Файл: Е.Ф. Казаков - Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 4176

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Будучи поглощённым непосредственным, человек движется по заданной ему внешней необходимостью траектории. Ориентация на сугубо материальные ценности, создание всепроникающей технологической культуры вовсе не обусловливает обретение смысла жизни. Непрерывный рост материального потребления вовсе не делает внутреннюю жизнь человека более содержательной, «богатой». Л. Н. Толстой писал, что только «животная личность» стремится к тому, чтобы все люди жили и действовали только для того, чтобы ей одной было хорошо.

Личность с ориентацией на «бытие» (по Э. Фромму) стремится к реализации уникального смысла своей жизни; стремится любить, творить, отдавать, жертвовать собой, служить людям, созидать. Реализуя смысл своей жизни, такая личность реализует себя. Личность, ориентированная на «обладание», напротив, видит смысл жизни в том, чтобы как можно больше брать и иметь.


7) и всё же, для чего человеку жить?


Русский философ Иван Ильин ответил так: «Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть». Я готов умереть ради своих близких, ради своей родины, ради Веры, ради Любви. Значит, ради них мне и надо жить.


Не договариваясь друг с другом, Н. Бердяев и Э. Фромм, дают один ответ на вопрос для чего нужно жить? Жить нужно для любви и творчества.


Если у человека есть любовь и творчество, ему есть для чего жить. А, как говорил Ф. Ницше, только тот, у кого есть Зачем жить, может вынести любое Как.



  1. Проблема смысла любви


а) любовь – сущностная характеристика жизни, её пиковое состояние


По существу, любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я есть – невозможно. Не случайно Наташа Ростова стремилась непрерывно пребывать в состоянии любви, и если не находилось рядом того единственного человека, она его выдумывала, страдая потом из-за этого, но не выпадая из любви. «Я люблю и значит я дышу, я дышу и значит я живу», – пел В. Высоцкий. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: скажи, кого (что) ты любишь, и я скажу, кто ты.


б) любовь – самое сокровенное переживание человека, в котором выражается его истинное Я


В любовном чувстве выражается именно моё переживание, именно мой выбор. Поэтому признание в любви начинается не с «Мы» (Мы с мамой тебя любим), а с «Я» (Я тебя люблю). Поэтому опыт каждой любви уникален (а значит, бесценен) и непримеряем на других людей (несмотря на все старания графа Калиостро «формулу любви» открыть не удалось). Необходимым условием для раскрытия собственного Я является свобода (внутренняя, прежде всего). Любовь всегда – мой свободный выбор, выбор моего сердца, а не решение моего ума. Поэтому можно купить тело, но «любовь нельзя купить» (как пели «Beetles»), можно заставить жениться, но нельзя заставить полюбить.

в) любовь – гостья из иного мира


Любовь конституирует человеческое в человеке, играя тем самым эволюционную роль. Она не совсем вписывается в материальный земной мир, проще говоря, она этому миру не очень-то нужна (даже вредна, отвлекая экономиста, менеджера, политика, бизнесмена от их важных, безотлагательных, требующих полного сосредоточения всех сил, дел). Любовь не могла родиться в биологическом мире, она ему – чужда, неорганична; любовь могла быть только привнесена в наш дольний мир из вне, точнее, – свыше, из мира горнего.


Любовь свидетельствует реальность высшего совершенного духовного мира, зовёт, ведёт к нему, размыкая «железный» круг земного бытия. Любовь пребывает с человеком вечно, значит она из вечного мира. Человеческая история прервалась бы, если б из неё исчезла любовь. Любовь – это островок вечности в океане времени. Вечное пребывание любви в нашем мире есть свидетельство вечного пребывания в нём Бога.




г) любовь – соединяет


Согласно древнегреческому мифу, Эрос появился из первобытного Хаоса как главная сила, связывающая воедино всю Вселенную. Любовь – сила, объединяющая разнородные, зачастую противоположные, элементы Космоса. Любовь соединяет человека с Богом, природой, родиной, другим человеком, с самим собой (в противоположность, по В.С. Соловьёву, эгоизму, который разделяет, изолирует…). Любовь – один из самых действенных способов преодолеть, так остро переживаемую человеком, частичность (а значит, не-с-частность). Описывая эту проблему, Платон использует миф об андрогенах – первых людях, у которых мужское и женское начала ещё не были отделены друг от друга. Обеспокоенные их силой, боги разделили людей на две половинки, которые с тех пор ищут друг друга, и лишь находя, становятся с-частливыми (то есть, целостными). Любовь – жажда целостности и стремление к ней.

В древнеиндийском трактате «Ветка персика» любовь определяется через три влечения: влечение ума рождает уважение, влечение души рождает дружбу, влечение тела рождает желание. В соединении трёх влечений рождается любовь. Любовь здесь определяется как целостное чувство, охватывающее всё человеческое существо.


д) драматизм любовных переживаний


Любовь – принятие другого человека в целом, со всеми его достоинствами и недостатками. Достоинства радуют, слабости огорчают. В любви (в отличие от дружбы) можно сразу любить и ненавидеть одного и того же человека. Потерять можно лишь то, что обрёл. Обретение любви рождает тревогу за любимого, страх потери.


