ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 692
Скачиваний: 1
По своему генезису зло, относительно добра, – вторично; зло, отсюда – это добро, потерявшее степени своего совершенства. Получается, что борьба со злом заключается, по существу, не в борьбе (слишком часто удваивающей зло), а в созидании добра. Чем «больше» будет добра, тем будет «меньше» зла, тем оно будет себя неуютно и неуместно чувствовать. Зло, как дисгармония, не может не саморазрушаться, не разъедаться собственной эрозией, не «злиться» против самого себя.
8. Проблема смысла жизни
А. Камю:
для человека есть только один фундаментальный вопрос:
стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?
Смысл жизни – обретение человеком истинных жизненных ценностей и устремление к ним.
1) ответ на вопрос о смысле жизни заложен в самом человеке
Именно в самом человеке заложены те интенции, к осуществлению которых он и стремится всю свою жизнь. Для ответа на вопрос «в чём смысл моей жизни?», мне надо не только оглядеться по сторонам, но и заглянуть в самого себя. Я могу осуществить только то, что во мне заложено, к чему я способен, что доставляет мне и окружающим меня людям чувства удовлетворения и радости. Я способен познавать мир, значит мне необходимо узнать мир как можно лучше. Я способен действовать, преображать мир, значит мне что-то необходимо в мире изменить. Я сам способен развиваться, значит мне нужно и менять, совершенствовать самого себя.
К этому в той или иной степени способны все люди. Значит, мне нужно понять, что у меня лучше получается, что доставляет мне и окружающим большую радость и удовлетворение; мне важно понять, на что именно я годен. Для понимания этого во мне заложены «подсказки»: мои задатки, способности, увлечения, таланты, склонности к тому или иному делу, моё чувство радости от того, что я это делаю, что это у меня получается лучше всего. Путём для открытия смысла собственной жизни является таким образом самопознание. Но, чтобы познать себя, надо познать и мир, который меня окружает, надо понять не только то, что мне нужно от мира, но и то, что миру нужно от меня. Не учитывая это, я рискую быть не принятым и даже отторгнутым миром. Но это не всегда значит, что я – плох, плох может быть и мир.
2) нахождение смысла жизни (который не задаётся, а прозревается) позволяет прожить не чужую (неподлинную), а собственную жизнь.
Человек, обретший смысл и живущий в соответствии с ним, укоренён в бытии, бесконечно важном для себя. Именно тогда суета не властна над ним. Движение моей жизни, подчинённое смыслу, должно возвышать, раскрепощать, делать меня свободным, углублять моё единение с миром, который теперь есть мой мир, а я – его свободное творческое начало, независимо от того, нахожу ли я смысл жизни в идее, любимой работе, любимом человеке или в чём-то другом. Если это не так, если моя жизнь подавляет и унижает меня, то выбранный мною смысл жизни – ложь, а сама жизнь – трагедия.
Индивидуальный смысл жизни – более конкретен по содержанию, отсюда более ясен и понятен, а потому – и более отработан на уровне обыденного сознания. Человек, как нередко говорят, должен «посадить дерево, построить дом, воспитать сына»; получить образование, найти хорошую работу, создать семью; стать богатым и знаменитым; успеть сделать как можно больше добрых дел; любить и быть любимым; найти себя и реализовать. Понятно, что в этих ответах, нередко, путаются условия для осуществления смысла жизни с самим его осуществлением, отчётливо не отличаются путь жизни человека и цель этого пути; цель жизни и смысл жизни. В течение жизни человек ставит перед собой множество целей на ближнюю и дальнюю перспективы, эти цели могут меняться, отменяться, забываться, оставаться в прошлом. А вот смысл жизни человека, предстающий его предназначением, миссией, судьбой – будучи выражением глубинного, сущностного уровня его личности – постоянен, единственен, неотделим от него. Так как личность человека неповторима, то уникально и занимаемое им в мире место, значит смысл жизни каждой личности – неповторим и присущ только ей.
3) смысл жизни человека с точки зрения религии
С точки зрения религиозного взгляда на мир, смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях. Жизнь человека становится осмысленной лишь при действенном соучастии в Богочеловеческой жизни, то есть лишь в процессе богосотворчества. Бог творит жизнь, а не смерть, добро, а не зло, красоту, а не уродство, мир, а не войну. Чтобы быть сотворцом Бога, человек должен быть помощником Ему в этом. Первый этап мировой истории, по В. Соловьёву, это этап Богоотца (описанный в Ветхом Завете). Второй этап – этап Богосына (описанный в Новом Завете). Третий этап – этап богочеловечества (движение от человека к Богу, духовно преображающее человека).
