Файл: философия. 3 коллоквиум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 693

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По К. Марксу, на первобытной стадии действуют общественная собственность и коллективизм, но низка эффективность производства. На стадии антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) происходит отрицание предыдущей ступени, что вызывает резкий рост эффективности общественного производства. На коммунистической стадии возвращаются вновь к общественной собственности на средства производства, коллективизму, но сохраняют высокую эффективность общественного производства, полученную на средней стадии общественного развития.


8. Концепции развития общества:

1) Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов) выделяет (на основании изменения форм собственности на основные средства производства) в развитии общества пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

2) Цивилизационный подход, выделяющий (на основании технико-технологических различий) три типа общества – традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

3) Теория традиционных (основанных на ручном труде) и индустриальных (основанных на машинном труде) обществ (Ф.Теннис, Р. Арон, У. Ростоу)обществ.

4) Теория стадий экономического роста (У. Ростоу), обусловленных ростом научного знания, порывами и устремлениями людей: «традиционное общество» (аграрное, иерархизированное, с властью, сосредоточенной в руках землевладельцев, с примитивной техникой и наукой); «переходное общество» (переход к домонополистичекому капитализму); общество «стадии сдвига» (к монополистическому капитализму); общество «стадии зрелости» - индустриальное общество (бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства и др.); общество «эры высокого массового потребления» (основными становятся сфера услуг и производство товаров массового потребления).

5) Концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Э.Тоффлер), или надиндустриального (Р.Арон), информационного (Д.Леон), электронного (М. Морисима), цивилизации третьей волны (О. Тоффлер), общества постмодерна (Ж. Лиотар).

- главным общественным богатством становятся знания, приоритетным направлением развития – информатизация;

- сближение размера доходов различных групп населения, ликвидация социальной поляризации, рост удельного веса «среднего класса»;

- классовая дифференциация уступает место дифференциации профессиональной, основным социальным противоречием становится конфликт между некомпетентностью и профессионализмом;

- выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым.



  1. Теории прогресса и регресса

  1. Теория поступательного развития общества (исторического прогресса): Морган: дикость, варварство, цивилизация; история по Г. Гегелю, формационная теория К.Маркса


Французский просветитель Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794 гг.) — один из основоположников идеи исторического прогресса, источник которого — безграничная возможность развития человеческого разума. Он выделил девять эпох в развитии общества: первобытное состояние, земледелие, разделение труда, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, появление наук, книгопечатание. Девятая, по его мнению, начинается с Декарта и завершается образованием Французской республики.
Гегель, обратив внимание на географический фактор, в основу положив развитие свободы, делит историю на 4 отрезка:
1) Восточный мир — детский возраст человечества, свободным чувствует себя только деспот;
2) Греческий мир — период юности, царство прекрасной свободы, здесь процветает истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля придерживается обычаев и законов, в политике преобладает демократия;
3) Римский мир — это возраст возмужалости истории. Здесь нет ни произвола ни деспота, ни субъекта. Индивид достигает свободы в подчинении общей цели. Господствует абстрактная свобода, которая ставит государство выше индивида. Но индивид чувствует себя личностью, так как является юридическим лицом. В политике преобладает аристократия;
4) Германский мир — здесь германский дух осуществляет абсолютную истину как самоопределение свободы. Дух достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории является прусская монархия.

Ростоу («Некоммунистический манифест») делит историю на пять стадий:

1) «Традиционное общество» включает все,  вплоть до начала капитализма. Оно характеризуется низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства. В основе власти лежит доскональное знание порядков, правильность которых не подлежит обсуждению. Верхи также не свободны, как и низы, так как все должно быть подчинено естественным условиям жизни, циклам природы;
2) Стадия «переходного общества» условно совпадает с переходом к капитализму;

3) «Период сдвига» — характеризуется промышленными революциями и началом индустриализации;
4) «Период зрелости» — завершение индустриализации, возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран;
5) «Эра высокого массового потребления» — достигнута в США. На четвертом этапе возникает современное общество, которое отличается от традиционного тем, что труд уже способен преодолеть естественные ограничения производства (искусственные материалы, искусственный климат и т.д.). Человек уже контактирует не с дикой, а преобразованной природой, общество развивается на своей собственной основе, наращивая производство.


