ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 4171
Скачиваний: 66
11. Когда возникла философия?
Философия возникает 2600 лет назад, в «осевое время истории» (понятие, введённое в 20 веке немецким экзистенциалистом К. Ясперсом в книге «Смысл и назначение истории») в 7-4 вв. до н. э. одновременно в Древней Греции (Гераклит, Платон, Аристотель), Индии (буддизм, чарвака, индуизм, брахманизм) и Китае (конфуцианство, даосизм).
Примерно в одно время, независимо друг от друга, рождаются перекликающиеся философские и религиозно-философские учения. Сходство можно объяснить общеродовой природой человека (соотносимость характера, способа восприятия и осмысления реальности); происхождением и расселением из единой прародины, обусловившим сопоставимость прохождения этапов взросления и зрелости (выражением её и являются развёрнутые сложные философско-религиозные воззрения о мире).
Литература
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия М.– СПб.,1998
Какая философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. – Л.,1990
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М.,1992
Ортега- и-Гассет Х. Что такое философия? – М.,1991
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
-
Почему философия, религия, наука, искусство сосуществуют на протяжении многих веков, не вытесняя друг друга?
-
У вас есть мировоззрение? Аргументируйте свой ответ.
-
Подумайте, в чём вы материалист, в чём субъективный, а в чём объективный идеалист?
-
Можете ли вы отнести себя к агностикам, нигилистам?
Объясните цитаты и афоризмы
«Философия – культура ума, наука об исцелении души» (Цицерон)
«Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно» (Эпикур)
«Философия – искусство умирать» (Платон)
«За окном идёт дождь, но я в это не верю» (Л. Витгенштейн)
«Философы утверждают, что они ищут, стало быть, они ещё не нашли» (Тертуллиан)
«У Бога нет религии» (Махатма Ганди)
Видеофилософия
Посмотрите на You tube
ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Философия – мёртвая наука», или «Философия победит экономику»(10.05.12), или «Гордон. Диалоги: зачем нужна философия?», и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
«Беседы с мудрецами» (Григорий Померанц и Зинаида Миркина)
Заполните таблицы
«Предмет философии»
|
философия |
мифология |
религия |
наука |
искусство |
Различия |
|
|
|
|
|
Сходство |
|
|
|
|
|
Завершив таблицу, сделайте вывод о своеобразии предмета философии
«Мировоззрение: вера и знание»
Что я знаю |
Во что я верю |
Что я не знаю |
Во что я не верю |
Что я хотел бы узнать |
Во что хотел бы поверить |
|
|
|
|
|
|
Вера – те представления, которые я принимаю без доказательств, вопреки логике и фактам (Тертуллиан: «верую, потому что абсурдно»)
Знания – те представления, которые я могу доказать, логически аргументировать, проверить
Завершив таблицу, сделайте вывод, что более значимо для вас, знание или вера, какие колонки включают наиболее важные для вас мироосновоположения
Где взять нужный материал?
Основная литература:
-
О.Н. Жукова, В.П. Щенников. Философия: учебное пособие. КемГУ. - Кемерово, 2011.
-
Спиркин А.Г. Философия. Учебник для бакалавров.-М.: Юрайт, 2012 с.
-
Казаков Е.Ф. Философия для бакалавров. - Кемерово, «Офсет», 2012.
-
Марков Б.В. Философия: учебник.-СПб: Питер, 2009.
-
Философия:учебник/ под ред. С.А. Лебедева – М.: ЭКСМО, 2011.
-
Философия : учебник /под ред. В.Д. Губина. - М. : ГЭОТАР, 2012.
-
Философия: энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2009.
Дополнительная литература:
-
Крапивенский Ф.Э. Социальная философия. – Волгоград, 2006.
-
Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М.: Юрайт 2005. .
-
Джеймс У. Введение в философию. – М., 2000.
-
Казаков Е.Ф. Антропология. – Кемерово, 2006.
-
Казаков Е.Ф. Искусство как путь к философии.- Кемерово, 1999.
-
Казаков Е.Ф. Сердцеанин. – Омск: «Стивес», 2011.
-
Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2003.
-
Красиков В.И. Философия и философия науки. – Кемерово, 2007.