Главным способом преображения человека и является богосотворчество. Всё просто: смотри на то, что делает Бог, и помогай ему делать то же самое. Ведь Бог творит не войну, а мир – помогай Ему творить Мир. Бог творит не зло, а Добро. Не ложь, а Истину. Не уродство, а Красоту. Помогай Ему творить истину, добро и красоту. Помогая Богу творить мир, человек становится сотворцом, помощником Бога (а ради этого, человек Богом и создан). Тем самым он приближается к Нему, обоживается. Отсюда – смысл жизни человека (в христианской традиции) заключается в «стяжании Духа Святого», одухотворении, обоживании своей души. Самым важным является не переделка мира, а взращивание в себе добра.
Обычная суетная жизнь бессмысленна, как выдранные из книги клочки страниц бессвязны.
4) смысл жизни – построение светлого будущего?
В рамках этого подхода, прошлое и настоящее – не самоценны, а предстают лишь средством, основанием для осуществления будущего, которое тем самым обоготворяется. Но так как будущее, как линия горизонта, постоянно ускользает, удаляется от человека, то целые поколения людей (призванные «унаваживать почву» для будущего) приносятся в жертву, уходят, так и не приблизившись к нему, уходят с мыслью, что впустую прожили жизнь. Как знаком для российской истории этот «вздох угнетённой твари»: мы потерпим, лишь бы дети жили лучше нас. Но, если дети не живут лучше, то для чего мы терпели? Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждую эпоху, каждого человека в орудие для окончательной цели – совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором «никто из нас не будет иметь удела» (Н. Бердяев).
-
Смысл привносит в жизнь человек (то есть, я сам)
Смысл жизни созидается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, или потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только мы сами, сознательно или спонтанно, намеренно или невольно, самими способами нашего бытия придаём ей смысл и тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность. Только мы и никто другой.
6 ) смысл жизни человечества
Вопрос о смысле жизни существует как на индивидуальном, так и на общечеловеческом уровне, и ответ на него – не менее сложен. Если верно предположение, что Вселенная – это органическая (вполне вероятно, живая) система, то отсюда следует, что, как и любая подобная система, она стремится к своему самосохранению. Только разумная жизнь способна открыть для этого пути и достигнуть их. Только разумная жизнь (также стремящаяся к самосохранению, как и всё живое) осознаёт что, чтобы сохранить часть (то есть себя), надо сохранить Целое (то есть, Вселенную), в рамках которого она только и способна существовать. Вселенная «ловит» разумную жизнь на её естественном и сильном стремлении сохранить себя, приложив для этого все возможные волевые интенции. Вселенная рождает и сохраняет разумную жизнь, и последней ничего не остаётся как в ответ (не только из благородных побуждений и сыновнего чувства долга) рождать и сохранять Вселенную.
В своей известной статье «Космология духа» российский философ Э.В.Ильенков предполагает, что, возможно, человечеству придётся даже принести себя в жертву для сохранения Целого. В настоящее время, с точки зрения астрофизики, Вселенная расширяется. Если её расширение через какое-то время не сменится сжатием, то всё вещество нашей галактики «разлетится» в бесконечных космических просторах. Само сжатие естественным путём может не начаться и, вероятно, именно для этой миссии и понадобилась разумная жизнь, способная волевым (искусственным) путём повернуть расширение вспять.
С точки зрения Н. Фёдорова, единственным «общим делом», способным объединить всё человечество, является преодоление смерти. В достижении этого заинтересованы все: и бедные, и богатые, и старые, и молодые, и президенты, и простые служащие. Дети должны вернуть долг родителям, «родив» их заново, даровав им жизнь. Необходимо воскресить всех когда-либо живших на Земле людей, вплоть до Адама и Евы.
-
бессмысленность жизни
Для современного человека характерна потеря смысла жизни. Жизнь, лишённая смысла, есть неподлинная жизнь, «суета сует», беличье колесо.
Будучи поглощённым непосредственным, человек движется по заданной ему внешней необходимостью траектории. Ориентация на сугубо материальные ценности, создание всепроникающей технологической культуры вовсе не обусловливает обретение смысла жизни. Непрерывный рост материального потребления вовсе не делает внутреннюю жизнь человека более содержательной, «богатой». Л. Н. Толстой писал, что только «животная личность» стремится к тому, чтобы все люди жили и действовали только для того, чтобы ей одной было хорошо.
Личность с ориентацией на «бытие» (по Э. Фромму) стремится к реализации уникального смысла своей жизни; стремится любить, творить, отдавать, жертвовать собой, служить людям, созидать. Реализуя смысл своей жизни, такая личность реализует себя. Личность, ориентированная на «обладание», напротив, видит смысл жизни в том, чтобы как можно больше брать и иметь.
7) и всё же, для чего человеку жить?
Русский философ Иван Ильин ответил так: «Жить надо ради того, ради чего ты готов умереть». Я готов умереть ради своих близких, ради своей родины, ради Веры, ради Любви. Значит, ради них мне и надо жить.
Не договариваясь друг с другом, Н. Бердяев и Э. Фромм, дают один ответ на вопрос для чего нужно жить? Жить нужно для любви и творчества.
Если у человека есть любовь и творчество, ему есть для чего жить. А, как говорил Ф. Ницше, только тот, у кого есть Зачем жить, может вынести любое Как.
