Файл: Е.Ф. Казаков - Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 4172

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Неклассическая» (модернистская) модель (ХХ в.) утверждает, что мир противится воздействию на него человека, порядок вещей "мстит" нашим попыткам его творчески преобразовать, не умещаясь ни в какие теоретические схемы. Для этой модели характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека.

"Цивилизацией", исходя из теории прогресса, просветители (XYIII в.) называли идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессистских иллюзий, богатый этно-исторический материал, полученный в "эпоху путешествий" и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла "этнографическая концепция цивилизаций", в основу которой положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация.

Выделив в развитии культурно-исторических миров три стадии: юность (ранняя культура), расцвет (высокая культура) и упадок (поздняя окостеневшая культура), Шпенглер считал, что последняя переходит в цивилизацию. Поэтому цивилизации везде обладают одними и теми же признаками: они есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма. Шпенглер считал, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, для которого характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы. Культура, как творческое, активное, духовное, органическое начало, противопоставляется цивилизации как началу утилитарному, технологическому, механически-материальному.

В настоящее время, исходя из технократического подхода, чаще всего выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации.

«Аграрная цивилизация» это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам.

«Индустриальная цивилизация» общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, преобладанием городского населения.

«Постиндустриальная цивилизация» общество "высокого массового потребления" в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления.

    1. Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации. Современное общество организовано исключительно на капитале, что дает ему право называться капиталистическим.

Различают Восточную и Западную цивилизации.

Западная цивилизация развивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и социальных связей людей, ибо в ее культуре доминирует научная рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.


Для Восточной цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а также их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и в семье. Формирование человека как послушного и добродетельного наложило отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму культуру и способы ее освоения.


12. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации; втягивание мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем

Антиглобали́зм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций.


Глобальные проблемы (возникновение — вт. пол. 20 века)


совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.




    1. Список глобальных проблем:






Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

    1. Попытки решения

Во-первых, научно-технический прогресс значительно ускорил социально-экономические процессы во всем мире. Именно в ХХ веке научных и технических открытий было сделано больше, чем за всю предшествующую человеческую историю (радио, телевидение, компьютеры, освоение космоса, использование атомной и ядерной энергии и т.д.).

Во-вторых, могущество человека, вооруженного современной техникой, выросло до такой степени, что способно нанести непоправимый ущерб природе. Сегодня природа подвергается все возрастающему антропогенному воздействию во всех уголках земного шара, а также в надземном пространстве (атмосфере, геосфере, космической сфере).


В-третьих, в ХХ в. стремительный рост населения («демографический взрыв») – с 2 млрд. человек в начале столетия до 6 млрд. в его конце; это усилило давление на природу и до предела обострило проблемы экологии и обеспечения человечества необходимыми средствами существования (качественная питьевая вода, продовольствие, энергоресурсы и т.п.),

В-четвертых, над человечеством со второй половины ХХ навис дамоклов меч ядерной катастрофы.

Социально-политические глобальные проблемы относятся к взаимодействиям между государствами (проблема мира и разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоление разрыва в уровнях экономического развития и др.). К рассматриваемой группе глобальных проблем относится и проблема международного терроризма - редкий день обходится без сообщений СМИ о террористических актах.

Социально – экологические глобальные проблемы, возникшие в результате стихийного, зачастую хищнического использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов – продовольствия, промышленного сырья, водных запасов, источников энергии.

Социально – экономические глобальные проблемы связаны с отношениями человека и общества ( проблемы научно- технического прогресса, образования и культуры, роста народонаселения и здравоохранения, биосоциальной адаптации человека и его будущего).


Решение глобальных проблем предполагает определенную стратегию мирового сообщества, несущую с собой изменения господствующего количественного настроя современной цивилизации, что в первую очередь требует радикального пересмотра отношения человека к окружающей реальности, изменения социальных институтов и сознания отдельного человека.



13) что делать? что делать именно мне?