    1. Теории нисходящего развития общества (исторического регресса): Гесиод (Древняя Греция, 8-7 вв. до н.э.): золотой век, серебряный, медный, героический и железный (люди становятся более жестокими, агрессивными, злыми, менее счастливыми); О. Шпенглер: культура превращается в цивилизацию – это стадия упадка, агонии и старости культуры (её признаки: космополитизм вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо традиционных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия).


Если наличие научно-технического, экономического прогресса не вызывает особых сомнений, то говорить о нравственном прогрессе сложно (см.: Ж.-Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов»).


11. Моноисторизм и плюраисторизм

От Гесиода до Г.Гегеля и К. Маркса доминировало представление о единой линии истории всего человечества. Европоцентризм этого представления был очевиден уже К. Марксу, который для Востока предложил «шестую формацию» – «азиатский способ производства».

Начиная с Н. Данилевского и О. Шпенглера утверждается представление о множественности линий исторического процесса.

В книге "Россия и Европа" (1869 г.) Н. Данилевский отрицает существование "человечества" как целого, как "единой цивилизации", признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные "культурно-исторические типы", народы с их самобытными цивилизациями («цивилизация» понималась как приходящая на смену этнографическому и государственному состояниям), находящиеся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.

Концепция Данилевского предвосхитила идеи О. Шпенглера («Закат Европы» (1918-1922), сформулировавшего теорию культурно-исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров.

А. Тойнби («Постижение истории»), разработал концепцию мировой истории, как совокупности историй отдельных цивилизаций (эллинской, христианской, исламской, индийской, дальневосточной (буддийско-конфуцианской) и др.), выделял в развитии цивилизации закономерные стадии: зарождения, роста, расцвета, надлома, гибели.

12. Культура и цивилизация

Культурасовокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие.

"Натуралистическая" модель (XYIII в.) сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах).

"Классическая" модель культуры (XIX в.) понимала её как результат освобождения человека от природного и божественного миров. В этой модели человек - субъект культуры - выступает как разумное существо, как творец культуры.

«Неклассическая» (модернистская) модель (ХХ в.) утверждает, что мир противится воздействию на него человека, порядок вещей "мстит" нашим попыткам его творчески преобразовать, не умещаясь ни в какие теоретические схемы. Для этой модели характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека.

"Цивилизацией", исходя из теории прогресса, просветители (XYIII в.) называли идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессистских иллюзий, богатый этно-исторический материал, полученный в "эпоху путешествий" и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла "этнографическая концепция цивилизаций", в основу которой положено представление о том, что у каждого народа - своя цивилизация.


Выделив в развитии культурно-исторических миров три стадии: юность (ранняя культура), расцвет (высокая культура) и упадок (поздняя окостеневшая культура), Шпенглер считал, что последняя переходит в цивилизацию. Поэтому цивилизации везде обладают одними и теми же признаками: они есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма. Шпенглер считал, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, для которого характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы. Культура, как творческое, активное, духовное, органическое начало, противопоставляется цивилизации как началу утилитарному, технологическому, механически-материальному.

В настоящее время, исходя из технократического подхода, чаще всего выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации.

«Аграрная цивилизация» это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам.

«Индустриальная цивилизация» общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, преобладанием городского населения.

«Постиндустриальная цивилизация» общество "высокого массового потребления" в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления.

    1. Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации. Современное общество организовано исключительно на капитале, что дает ему право называться капиталистическим.

Различают Восточную и Западную цивилизации.

Западная цивилизация развивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и социальных связей людей, ибо в ее культуре доминирует научная рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.

Для Восточной цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а также их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и в семье. Формирование человека как послушного и добродетельного наложило отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму культуру и способы ее освоения.


12. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации; втягивание мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем


Антиглобали́зм — политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций.


Глобальные проблемы (возникновение — вт. пол. 20 века)

— совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

    1. Список глобальных проблем:



Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

    1. Попытки решения

Во-первых, научно-технический прогресс значительно ускорил социально-экономические процессы во всем мире. Именно в ХХ веке научных и технических открытий было сделано больше, чем за всю предшествующую человеческую историю (радио, телевидение, компьютеры, освоение космоса, использование атомной и ядерной энергии и т.д.).