ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 694
Скачиваний: 1
Один из известнейших афоризмов Августина Блаженного (IY-Yвв ): «Люби, и делай что хочешь». Любовь, в своих высших (неискаженных) состояниях, есть гармония. Ведь это одновременно любовь и к ближнему, и к Богу. Если человек несёт в душе гармонию, то он не способен на зло (ведь зло – это дисгармония). Поэтому человек, движимый истинной любовью, может нерефлексировать свои действия, доверяясь чувству, следуя за ним, плохого он совершить не сможет. Любовь, в данном рассуждении, предстаёт критерием истины.
з) любовь как познание
Любовь делает зрение души более острым, позволяя увидеть то, что нелюбящими глазами увидеть невозможно, например: внутреннюю красоту, красоту души. Художник может нарисовать прекрасный пейзаж только тогда, когда он полюбит его. Любовь – ключ к метафизической красоте мира. Не случайно удивление окружающих: что он в ней нашёл, что она в нём нашла? Если смотреть обыденным взглядом, то мы увидим обычного человека. Но «главного глазами не увидишь, – как писал Сент-Экзюпери, – главное можно увидеть только сердцем». Любовь открывает зрение души, духовидение. Поэтому «любящий всегда гениален, так как открывает в предмете любви то, что скрыто от всякого нелюбящего» (А. Ф. Лосев).
и) смысл любви
– «в спасении и сохранении индивидуальности через жертву эгоизма» (В.С. Соловьёв).
– в соединении мужского и женского (образующего нового, истинного, всестороннего человека), окончательном преодолении распада и раздора, восстановлении образа и подобия Божьего в человеке (Н.А. Бердяев).
к) любовь - самоценна
Она – слишком высокое, совершенное чувство, чтобы быть средством для достижения иной цели (материальных благ, карьеры, продолжения рода, рождения высшей особи), любовь самодостаточна, является целью для самой себя.
л) любовь приближает человека к Богу
В ней всегда есть идеализация «другого», выступающая мощным стимулом для самосовершенствования. Любовь, в своих высших проявлениях, есть путь от человека к Богу (в христианстве Бог есть Любовь), есть звено, связующее человека и Бога, формирующее в человеке богочеловека.
-
Проблема смысла смерти
а) зачем человеку открыто знание о смерти
Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем» (М. Мамардашвили). Плач по умершему есть плач по себе самому, потерявшему в себе Другого. Знание о своей смерти и рождает «проклятые вопросы»: если жизнь конечна, то зачем жить, зачем к чему-то стремиться, ради чего что-то делать? Жизнь человека изначально не имеет смысла, она – полностью абсурдна? А, может быть, ответ на вопрос о смысле жизни находится за гранью жизни… у Бога? Из всех этих вопросов и рождаются метафизические размышления человека, рождается мифологический и религиозный взгляд на мир (утверждающий, что человек не умирает полностью, в нём есть бессмертное начало), рождается философия (определяемая с античности как «искусство умирать»), рождается ощущение безнаказанности, безответственности и вседозволенности, так как смерть (если она – абсолютный конец) всё спишет, а потому – «после нас хоть потоп».
б) «живые» и «мёртвые» среди живых
К первым (по Г. Гурджиеву) относятся те, кто живёт осмысленно, сам определяет линию своей жизни, кто способен к саморазвитию и самореализации, кто адекватен себе, кто проживает свою жизнь, раскрывая собственную сущность, представая субъектом, испытывая удовлетворённость и счастье. К последним относятся те люди, жизнь которых направляется внешними обстоятельствами и другими людьми, они – объекты манипулирования, их личность не востребована и не развёрнута, их истинное Я в действительности не существует, существование у них «опережает» сущность (А. Камю); эти люди есть только как физические величины (как «говорящее орудие», «пушечное мясо», функция, ремесленник-исполнитель, гедонист-мажор), но их нет как душевных индивидуальностей. Не об этом ли «Мёртвые души» Н. В. Гоголя и «Живой труп» Л. Н. Толстого?
в) взаимопроникновение жизни и смерти
Мы живы только потому, что непрерывно умираем, как в прямом (в нашем организме каждый день умирают и рождаются миллионы клеток), так и в переносном смысле (умирают не прошедшие испытания временем чувства, мечты, иллюзии, несостоятельные мысли). Смерть – не только антипод жизни, но и её помощник, необходимое условие её существования. Живые организмы (наши тела, в том числе) состоят из «мёртвых» микроэлементов, живое «построено» из мёртвого. Смерть – «работает» на жизнь, является частью жизни, значит смерть (в определённой степени) – живая. Умереть может только живое, значит смерть, относительно жизни, вторична, она – внутренний момент жизни.
г) биполярное отношение к смерти
Двойственность, биполярность природы человека обусловливает его амбивалентное отношение к смерти: человек и боится смерти (бояться может только смертная, тленная часть человека – его плоть), и вовсе не страшится её (страха нет у бессмертного человеческого духа).
д) умирает лишь смертное
А если оно смертно, то оно и должно умереть. Смерть выступает абсолютно неподкупным и беспристрастным «фильтром», пропускающим в будущее, а тем более в вечное, только жизнестойкое, жизнеспособное; оставляющим в прошлом иллюзорное, ложное, суетное, тленное. С этой точки зрения, смерть – это «покорная и верная слуга» Вечности, надёжная «пограничная застава» между мимолётным, сиюминутным и вневременным, нетленным. Она пропускает через свои «поры» только то, что достойно Вечности.