Философия малых добрых дел. Я не могу спасти весь мир от экологического кризиса, но я могу не бросать мусор в траву… и мир станет немного чище. Я не могу накормить всех бездомных животных, но ту бродячей собаке, что крутится около моего подъезда, я дам поесть. Я не могу помочь всем нуждающимся людям, но той бабушке, которая просит милостыню у магазина рядом с моим домом, я помогу… И мир станет немного лучше…

Что же мне делать? То, что в моих силах: малые добрые дела (Иоанн Крестьянкин («Малое доброделание»): «малые добрые дела нужно делать, малых грехов нужно избегать»). Тонкость в том, что малого добра не бывает…

Понятно, что если благо будут нести многие люди, то много «малых» добрых дел сольётся в одно большое дело… И мир станет намного лучше...


Литература


Ахиезер А.С. Что же такое общество? // Общественные науки и современность №3 1997

Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. М.,2002

Бауман З. Индивидуализированное общество М.,2002

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.,2000

Гелбрейт Дж.К. Справедливое общество. Гуманистический взгляд / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.,1999

Кантор К.М. Глобализация? – Да! Но какая? // Вопросы философии №1 2006

Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну. // Вопросы философии № 5 2005

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.,2005

Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс // Вопросы философии 1989, №3,4.

Лоренц, К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Вопросы философии. 1992. № 3.

Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество, М., 1990.

Тойнби, А. Постижение истории. М., 1992.

Штеренберг М. О направлении и цели исторического процесса // ФН. - 2002. № 5-6.

Философия истории. Антология. М., 1996.

Бузгалин А. Призрак "антиглобализма" // Свободная мысль. 2003. № 1.

Евзеров Р. Глобализация и евразийский выбор // Свободная мысль. 2001. № 10.

Самохвалова В. И. Проект глобализации и метафизический мегапроект челове­ка//ФН. 2003. № 3.

Флиер А. Я. Страсти по глобализации // ОНС. 2003. № 4. Фуре В. Н. Глобализация жизненного мира... // ОНС. 2000. № 6. 3 .




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ



Ответьте на вопросы


        1. Чем общество отличается от природы?

        2. Когда возникло общество?

        3. Каковы цель и смысл исторического процесса?

        4. Каковы критерии общественного прогресса?

        5. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

        6. Насколько правомерно говорить о «конце истории»?



Заполните таблицы

«Общество и природа»



Общество

Природа

Различия




Сходство





«Культура и цивилизация»



Культура

Цивилизация

Различия




Сходство





Объясните цитаты и афоризмы


«Человек – общественное животное» (Аристотель)

«Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель)

«Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость» (Пифагор)

«Можно умереть или ополоуметь, живя в обществе, в котором все и каждый систематически нас не замечают и ведут себя так, будто нас на свете нету» (У. Эко)

«Общественное благо как раз и есть счастье каждого отдельного человека» (А. Камю)

«Выдающейся личностью является тот, кто чувствует свою ответственность за свободу других» (К. Ясперс)

«Иметь в себе самом столько содержания, чтобы не нуждаться в обществе, есть уже потому большое счастье, что почти все наши страдания истекают из общества, и спокойствие духа, составляющее после здоровья самый существенный элемент нашего счастья, в каждом обществе подвергаются опасности, а потому и невозможно без известной меры одиночества» (А. Шопенгауэр)

«Мы либо научимся жить вместе, либо погибнем по одиночке» (Жак Фреско)

«Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин» (Ф. Ларошфуко)

«Как только служение обществу перестает быть главным делом граждан и они предпочитают служить ему своими кошельками, а не самолично, — государство уже близко к разрушению. Нужно идти в бой? — они нанимают войска, а сами остаются дома. Нужно идти в Совет? — они избирают депутатов и остаются дома. Наконец у них, в конце концов, появляются солдаты, чтобы служить отечеству, и представители, чтобы его продавать» (Ж. Ж. Руссо)

Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: «Это мое!» — и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий и ужасов уберег бы род человеческий тот, кто, выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегайтесь слушать этого обманщика: вы погибли, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама она — ничья!» (Ж. Ж. Руссо)

«Несчастна та страна, которая нуждается в героях» (Б. Брехт)


Посмотрите на You tube

ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Цивилизацию спасёт глобализация» или «Диалог культур невозможен» (17.05.12) и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам




















ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ











Возникновение философии


          1. Предфилософия


Все первые человеческие сообщества обладали мифологическим (позже, религиозным) мировосприятием.