Файл: Фонд социального страхования (Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Назначение и механизм функционирования Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.1 Правовое положение Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.2 Управление и структура Фонда Социального Страхования Российской Федерации
1.3 Обязанности и задачи Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Глава 2. Состав бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
2.1 Формирование доходов бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
2.2 Формирование расходов бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Источник дохода |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Страховые взносы |
532,1 |
503,63 |
571,17 |
601,15 |
Межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета |
13,89 |
16,00 |
20,87 |
22,97 |
Средства из федерального ФОМС |
19,03 |
19,03 |
18,75 |
18,08 |
Всего |
565,02 |
538,66 |
610,79 |
642,2 |
По данным представленной выше таблицы можно увидеть, что с 2015 года происходит увеличение взносов по обязательному социальному страхованию. Также наблюдается, что средства, которые поступают из федерального фонда ОМС, ежегодно уменьшаются. Наблюдается уменьшение взносов по обязательному социальному страхованию с 2014 года: если в 2014 году данный показатель составлял 532,1 млрд. рублей, то к 2015 году он снизился до 503,63 млрд. рублей, что можно объяснить уменьшением совокупного фонда оплаты труда по причине продолжительной макроэкономической нестабильности. Так как страховые взносы во внебюджетные государственные фонды – это неналоговые доходы, то значит такие доходы – это основа формирования доходов бюджета ФСС РФ. При этом с 2016 года ежегодно их доля в совокупном объеме доходов возрастает: в 2016 году 571,17 млрд. рублей, до 601,15 млрд. рублей в 2017 году. При этом безвозмездные платежи возрастают.
Еще некоторые доходы фонда включают в себя:
1) налог, который взимается в связи с использованием упрощенной системы налогообложения;
2) штрафы, недоимки пени и по взносам в ФСС;
3) страховые взносы на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;
4) страховые взносы на обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
5) средства федерального бюджета, которые передаются бюджету Фонда для целевых выплат, к примеру, на оказание социальной государственной помощи некоторым категориям граждан по оплате санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно[17].
К доходной группе единого социального налога можно отнести такие виды выплат как:
- материальная поддержка по временной нетрудоспособности вследствие общей болезни или ухода за больным членом семьи;
- материальная поддержка беременным и на случай родов;
- материальная поддержка при постановке на учет (если на ранних сроках беременность тяжело протекает);
- материальная поддержка при рождении ребенка;
- материальная поддержка по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;
- обязательное пособие на погребение;
- расходы на санаторно-курортное лечение сотрудников.
В доходную группу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний можно отнести такие выплаты как:
- материальная помощь временно нетрудоспособным работникам вследствие профессионального заболевания или полученной производственной травмы;
- выплаты на медицинский уход, санаторно-курортное лечение и другие расходы, которые связаны с социальной и физической реабилитацией гражданина.
Кроме этого, отдельные доходы формируются за счет средств федерального бюджета. К выплатам данной группы можно отнести:
- возмещение льгот по уплате отчислений и пособий на санаторно-курортное лечение лиц, которые пострадали вследствие радиационных аварий.
- покрытие выплат, которые связаны с предоставлением пособий ветеранам Великой отечественной войны.
НК РФ установлены тарифы, согласно которым осуществляется уплата страховых взносов. С 2018 года они существенно не изменились (ст. 425 НК РФ) (см. Табл. 2.2). Главное изменение в области страховых взносов, которое действует с 2019 года, это выросшие предельные базы по сумме выплат в пользу работника. Сейчас лимиты определены в размере[18]:
- 1 150 000 руб. для взносов на ОПС (было 1 021 000 руб.);
- 865 000 руб. для взносов на ВНиМ (было 815 000 руб.).
Также изменились ставки страховых взносов, которые начисляются с зарплаты и других вознаграждений сотрудников и лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
Таблица 2.2
Тарифы страховых взносов на 2018 (и 2019) год
в ПФР на обязательное пенсионное страхование |
в ФСС на страхование на случай ВНиМ |
в ФФОМС на ОМС |
||
---|---|---|---|---|
С суммы выплат в пределах предельной установленной величины базы |
С суммы превышения предельной установленной величины базы |
С суммы выплат в пределах предельной установленной величины базы |
в отношении выплат и других вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, которые временно прибыли в РФ |
5,1% |
22% |
10% |
2,9% |
1,8 % |
Раньше в НК РФ было установлено, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляются взносы большинством страхователей, будет действовать временно – в период с 2017 по 2020 гг. (ст. 426 НК РФ). А после данного срока тариф взносов на ОПС должен возрасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в редакции, которая действовала до 01.01.2019). Однако законодатели передумали. И с 2019 года указанные выше основные тарифы взносов из разряда временных переходят в постоянные[19]. Вследствие этого в 2019 году применяются прежние тарифы, которые указаны выше в таблице 2.2.
Как уже было отмечено выше, с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы ФНС России.
Цель такой передачи полномочий - реализация мер направленных на снижение административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия. А также за счет оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.
Вместо большого количества форм отчетности вводится Единый расчет, представляемый в налоговые органы. В Едином расчёте отражаются суммы начисленных и уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд, ФФОМС и Фонд социального страхования.
