ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 4174
Скачиваний: 66
«Я не настолько ещё подлец, чтобы думать о морали» (В. Розанов)
«Сделал доброе дело, и беги от расплаты» (В. Бабковский)
«Я – человек, приговорённый к жизни» (Наполеон).
Видеофилософия
Посмотрите на You tube
Ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Вечных ценностей не существует», или «Сегодня наглость – первое счастье» (26.01.12), или «Свободное время человеку не нужно» (07.06.12), или «Благосостояние выше нравственности» и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
С О Ц И А Л Ь Н А Я Ф И Л О С О Ф И Я
1. Социальная философия —
раздел философии, призванный ответить на вопрос, что есть общество (как оно возникло, как устроено, как и куда развивается) и какое место занимает в нём человек.
Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).
Среди наиболее влиятельных философских концепций общества можно отметить марксизм и неомарксизм (Маркс, Энгельс, Г. Лукач), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер).
2. Общество (социум) —
всё то, что не есть природа, а является продуктом взаимодействия людей, основанном на разделении труда; обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.
К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений.
-
3. Признаки общества, характеризующие его как социальную систему
4. Части общества:
экономическая («производство вещей»), социальная (отношения между социальными группами), политическая (властные структуры), духовная (религиозные, научные, моральные представления).
В обществе функционируют материальные (экономические, бытовые) и духовные (общественная психология, то есть доминирующие мирочувствования, и идеология, то есть взгляды определённых социальных групп) процессы.
-
5. Закрытое и открытое общество
— понятия, введённые К. Поппером («Открытое общество и его враги») для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.
Закрытое общество — характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).
Открытое общество — характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
6. Концепции возникновения общества
1) географический детерминизм (Гиппократ, Ш. Монтескье, К.Бэр, Л. Мечников) – общество – продукт консолидации людей для противостояния природе;
2) теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо), добровольно заключаемого людьми для регулирования их естественного агрессивно-враждебно-эгоистического состояния;
3) экономический детерминизм – возникновение общества обусловлено экономическими причинами: кооперацией жизнедеятельности, появлением собственности, разделением труда, обменом продуктами деятельности.
7. Типы общественного развития:
-
циклическое (круговое) развитие (Дж. Вико, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) — выделение стадий становления, расцвета и упадка; специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний; чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени; их повторение на новой в чем-то основе (см. также Ф. Ницше: идея «вечного возвращения»).
Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ проходит четыре эпохи: божественную (“век варварства“, государства нет), героическую (“век героев”, возникает аристократическое государство), человеческую («век городов, законов и разума”, демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе.
Н. Данилевский ("Россия и Европа"): каждый народ проходит три этапа: этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.
По О. Шпенглеру ("Закат Европы") культура проходит стадии детства (“весна”), юношества (“лето”), зрелости (“осень”), старость (“зима”).
У А. Тойнби ("Постижение истории"): цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка, в основе которых лежит соответствующее состояние ее элиты, подлинного духовного и организационного стержня цивилизации: “генезис”, “рост”, “надлом”, “распад”.
2) Линейное развитие (линейный прогресс, теория эволюционного развития (эволюционизма) (О. Конт, Л. Морган) — от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному. В основе — аналогия с биологическим организмом, его ростом. Общество рассматривается как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п. Человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязано. Происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то.
О. Конт полагал, что движущей силой развития общества является сила человеческого духа (интеллекта, морали, воли). Общество проходит в своем развитии три стадии: 1) теологическая (вера в сверхъестественное в форме мифологии и религии, военное противоборство, рабство); 2) метафизическая (доминанта абстрактных понятий, созданных разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии); 3) позитивная (открываются законы природы, общества, человека, их использование в организации, наука становится главной производительной силой общества).
Л. Морган выделяет в истории три фазы (на основании изменения орудий труда): дикость (примитивные орудия (огонь, лук, стрелы и т.п.), варварство (одомашнивание животных, ирригация, производство железа и инструментов), цивилизация (письменность).
-
3) Спиралевидное развитие (Г. Гегель, К. Маркс)— с одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному, с другой — циклическим, конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты.
-
Исходя из закона отрицания отрицания, Г. Гегель выделяет четыре прогрессивных периода истории, в которых реализованы определенные принципы Абсолютного духа: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.
По К. Марксу, на первобытной стадии действуют общественная собственность и коллективизм, но низка эффективность производства. На стадии антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) происходит отрицание предыдущей ступени, что вызывает резкий рост эффективности общественного производства. На коммунистической стадии возвращаются вновь к общественной собственности на средства производства, коллективизму, но сохраняют высокую эффективность общественного производства, полученную на средней стадии общественного развития.
8. Концепции развития общества:
1) Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов) выделяет (на основании изменения форм собственности на основные средства производства) в развитии общества пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
2) Цивилизационный подход, выделяющий (на основании технико-технологических различий) три типа общества – традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
3) Теория традиционных (основанных на ручном труде) и индустриальных (основанных на машинном труде) обществ (Ф.Теннис, Р. Арон, У. Ростоу)обществ.
4) Теория стадий экономического роста (У. Ростоу), обусловленных ростом научного знания, порывами и устремлениями людей: «традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, с властью, сосредоточенной в руках землевладельцев, с примитивной техникой и наукой); «переходное общество» (переход к домонополистичекому капитализму); общество «стадии сдвига» (к монополистическому капитализму); общество «стадии зрелости» - индустриальное общество (бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства и др.); общество «эры высокого массового потребления» (основными становятся сфера услуг и производство товаров массового потребления).
5) Концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Э.Тоффлер), или надиндустриального (Р.Арон), информационного (Д.Леон), электронного (М. Морисима), цивилизации третьей волны (О. Тоффлер), общества постмодерна (Ж. Лиотар).
- главным общественным богатством становятся знания, приоритетным направлением развития – информатизация;
- сближение размера доходов различных групп населения, ликвидация социальной поляризации, рост удельного веса «среднего класса»;
- классовая дифференциация уступает место дифференциации профессиональной, основным социальным противоречием становится конфликт между некомпетентностью и профессионализмом;
- выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым.
-
Теории прогресса и регресса
-
Теория поступательного развития общества (исторического прогресса): Морган: дикость, варварство, цивилизация; история по Г. Гегелю, формационная теория К.Маркса
Французский
просветитель Жан Антуан Никола Кондорсе
(1743-1794 гг.) — один из основоположников
идеи исторического прогресса, источник
которого — безграничная возможность
развития человеческого разума. Он
выделил девять эпох в развитии общества:
первобытное состояние, земледелие,
разделение труда, Древняя Греция, Древний
Рим, Средневековье, появление наук,
книгопечатание. Девятая, по его мнению,
начинается с Декарта и завершается
образованием Французской республики.
Гегель,
обратив внимание на географический
фактор, в основу положив развитие
свободы, делит историю на 4 отрезка:
1)
Восточный мир — детский возраст
человечества, свободным чувствует себя
только деспот;
2)
Греческий мир — период юности, царство
прекрасной свободы, здесь процветает
истинная гармония, мир и согласие.
Индивидуальная воля придерживается
обычаев и законов, в политике преобладает
демократия;
3)
Римский мир — это возраст возмужалости
истории. Здесь нет ни произвола ни
деспота, ни субъекта. Индивид достигает
свободы в подчинении общей цели.
Господствует абстрактная свобода,
которая ставит государство выше индивида.
Но индивид чувствует себя личностью,
так как является юридическим лицом. В
политике преобладает аристократия;
4)
Германский мир — здесь германский дух
осуществляет абсолютную истину как
самоопределение свободы. Дух достигает
полного расцвета и зрелости. Венцом и
вершиной развития всемирной истории
является прусская монархия.
Ростоу («Некоммунистический
манифест»)
делит историю на пять стадий: 1)
«Традиционное общество» включает все,
вплоть до начала капитализма. Оно
характеризуется низким уровнем
производительности труда, господством
в экономике сельского хозяйства. В
основе власти лежит доскональное знание
порядков, правильность которых не
подлежит обсуждению. Верхи также не
свободны, как и низы, так как все должно
быть подчинено естественным условиям
жизни, циклам природы;
2)
Стадия «переходного общества» условно
совпадает с переходом к капитализму;
3) «Период сдвига» — характеризуется
промышленными революциями и началом
индустриализации;
4)
«Период зрелости» — завершение
индустриализации, возникновение
высокоразвитых в промышленном отношении
стран;
5)
«Эра высокого массового потребления»
— достигнута в США. На четвертом этапе
возникает современное общество, которое
отличается от традиционного тем, что
труд уже способен преодолеть естественные
ограничения производства (искусственные
материалы, искусственный климат и т.д.).
Человек уже контактирует не с дикой, а
преобразованной природой, общество
развивается на своей собственной основе,
наращивая производство.
-
Теории нисходящего развития общества (исторического регресса): Гесиод (Древняя Греция, 8-7 вв. до н.э.): золотой век, серебряный, медный, героический и железный (люди становятся более жестокими, агрессивными, злыми, менее счастливыми); О. Шпенглер: культура превращается в цивилизацию – это стадия упадка, агонии и старости культуры (её признаки: космополитизм вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо традиционных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия).
Если наличие научно-технического, экономического прогресса не вызывает особых сомнений, то говорить о нравственном прогрессе сложно (см.: Ж.-Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов»).
11. Моноисторизм и плюраисторизм
От Гесиода до Г.Гегеля и К. Маркса доминировало представление о единой линии истории всего человечества. Европоцентризм этого представления был очевиден уже К. Марксу, который для Востока предложил «шестую формацию» – «азиатский способ производства».
Начиная с Н. Данилевского и О. Шпенглера утверждается представление о множественности линий исторического процесса.
В книге "Россия и Европа" (1869 г.) Н. Данилевский отрицает существование "человечества" как целого, как "единой цивилизации", признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные "культурно-исторические типы", народы с их самобытными цивилизациями («цивилизация» понималась как приходящая на смену этнографическому и государственному состояниям), находящиеся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.
Концепция Данилевского предвосхитила идеи О. Шпенглера («Закат Европы» (1918-1922), сформулировавшего теорию культурно-исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров.
А. Тойнби («Постижение истории»), разработал концепцию мировой истории, как совокупности историй отдельных цивилизаций (эллинской, христианской, исламской, индийской, дальневосточной (буддийско-конфуцианской) и др.), выделял в развитии цивилизации закономерные стадии: зарождения, роста, расцвета, надлома, гибели.
12. Культура и цивилизация
Культура – совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие.
"Натуралистическая" модель (XYIII в.) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах).
"Классическая" модель культуры (XIX в.) понимала её как результат освобождения человека от природного и божественного миров. В этой модели человек - субъект культуры - выступает как разумное существо, как творец культуры.