Файл: Фонд социального страхования (Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.1 Правовое положение Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.2 Управление и структура Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.3 Обязанности и задачи Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Глава 2. Состав бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
2.1 Формирование доходов бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
2.2 Формирование расходов бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Исполнительные органы ФСС это:
- региональные подразделения фонда, распоряжающиеся его средствами в определенном субъекте Российской Федерации;
- центральные подразделения, управляющие средствами организации хозяйственных отраслях разного направления;
- филиалы отраслевых и центральных отделений ФСС.
В отдельных субъектах РФ организовываются региональные подразделения Фонда. Центральные отделения создаются в различных хозяйственных отраслях[7].
Этими подразделениями руководят управляющие, которые назначаются на должность. Организационную структуру ФСС РФ дополняют отраслевые и региональные координационные советы ФСС (см. Рис. 2.1)[8]. Это совещательные органы, занимающиеся рассмотрением вопросов, которые связаны с обязательной страховой деятельностью. В эти комитеты входят лица, которых отбирает правление ФСС. Председатели координационных советов на местах – это управляющие региональных элементов организационной структуры. Ротация представителей этих комитетов возможна не чаще одного раза в год.
Рисунок 2.1 Организационная структура ФСС РФ
Контролирует деятельность ФСС РФ контрольно-ревизионная служба вместе с:
- ФНС;
- профессиональными союзами.
Сотрудники контрольно-ревизионной службы ФСС контролируют своевременность и полноту выплаты страховых взносов и других платежей. Аппарат Фонда обеспечивает его деятельность и связь с общественностью.
Правление Фонда осуществляется коллегиально. Заседают участники правления в том случае, если для этого появляется необходимость.
Состав правления составляет 35 человек.
Выбирают членов правления Фонда проходят не чаще одного раза в год. Кандидаты, которые прошли отбор, должны быть утверждены Правительством РФ. Работа в правлении не оплачивается, а все расходы, которые связаны с ее исполнением (командировки и пр.), оплачиваются из тех средств, которые есть в фонде[9].
Орган правления уполномочен решать вопросы, которые касаются:
- работы ФСС РФ и принятие мер, которые направлены на улучшение его деятельности как учреждения социального страхования;
- разработки проектов бюджета Фонда и тарифов страховых взносов;
- контроля за реализацией бюджетных средств;
- участия учреждения в осуществлении проектов государственной направленности в сфере социального страхования;
- проведения отчетной работы по результатам функционирования всех отделений Фонда;
- проведения контрольно-ревизионной деятельности Фонда;
- разработки проектов законодательных актов и других документов в сфере социального страхования.
Такова организационная структура ФСС РФ, и как видно из изложенной выше информации, она имеет сложное разветвленное строение.
1.3 Обязанности и задачи Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Основные задачи Фонда социального страхования РФ изложены во 2 главе Положения о Фонде социального страхования российской Федерации[10].
ФСС РФ в своей деятельности выполняет следующие задачи:
- обеспечивает пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, которые гарантированы государством женщинам, которые на учет встали в ранние сроки беременности. Также пособия при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет. А также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- принимает участие в реализации и разработке федеральных программ, цель которых заключается в охране здоровья работников, и мероприятий, которые направлены на совершенствование социального страхования;
- осуществляет деятельность по обеспечению финансовой стабильности Фонда;
- предлагает новые изменения тарифов страховых взносов;
- осуществляет организацию курсов по повышению квалификации и подготовке специалистов, которые работают в системе социального страхования;
- осуществляет разъяснительную работу с населением;
- осуществляет взаимодействие с международными фондами (организациями, службами, учреждениями) по вопросам социального страхования.
С 2017 года основная часть полномочий по взносам в социальные фонды перешла к налоговой службе России. Это в полной мере касается и страховых взносов в ФСС. В первую очередь, речь идет о контроле над отчислением по актуальным ставкам, взыскании долгов по ним, получении и анализе отчетов.
Данные поправки присутствуют в нормативной базе. Так, с 1 января 2017 года Закон о страховых взносах № 212-ФЗ перестает существовать, а на его место приходит новая глава 34 в Налоговом кодексе РФ.
Из Закона № 212-ФЗ о страховых взносах в НК РФ перекочевали правила:
- об отчетных периодах: первый квартал, полугодие и 9 месяцев;
- расчетном периоде: год;
- кто обязан платить: фирмы, ИП, адвокаты, нотариусы и иные частнопрактикующие специалисты;
- объект: те же выплаты;
- размеры пониженных тарифов страховых взносов.
В 2017 году перед налоговыми органами была поставлена задача по контролю над правильностью исчисления, своевременностью и полнотой выплаты (перечисления) страховых взносов в бюджетную систему РФ.[11]
Поэтому с 01.01.2017 налоговым органам были переданы, в частности, функции по контролю, обеспечению выполнения обязанности по выплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – ВНиМ).