Единый расчет по страховым взносам является ежеквартальным. Срок представления – не позже 30 числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом[20].
Взносы начисляются на все виды оплаты труда. Исключение составляют выплаты, которые не упоминаются в законодательстве. Все операции с денежными средствами (зачисление, оплата, расход и учет) проходят согласно законодательству и в строго установленное время. В случае нарушений в оплате и перечислениях страховых взносов к работодателям применяются санкции (финансового характера) согласно установленного Порядка.
Согласно оперативному Докладу Счетной палаты РФ, в 2017 году кассовое исполнение бюджета ФСС по доходам составило 285,2 млрд рублей. В конце 2017 г. кассовое исполнение бюджета ФСС сложилось на 103,7 млрд руб. или на 57% больше, чем в конце 2016 года. Увеличение доходов обусловлено, главным образом, положительной динамикой кассовых поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование[21].
В целом, можно сказать, что доходы ФСС РФ в малой степени складываются за счет штрафов, пени и прибыли от размещения свободных средств. Бесспорно, основной вид наполнения бюджета ФСС – это взносы и налоги.
2.2 Формирование расходов бюджета Фонда Социального Страхования Российской Федерации
Расходами являются денежные средства, которые направлены на разрешение финансовых задач, которые были поставлены. Структура расходов зависит от социального и экономического состояния конкретного региона[22].
Средства, которые были получены, расходуются Фондом после распределения, которое проводят председатель и главный бухгалтер. В региональных представительствах за это несут ответственность главный бухгалтер и управляющий организации.
Куда направляются средства Фонда также указано в главе 3 Постановления Правительства РФ о ФСС РФ.
Бюджетным законодательством установлены такие статьи расходов как:
- решение вопросов общегосударственного значения;
- развитие межгосударственного сотрудничества и установление международных контактов;
- расходы на образование (выплаты, которые связаны с повышением квалификации и переподготовкой кадров);
- расходы, которые связаны с социально-политической областью (выплаты населению пособий, социальной помощи при временной нетрудоспособности, беременности, родах, а также, которые связаны с социальной и медицинской реабилитацией больных работников)[23].
Расходы, которые связаны с социально-политической деятельностью – это выплаты гражданам, у которых временно ограниченна трудоспособность. Сюда же стоит отнести расходы на социальную или медицинскую реабилитацию.
Фактически расходование средств фонда идет на:
- выплату пособий;
- оплату в частичном или полном размере санаторных путевок;
- оплату в частичном или полном объеме проезда в общественном транспорте;
- финансирование деятельности Фонда и его структурных подразделений в регионах;
- частичную компенсацию расходов спортивных школ, санаторно-курортных и других оздоровительных организаций;
- другие цели согласно годовым заданиям, которые стоят перед Фондом.
Фонд расходует средства не только на социальное страхование, его денежные средства также идут на:
1) обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе ремонт и изготовление протезно-ортопедических изделий;
2) пособие по уходу за ребенком гражданам, которые подверглись воздействию радиации в результате радиационных аварий;
3) покупка в пользу граждан товаров, услуг, работ;
4) социальные выплаты гражданам;
5) другие цели[24].
Средства ФСС расходуются в виде выплаты таких пособий как:
- по временной нетрудоспособности.
- по беременности и родам, а также женщинам, которые встали в больнице на учет на ранних сроках беременности.
- при рождении ребенка.
- в случае усыновления ребенка.
- по уходу за ребенком, пока ему не исполнится 1,5 года.
- на погребение и гарантированные расходы из списка ритуальных услуг.
На диаграмме ниже (см. диагр. 2.2) представлены данные по расходам ФСС за 2014 и 2017 года.
Диаграмма 2.2
Расходы бюджета ФСС РФ за 2014-2017 года, (млрд. руб.)
В конце 2017 г. расходы ФСС РФ составили 715,13 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом объем расходов существенно возрос, что определено, в том числе, ростом числа территориальных органов ФСС, которые перешли с «зачетного механизма» исполнения бюджета ФСС на прямые выплаты. За январь-декабрь 2017 г. плательщикам страховых взносов были возвращены суммы превышения сделанных ими расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов в объеме 109,1 млрд рублей[25].
В целом, можно сказать, что средства ФСС расходуется по строго целевому назначению, большая часть идет на решение приоритетных социально-политических вопросов, а также на ежемесячные страховые выплаты.
Касательно структуры расходов бюджета ФСС РФ (см. Табл. 3.2) стоит отметить, то каждый год возрастает сумма выплат по случаю ВНиМ – на 2017 год такие расходы возросли на 24% относительно 2014 года. Бесспорно, это можно связать с тем, что в России можно наблюдать повышение рождаемости.
Таблица 3.2
Структура расходов бюджета ФСС РФ за 2014-2017 гг. (млрд. руб.)[26]
Вид расхода |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
450,28 |
471,21 |
516,89 |
543,00 |
На профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве |
81,72 |
87,85 |
91,65 |
94,49 |
За счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета ФОМС |
32,92 |
35,02 |
39,62 |
данных нет |
Расходы, итого |
564,92 |
594,08 |
648,16 |
683,41 |