-
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М., 2009.
-
Любутин К.Н. История западно-европейской философии. – М., 2002.
-
Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001
-
Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: НГУ, 2000.
-
Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.-М., 1999.
-
Русская философия: Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2007.
-
Скирбекк Г. История философии. – М.: Владос, 2003.
-
Хрестоматия по западной философии. - М..: АСТ, 2008.
-
Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
Интернет-ресурсы:
философские учебники, энциклопедии, монографии, статьи, словари, тесты, философию в картинках, видеофилософию см. на сайте:
http://anthropology.ru –журнал «Философская антропология»
http://i-text.narod.ru – библиотека философии психоанализа
http://iph.ras.ru - Философский журнал Института Философии РАН
http://www.humanities.edu.ru –"Вопросы философии и психологии"
http://phenomen.ru - философия онлайн
http://vphil.ru/ - Журнал «Вопросы философии»
http://www.existradi.ru/ - Экзистенциальная традиция: Философия.
Выполните тестовые задания
на интернет-тренажёре
(найдите свою специальность-выберите философию-введите ключ 152763tt351)
О Н Т О Л О Г И Я
1. Онтология – учение о бытии.
-
Предмет онтологии – бытие, полнота и единство всех видов реальности.
-
Основной вопрос онтологии: что существует? «Почему существует нечто, а не ничто?» (Г. Гегель)
2. Понятие бытия
Бытие — вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий.
Противоположное бытию понятие — «небытие» («ничто»). Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Человек, как бытие, обладает свободой и волей. В классической метафизике под бытием понимается Бог.
Различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди них можно найти то, что является общим им всем, своеобразный признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир- вообще существует. Это и выражено в понятии бытия. Отсюда, вопрос почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»?
Впервые понятие "бытие" ввел элеат Парменид (504-501 г. до н.э.). Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, неизменно, неделимо, совершенно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это недопустимо. Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.
Существует ряд концепций «истинного бытия»: Логос, Мировой Разум (Гераклит), число (Пифагор), первовещество (античные натурфилософы), атомы (Демокрит), идеи (Платон), форма форм, перводвигатель, Бог (Аристотель).
3.Основные виды бытия:
1) объективное и субъективное, 2) потенциальное и актуальное, 3) материальное и духовное, 4) природное и общественное
1) Объективное бытие (Бога, природы, общества) — существующее независимо от человека, субъективное бытие (мысли, чувства) — внутренний мир человека, продуцируемый им самим, субъективно-объективное бытие (объективный мир, сознательно преображённый человеком и зависящий от него, «вторая природа»; объективно-субъективный характер, для постнеклассической науки имеет и научное знание).
В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную
реальность, в противовес наличному миру становления. Этим бытием является Дух, Разум, Бог. Субъективный идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) — истолковывая бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.
2) Аристотель в «Метафизике» разделил бытие на потенциальное (возможное) и актуальное (действительное). Потенциальное бытие – неразвитое, неоформленное, неразвёрнутое, но существующее в действительности (будущее в настоящем – ребёнок, напр.). Актуальное бытие – проявившее себя в полной мере, оформившееся, раскрывшееся (что достигается в стадии зрелости – напр, профессионал, личность). Процесс превращения возможности в действительность называется становление.
3) Бытие материальное и бытие духовное. Мате́рия (от лат. materia — вещество) — физическая субстанция, противоположная сознанию (духу)..Существует несколько подходов к понятию «материя»:
а) материалистический подход, согласно которому материя есть первооснова бытия (субстанция), а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи, материя первична и представляет собой наличное бытие, подразделяясь на косную, живую и социальную материю.;
б) объективно-идеалистический подход – материя существует как порождение (эманация, объективизация) независимого от всего сущего изначального (идеального) Духа;
в) субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт человеческого сознания;
г) позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
Материя (с точки зрения материализма) обладает следующими свойствами: несотворимостью, неуничтожимостью, неисчерпаемостью, движением, пространством и временем.
Движением называется любое изменение (и мыслей, и вещества). Движение есть единство изменения и сохранения (преемственности). Оно имеет всеобщий характер (это — одна из немногих известных нам абсолютных истин).