е) рождение любви – рождение человеческого в человеке


Духовная любовь принципиально отличает человека от животного Собственно человеческую историю следует начинать не столько с обработанного камня, сколько с первых свидетельств любви: с «Эпоса о Гильгамеше» (Шумеры, III тыс. до н.э.), с истории любви Нефертити и Эхнатона (Египет, XYI-XY вв. до н.э.), или с палеолитического рисунка «Девушки, собирающей мёд» (из испанской пещеры Арана, 30-20 тыс. лет наз.)

ж) христианское представление о любви


Христос приносит в мир две неотделимые друг от друга заповеди любви: возлюби Бога больше, чем себя; возлюби ближнего, как самого себя. Как данность здесь полагается и любовь к себе. Но как любить себя и при этом не быть эгоистом? По-христиански это значит любить не своё «эго», а образ Бога в себе, то есть в конечном счёте это любовь не к себе, а к Богу в себе (или «сквозь» себя), иными словами, это любовь не ко всему себе, а лишь к самому достойному и прекрасному. Одно из самых высоких определений любви даётся в I Послании апостола Павла к коринфянам:



«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт… Если я обладаю всем, чем угодно, а любви не имею, то я – ничто».


Один из известнейших афоризмов Августина Блаженного (IY-Yвв ): «Люби, и делай что хочешь». Любовь, в своих высших (неискаженных) состояниях, есть гармония. Ведь это одновременно любовь и к ближнему, и к Богу. Если человек несёт в душе гармонию, то он не способен на зло (ведь зло – это дисгармония). Поэтому человек, движимый истинной любовью, может нерефлексировать свои действия, доверяясь чувству, следуя за ним, плохого он совершить не сможет. Любовь, в данном рассуждении, предстаёт критерием истины.


з) любовь как познание


Любовь делает зрение души более острым, позволяя увидеть то, что нелюбящими глазами увидеть невозможно, например: внутреннюю красоту, красоту души. Художник может нарисовать прекрасный пейзаж только тогда, когда он полюбит его. Любовь – ключ к метафизической красоте мира. Не случайно удивление окружающих: что он в ней нашёл, что она в нём нашла? Если смотреть обыденным взглядом, то мы увидим обычного человека. Но «главного глазами не увидишь, – как писал Сент-Экзюпери, – главное можно увидеть только сердцем». Любовь открывает зрение души, духовидение. Поэтому «любящий всегда гениален, так как открывает в предмете любви то, что скрыто от всякого нелюбящего» (А. Ф. Лосев).


и) смысл любви


«в спасении и сохранении индивидуальности через жертву эгоизма» (В.С. Соловьёв).

в соединении мужского и женского (образующего нового, истинного, всестороннего человека), окончательном преодолении распада и раздора, восстановлении образа и подобия Божьего в человеке (Н.А. Бердяев).

к) любовь - самоценна


Она – слишком высокое, совершенное чувство, чтобы быть средством для достижения иной цели (материальных благ, карьеры, продолжения рода, рождения высшей особи), любовь самодостаточна, является целью для самой себя.


л) любовь приближает человека к Богу


В ней всегда есть идеализация «другого», выступающая мощным стимулом для самосовершенствования. Любовь, в своих высших проявлениях, есть путь от человека к Богу (в христианстве Бог есть Любовь), есть звено, связующее человека и Бога, формирующее в человеке богочеловека.


  1. Проблема смысла смерти

а) зачем человеку открыто знание о смерти


Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем» (М. Мамардашвили). Плач по умершему есть плач по себе самому, потерявшему в себе Другого. Знание о своей смерти и рождает «проклятые вопросы»: если жизнь конечна, то зачем жить, зачем к чему-то стремиться, ради чего что-то делать? Жизнь человека изначально не имеет смысла, она – полностью абсурдна? А, может быть, ответ на вопрос о смысле жизни находится за гранью жизни… у Бога? Из всех этих вопросов и рождаются метафизические размышления человека, рождается мифологический и религиозный взгляд на мир (утверждающий, что человек не умирает полностью, в нём есть бессмертное начало), рождается философия (определяемая с античности как «искусство умирать»), рождается ощущение безнаказанности, безответственности и вседозволенности, так как смерть (если она – абсолютный конец) всё спишет, а потому – «после нас хоть потоп».





В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871)


б) «живые» и «мёртвые» среди живых


К первым (по Г. Гурджиеву) относятся те, кто живёт осмысленно, сам определяет линию своей жизни, кто способен к саморазвитию и самореализации, кто адекватен себе, кто проживает свою жизнь, раскрывая собственную сущность, представая субъектом, испытывая удовлетворённость и счастье. К последним относятся те люди, жизнь которых направляется внешними обстоятельствами и другими людьми, они – объекты манипулирования, их личность не востребована и не развёрнута, их истинное Я в действительности не существует, существование у них «опережает» сущность (А. Камю); эти люди есть только как физические величины (как «говорящее орудие», «пушечное мясо», функция, ремесленник-исполнитель, гедонист-мажор), но их нет как душевных индивидуальностей. Не об этом ли «Мёртвые души» Н. В. Гоголя и «Живой труп» Л. Н. Толстого?