То есть обязанности, которые раньше выполнял только ФСС РФ, теперь разделены между ФНС РФ и ФСС РФ.
ФСС РФ продолжает в прежнем порядке исполнять следующие обязанности:
1) контролировать выплату и исчисление взносов, которые подлежали выплате за расчетные (отчетные) периоды, которые истекли до 01.01.2017;
2) принимать расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, которые истекли до 01.01.2017;
3) принимать решения о возвращении излишне выплаченных (взысканных) страховых взносов, штрафов и пеней за расчетные (отчетные) периоды, которые истекли до 01.01.2017, если нет задолженности, которая возникла за указанные периоды;
4) списывать невозможные к взысканию суммы недоимки по страховым взносам, штрафов и пеней.
Также ФСС РФ продолжает исполнять полномочия по администрированию расходов на уплату страхового обеспечения по ВНиМ. Поэтому предпринимателям и организациям по-прежнему приходится предъявлять в территориальные органы ФСС РФ для проверки документы, которые связаны с расходами на уплату пособий. То есть, Фонд:
а) проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ в порядке, который действовал до 01.01.2017 года;
б) проводит внеплановые выездные проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения;
в) совместно с ФНС РФ проводит выездные плановые проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения;
г) рассматривает жалобы на акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату пособий, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ[12].
На налоговые инспекции возложены следующие обязанности:
1) осуществлять контроль уплаты и исчисления взносов за отчетные (расчетные) периоды с 01.01.2017 в порядке, который установлен НК РФ, а именно:
- проводить камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, которая утверждена ФНС России;
- совместно с ФСС РФ проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, которые возникли с 01.01.2017;
2) учитывать обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 01.01.2017;
3) осуществлять сверку расчетов по уплаченным и начисленным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;
4) выносить решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов выездной (повторной выездной), камеральной налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, которые возникли с 01.01.2017;
5) рассматривать жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов[13].
Вот таким образом с 2017 года разделены обязанности между ФСС РФ и ФНС России.
То есть, исходя из основных задач и обязанностей, которые были перечислены выше, становится понятно, что в России образована целая система социального страхования. И эта система призвана обеспечить экономическую и социальную политику государства по осуществлению социальных гарантий и повышению уровня социальной защищенности российских граждан.
Глава 2. Состав бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
2.1 Формирование доходов бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Бюджет ФСС РФ частью государственного бюджета не является. Каждый год отдельно утверждается проект закона «О бюджете ФСС». В нынешнем году в этом плане действует Федеральный закон от 28.11.2018 № 431-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Основная финансовая смета Фонда включает в себя доходы и расходы на годовой период.
За счет чего формируются средства Фонда указано в главе 3 Постановления Правительства РФ № 101 «О ФСС РФ».
Бюджет Фонда формируется из таких средств как:
- страховые выплаты от работодателей (административных подразделений организаций разного типа);
- страховые поступления от граждан, кто трудится как индивидуальный предприниматель или осуществляет такого рода деятельность на других условиях;
- дополнительные доходы, которые получает Фонд от инвестирования свободных средств в банковские вклады и ценные бумаги государственного типа;
- взносы от населения на добровольной основе. В том числе и от юридических лиц, а также других финансовых средств, которые не запрещены законом;
- денежные поступления от государства, которые покрывают расходы на предоставление льгот (компенсаций или пособий) работникам, которые пострадали из-за чернобыльской катастрофы или похожих аварий на атомных энергетических и военных объектах, а также в прочих, определенных законом, случаях;
- другие поступления денежных средств от способов, которые не запрещены законом[14].
Названные средства находятся в ведении Председателя и главного бухгалтера ФСС РФ, а в отделениях субъектов в ведении управляющего Фонда и главного бухгалтера.
Стоит отметить, что ФСС есть определенные существенные проблемы, снижающие эффективность исполнения его задач, что отрицательно сказывается на уровне социальной защиты граждан и уровне их социального обеспечения. Одна из самых существенных проблем развития фонда – это, в первую очередь, дефицитность бюджета фонда, что связано с увеличением расходов фонда и отставанием темпов роста доходов (см. Диагр. 1.2).
Диаграмма 1.2
Динамика расходов и доходов бюджета ФСС за 2014-2017 года (в млрд. руб.)[15]
Анализируя представленную выше диаграмму, можно сделать вывод, что дефицит бюджета ФСС – это негативная тенденция его развития уже много лет. В 2017 году объем дефицита бюджета ФСС РФ составлял в 41 201 418 тыс. рублей. Однако по сравнению с объемом доходов, который был установлен Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год», в 2017 году общий объем доходов бюджета ФСС увеличился на 31,41 млрд. рублей.
В таблице ниже (см. Табл. 1.2) представленные данные о структуре доходов бюджета ФСС РФ за 2014-2017 гг.
Таблица 1.2
Структура доходов ФСС РФ за 2014-2017 гг. (млрд. руб.)[16]