Движение — способ существования материи. Выделяют пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную (Ф.Энгельс «Диалектика природы»). Направленное изменение, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний, называются развитием (восходящая линия –
прогресс, нисходящая – регресс). Развитие природы обозначается понятием «эволюция», развитие общества – «история», совместное развитие общества и природы – «коэволюция».
Пространство и время — формы существования материи. Пространство выражает протяженность явлений, их строение из элементов и частей. Пространство — трёхмерно (длина, высота, ширина) и обратимо (можно вернуться в свой детский дворик). Время выражает длительность, скорость протекающих процессов, последовательность смены их состояний. Время одномерно (течёт по одной линии — прошлое, настоящее, будущее) и необратимо (вернуться в детство нельзя). Эйнштейн доказал, что пространство и время неотделимы друг от друга, образуя единый пространственно-временной континуум (хронотоп).
Есть разные «реки» времени: астрономическое, геологическое, физическое, биологическое («биологические часы»), историческое, субъективное («Я знаю, время растяжимо, оно зависит оттого, какого рода содержимым вы наполняете его», С. Я. Маршак).
Духовное бытие. В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. Таковым бытием является Мировой Дух, Мировой Разум, Абсолютная идея, Бог. Духовное рассматривается как некое единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания. В данном случае духовное воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. В рамках данной концепции, Дух не имеет отношения к бытию личности, он внеличностен, надындивидуален, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека
В философии субъективного идеализма духовное бытие есть проекция человеческого сознания (мысли, образы, вера, грёзы...).
Духовное бытие разделяется на индивидуализированное (мнения, ценностные представления отдельных людей) и объективированное, вне/над/индивидуальное (религия, наука).
4) Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе) и бытие общества. Бытие природы (как бытие материального мира, возникшего до человека противостоит бытию общества как духовно-материальному бытию, продуцируемому людьми (и в то же время находится во взаимодействии с ним).
В марксизме общественное бытие (понимаемое как собственная, внутренняя материальная основа общества, нетождественная с его природной основой) противопоставляется общественному сознанию (духовной жизни общества), выступая ведущей стороной («бытие определяет сознание»).
4. Проблема развития и самоорганизации бытия
Основные концепции развития: диалектика и синергетика.
1) Диалектика (с греческого — искусство спорить) — учение о всеобщем развитии и взаимосвязи бытия. Диалектические идеи формулировались на всём протяжении развития философской мысли («всё течёт, всё меняется» (Гераклит), диалоги Платона, карма — закон причинно-следственной взаимосвязи (буддизм), инь и ян в китайской философии, И. Кант, Ф. Шеллинг, Й. Фихте и, особенно, Г. Гегель («Наука логики»). Соединив диалектику Гегеля с материализмом, К. Маркс, Ф. Энгельс (и далее, советские марксисты) создали диалектический материализм и исторический материализм.
Исходя из диалектики Г. Гегеля, Ф. Энгельс сформулировал «три основных закона диалектики»:
А) Закон единства и борьбы противоположностей — отвечает на вопрос «в чём причина развития». Причина развития — борьба противоположных сторон.
Противоположности — стороны, существенно отличающиеся друг от друга, не существующие друг без друга, взаимопроникающие и находящиеся в активном взаимодействии.
Противоречие — взаимоотношение противоположных сторон. Четыре этапа в развитии противоречия: тождество (противоположности едины, между ними больше сходства, чем различия), накопление различий (но единство ещё доминирует), конфликт (разрушение единства), разрешение конфликта (возникновение нового тождества).
Б) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные — отвечает на вопрос «каков механизм развития».
Качество — категория, обозначающая наиболее существенную характеристику предмета, принципиально отличающую его от другого предмета. Количество — категория, обозначающая степень развития качества.
Количественные изменения накапливаются непрерывно (в силу непрерывной изменчивости бытия), но поначалу они — незаметны, несущественны, не меняют качественного состояния предмета. В какой-то момент, достигая «критической массы», количественные изменения нарушают «меру» («мера» — границы, в рамках которых количественные изменения не приводят к переходу в новое качество), и происходит «скачок» в новое качественное состояние, обуславливающее новые количественные изменения.