в) взаимопроникновение жизни и смерти


Мы живы только потому, что непрерывно умираем, как в прямом (в нашем организме каждый день умирают и рождаются миллионы клеток), так и в переносном смысле (умирают не прошедшие испытания временем чувства, мечты, иллюзии, несостоятельные мысли). Смерть – не только антипод жизни, но и её помощник, необходимое условие её существования. Живые организмы (наши тела, в том числе) состоят из «мёртвых» микроэлементов, живое «построено» из мёртвого. Смерть – «работает» на жизнь, является частью жизни, значит смерть (в определённой степени) – живая. Умереть может только живое, значит смерть, относительно жизни, вторична, она – внутренний момент жизни.


г) биполярное отношение к смерти


Двойственность, биполярность природы человека обусловливает его амбивалентное отношение к смерти: человек и боится смерти (бояться может только смертная, тленная часть человека – его плоть), и вовсе не страшится её (страха нет у бессмертного человеческого духа).


д) умирает лишь смертное


А если оно смертно, то оно и должно умереть. Смерть выступает абсолютно неподкупным и беспристрастным «фильтром», пропускающим в будущее, а тем более в вечное, только жизнестойкое, жизнеспособное; оставляющим в прошлом иллюзорное, ложное, суетное, тленное. С этой точки зрения, смерть – это «покорная и верная слуга» Вечности, надёжная «пограничная застава» между мимолётным, сиюминутным и вневременным, нетленным. Она пропускает через свои «поры» только то, что достойно Вечности.



е) понять ценность жизни можно только побывав в «пограничной ситуации»


Только осознав возможность потери своей жизни, человек начинает ценить её по-настоящему («имеем – не храним, потерявши – плачем»), способен отделить главное от второстепенного, научиться ценить каждое мгновение жизни. Соприкосновение со смертью не только даёт человеку метафизический опыт, но и делает его серьёзнее, глубже, мудрее, научает не тратить попусту время, беречь своих близких. Люди, побывавшие в клинической смерти, становятся другими, у них меняется система ценностей, они перестают бояться смерти, но не начинают меньше любить жизнь (исследования Р. Моуди). Знание человека о конечности собственной жизни подвигает его к ответственности и заботе, вызывает чувства вины и раскаяния, всегда предшествующие возвышающему духу спасения.


В целом проблема не в бессмысленности смерти, а в бездарности жизни. А потому знаменитое «Мemento more!» (помни о смерти) означает почти ему тождественное – «Помни о жизни!»



Литература


Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии №5 2006

Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии № 3, 2002

Зубец В.Н. Два типа ценностных изменений //Философские науки №4 2000

Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.,1997

Куляскина И.Ю. Аксиология: место в системе знания // ВМГУ»Философия», 2002 № 3

Салин Ю. Фундаментальные ценности человека //Общественные науки и современность 1995 № 4

Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки №4 2004

Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. – М.: Изд-во: Захаров, 2011.

Толстой Л.И. «Смерть Ивана Ильича».


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Ответьте на вопросы


      1. Приведите примеры «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними?

      2. Чем отличаются религиозные ценности от светских?

      3. О чём спорили Христос и Пилат?

      4. Каковы наиболее типичные ценности (антиценности) современного человека, ваши собственные?

      5. Согласны ли вы, что свобода – это возможность быть самим собой, выбирать то, что представляется тебе существенно важным?

      6. Дайте своё определение свободы. Свободны ли вы?


Заполните таблицу

«Добро и зло»


Добро

Зло





Напишите, что (какие поступки, отношения, высказывания) именно Вы, по отношению лично к себе, воспринимаете как добро или зло.

Есть ли точки соприкосновения в понимании добра и зла Вами и Вашими сокурсниками?

Существует ли «абсолютное добро» и «абсолютное зло»?


Объясните цитаты и афоризмы


«Зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло – от свободы человеческой. Человек не хочет счастья, особенно, если оно принудительно, он хочет свободы, своеволия» (Ф.М. Достоевский)

«Зло побеждается не насилием, а моральным самоусовершенствованием» (Л.Н. Толстой)

«Чем больше свободы у других, тем моя свобода бесконечнее» (М. Бакунин)

«Кто занимается нелюбимым делом, тот живёт чужой жизнью» (?)

«Есть ценности, которые рождаются устаревшими» (Жиль Делез)

«Доброта беззащитна, и поэтому существует» (Сян-цзы)

«Когда добро бессильно, оно — зло» (О. Уайльд )

«Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям» (Л.Н. Толстой)

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (Мишель Монтень)

«Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло» (Хун Цзычен)

«Наградой за доброе дело служит свершение его» (Сенека)

«Добро по указу — не добро» (И. С Тургенев.)

«Люди — жестоки, но человек — добр» (Р. Тагор)