, выделяемые авторами различных научных работ. К другим функциям можно отнести следующие: политическую; духовно – идеологическую, а также большое количество так называемых «подфункций» социального обеспечения. О том, как реализуются данные функции, поговорим в заключении к данной работе.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 2.1 Государственная система социального обеспечения в Российской Федерации

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.[19]

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Государство, как особый институт, призванный создать достойные, разумные условия жизни, обеспечить защиту и благосостояния населения руководит организацией финансовой и правовой базы, а также структур, которые реализуют наше с вами закрепленное Конституцией РФ право на социальное обеспечение и социальную защищенность. Такая деятельность государства формирует систему социального обеспечения, включающая в себя подсистемы и институты. Выделяются следующие подсистемы социального обеспечения в РФ: ассигнования из федерального бюджета на социальное обеспечение; обязательное социальное страхование; государственная социальная помощь. [20]

Система социального обеспечения в России имеет достаточно сложную структуру. Для понимания системы определим виды социального обеспечения. В первую очередь социальное обеспечение делится в зависимости от источника финансирования. Существует государственное и негосударственное обеспечение.[21] Государственное, соответственно, напрямую зависит от тех средств, которое выделяет федеральный и региональный бюджет, а негосударственное формируется на основе частных источников финансирования. Также социальное обеспечение подразделяется в зависимости от самого порядка формирования финансов: государственное социальное страхование; государственная социальная помощь; государственное социальное обслуживание.

Государственное социальное страхование – система мер, предпринимаемых с целью смягчения отрицательных факторов, возникающих в случае невозможности трудиться и иных случаях, когда нет возможности себя обеспечить. В России обязательное социальное страхование обязательно для тех лиц, которые работают по трудовому договору, а также занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации юридического лица. Страхование граждан призвано защитить население в случае изменения социального положения из-за рисков. Яркими примерами социального страхования являются: медицинское страхование, коллективное страхование на вредном или опасном производстве, предоставление выплат по больничным листам, выплаты по поводу смерти кормильца, пособия по инвалидности и другое.[22] Страховой случай связан с наступлением определенного события, такого как: старость, болезнь, инвалидность и т.д. Эти страховые случаи напрямую предусмотрены законом, с оговоркой, что это относится к государственному социальному страхованию, а не к частному договору страхования.