е) понять ценность жизни можно только побывав в «пограничной ситуации»
Только осознав возможность потери своей жизни, человек начинает ценить её по-настоящему («имеем – не храним, потерявши – плачем»), способен отделить главное от второстепенного, научиться ценить каждое мгновение жизни. Соприкосновение со смертью не только даёт человеку метафизический опыт, но и делает его серьёзнее, глубже, мудрее, научает не тратить попусту время, беречь своих близких. Люди, побывавшие в клинической смерти, становятся другими, у них меняется система ценностей, они перестают бояться смерти, но не начинают меньше любить жизнь (исследования Р. Моуди). Знание человека о конечности собственной жизни подвигает его к ответственности и заботе, вызывает чувства вины и раскаяния, всегда предшествующие возвышающему духу спасения.
В целом проблема не в бессмысленности смерти, а в бездарности жизни. А потому знаменитое «Мemento more!» (помни о смерти) означает почти ему тождественное – «Помни о жизни!»
Цитаты и афоризмы
«Зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло – от свободы человеческой. Человек не хочет счастья, особенно, если оно принудительно, он хочет свободы, своеволия» (Ф.М. Достоевский)
«Зло побеждается не насилием, а моральным самоусовершенствованием» (Л.Н. Толстой)
«Чем больше свободы у других, тем моя свобода бесконечнее» (М. Бакунин)
«Кто занимается нелюбимым делом, тот живёт чужой жизнью» (?)
«Есть ценности, которые рождаются устаревшими» (Жиль Делез)
«Доброта беззащитна, и поэтому существует» (Сян-цзы)
«Когда добро бессильно, оно — зло» (О. Уайльд )
«Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям» (Л.Н. Толстой)
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (Мишель Монтень)
«Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло» (Хун Цзычен)
«Наградой за доброе дело служит свершение его» (Сенека)
«Добро по указу — не добро» (И. С Тургенев.)
«Люди — жестоки, но человек — добр» (Р. Тагор)
«Я не настолько ещё подлец, чтобы думать о морали» (В. Розанов)
«Сделал доброе дело, и беги от расплаты» (В. Бабковский)
«Я – человек, приговорённый к жизни» (Наполеон).
С О Ц И А Л Ь Н А Я Ф И Л О С О Ф И Я
1. Социальная философия —
раздел философии, призванный ответить на вопрос, что есть общество (как оно возникло, как устроено, как и куда развивается) и какое место занимает в нём человек.
Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).
Среди наиболее влиятельных философских концепций общества можно отметить марксизм и неомарксизм (Маркс, Энгельс, Г. Лукач), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер).
2. Общество (социум) —
всё то, что не есть природа, а является продуктом взаимодействия людей, основанном на разделении труда; обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.
К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений.
-
3. Признаки общества, характеризующие его как социальную систему
4. Части общества:
экономическая («производство вещей»), социальная (отношения между социальными группами), политическая (властные структуры), духовная (религиозные, научные, моральные представления).
В обществе функционируют материальные (экономические, бытовые) и духовные (общественная психология, то есть доминирующие мирочувствования, и идеология, то есть взгляды определённых социальных групп) процессы.
-
5. Закрытое и открытое общество
— понятия, введённые К. Поппером («Открытое общество и его враги») для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.
Закрытое общество — характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).
Открытое общество — характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
6. Концепции возникновения общества
1) географический детерминизм (Гиппократ, Ш. Монтескье, К.Бэр, Л. Мечников) – общество – продукт консолидации людей для противостояния природе;
2) теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо), добровольно заключаемого людьми для регулирования их естественного агрессивно-враждебно-эгоистического состояния;
3) экономический детерминизм – возникновение общества обусловлено экономическими причинами: кооперацией жизнедеятельности, появлением собственности, разделением труда, обменом продуктами деятельности.
7. Типы общественного развития:
-
циклическое (круговое) развитие (Дж. Вико, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) — выделение стадий становления, расцвета и упадка; специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний; чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени; их повторение на новой в чем-то основе (см. также Ф. Ницше: идея «вечного возвращения»).
Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ проходит четыре эпохи: божественную (“век варварства“, государства нет), героическую (“век героев”, возникает аристократическое государство), человеческую («век городов, законов и разума”, демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе.
Н. Данилевский ("Россия и Европа"): каждый народ проходит три этапа: этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.
По О. Шпенглеру ("Закат Европы") культура проходит стадии детства (“весна”), юношества (“лето”), зрелости (“осень”), старость (“зима”).
У А. Тойнби ("Постижение истории"): цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка, в основе которых лежит соответствующее состояние ее элиты, подлинного духовного и организационного стержня цивилизации: “генезис”, “рост”, “надлом”, “распад”.
2) Линейное развитие (линейный прогресс, теория эволюционного развития (эволюционизма) (О. Конт, Л. Морган) — от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному. В основе — аналогия с биологическим организмом, его ростом. Общество рассматривается как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п. Человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязано. Происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то.
О. Конт полагал, что движущей силой развития общества является сила человеческого духа (интеллекта, морали, воли). Общество проходит в своем развитии три стадии: 1) теологическая (вера в сверхъестественное в форме мифологии и религии, военное противоборство, рабство); 2) метафизическая (доминанта абстрактных понятий, созданных разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии); 3) позитивная (открываются законы природы, общества, человека, их использование в организации, наука становится главной производительной силой общества).
Л. Морган выделяет в истории три фазы (на основании изменения орудий труда): дикость (примитивные орудия (огонь, лук, стрелы и т.п.), варварство (одомашнивание животных, ирригация, производство железа и инструментов), цивилизация (письменность).
-
3) Спиралевидное развитие (Г. Гегель, К. Маркс)— с одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному, с другой — циклическим, конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты.
-
Исходя из закона отрицания отрицания, Г. Гегель выделяет четыре прогрессивных периода истории, в которых реализованы определенные принципы Абсолютного духа: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.