-
Проблема смысла любви
а) любовь – сущностная характеристика жизни, её пиковое состояние
По существу, любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я есть – невозможно. Не случайно Наташа Ростова стремилась непрерывно пребывать в состоянии любви, и если не находилось рядом того единственного человека, она его выдумывала, страдая потом из-за этого, но не выпадая из любви. «Я люблю и значит я дышу, я дышу и значит я живу», – пел В. Высоцкий. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: скажи, кого (что) ты любишь, и я скажу, кто ты.
б) любовь – самое сокровенное переживание человека, в котором выражается его истинное Я
В любовном чувстве выражается именно моё переживание, именно мой выбор. Поэтому признание в любви начинается не с «Мы» (Мы с мамой тебя любим), а с «Я» (Я тебя люблю). Поэтому опыт каждой любви уникален (а значит, бесценен) и непримеряем на других людей (несмотря на все старания графа Калиостро «формулу любви» открыть не удалось). Необходимым условием для раскрытия собственного Я является свобода (внутренняя, прежде всего). Любовь всегда – мой свободный выбор, выбор моего сердца, а не решение моего ума. Поэтому можно купить тело, но «любовь нельзя купить» (как пели «Beetles»), можно заставить жениться, но нельзя заставить полюбить.
в) любовь – гостья из иного мира
Любовь конституирует человеческое в человеке, играя тем самым эволюционную роль. Она не совсем вписывается в материальный земной мир, проще говоря, она этому миру не очень-то нужна (даже вредна, отвлекая экономиста, менеджера, политика, бизнесмена от их важных, безотлагательных, требующих полного сосредоточения всех сил, дел). Любовь не могла родиться в биологическом мире, она ему – чужда, неорганична; любовь могла быть только привнесена в наш дольний мир извне, точнее, – свыше, из мира горнего.
Любовь свидетельствует реальность высшего совершенного духовного мира, зовёт, ведёт к нему, размыкая «железный» круг земного бытия. Любовь пребывает с человеком вечно, значит она из вечного мира. Человеческая история прервалась бы, если б из неё исчезла любовь. Любовь – это островок вечности в океане времени. Вечное пребывание любви в нашем мире есть свидетельство вечного пребывания в нём Бога.
г) любовь – соединяет
Согласно древнегреческому мифу, Эрос появился из первобытного Хаоса как главная сила, связывающая воедино всю Вселенную. Любовь – сила, объединяющая разнородные, зачастую противоположные, элементы Космоса. Любовь соединяет человека с Богом, природой, родиной, другим человеком, с самим собой (в противоположность, по В.С. Соловьёву, эгоизму, который разделяет, изолирует…). Любовь – один из самых действенных способов преодолеть, так остро переживаемую человеком, частичность (а значит, не-с-частность). Описывая эту проблему, Платон использует миф об андрогенах – первых людях, у которых мужское и женское начала ещё не были отделены друг от друга. Обеспокоенные их силой, боги разделили людей на две половинки, которые с тех пор ищут друг друга, и лишь находя, становятся с-частливыми (то есть, целостными). Любовь – жажда целостности и стремление к ней.
В древнеиндийском трактате «Ветка персика» любовь определяется через три влечения: влечение ума рождает уважение, влечение души рождает дружбу, влечение тела рождает желание. В соединении трёх влечений рождается любовь. Любовь здесь определяется как целостное чувство, охватывающее всё человеческое существо.
д) драматизм любовных переживаний
Любовь – принятие другого человека в целом, со всеми его достоинствами и недостатками. Достоинства радуют, слабости огорчают. В любви (в отличие от дружбы) можно сразу любить и ненавидеть одного и того же человека. Потерять можно лишь то, что обрёл. Обретение любви рождает тревогу за любимого, страх потери.
е) рождение любви – рождение человеческого в человеке
Духовная любовь принципиально отличает человека от животного Собственно человеческую историю следует начинать не столько с обработанного камня, сколько с первых свидетельств любви: с «Эпоса о Гильгамеше» (Шумеры, III тыс. до н.э.), с истории любви Нефертити и Эхнатона (Египет, XYI-XY вв. до н.э.), или с палеолитического рисунка «Девушки, собирающей мёд» (из испанской пещеры Арана, 30-20 тыс. лет наз.)
ж) христианское представление о любви
Христос приносит в мир две неотделимые друг от друга заповеди любви: возлюби Бога больше, чем себя; возлюби ближнего, как самого себя. Как данность здесь полагается и любовь к себе. Но как любить себя и при этом не быть эгоистом? По-христиански это значит любить не своё «эго», а образ Бога в себе, то есть в конечном счёте это любовь не к себе, а к Богу в себе (или «сквозь» себя), иными словами, это любовь не ко всему себе, а лишь к самому достойному и прекрасному. Одно из самых высоких определений любви даётся в I Послании апостола Павла к коринфянам:
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт… Если я обладаю всем, чем угодно, а любви не имею, то я – ничто».