Файл: философия. 3 коллоквиум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 694

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Один из известнейших афоризмов Августина Блаженного (IY-Yвв ): «Люби, и делай что хочешь». Любовь, в своих высших (неискаженных) состояниях, есть гармония. Ведь это одновременно любовь и к ближнему, и к Богу. Если человек несёт в душе гармонию, то он не способен на зло (ведь зло – это дисгармония). Поэтому человек, движимый истинной любовью, может нерефлексировать свои действия, доверяясь чувству, следуя за ним, плохого он совершить не сможет. Любовь, в данном рассуждении, предстаёт критерием истины.


з) любовь как познание

Любовь делает зрение души более острым, позволяя увидеть то, что нелюбящими глазами увидеть невозможно, например: внутреннюю красоту, красоту души. Художник может нарисовать прекрасный пейзаж только тогда, когда он полюбит его. Любовь – ключ к метафизической красоте мира. Не случайно удивление окружающих: что он в ней нашёл, что она в нём нашла? Если смотреть обыденным взглядом, то мы увидим обычного человека. Но «главного глазами не увидишь, – как писал Сент-Экзюпери, – главное можно увидеть только сердцем». Любовь открывает зрение души, духовидение. Поэтому «любящий всегда гениален, так как открывает в предмете любви то, что скрыто от всякого нелюбящего» (А. Ф. Лосев).


и) смысл любви

– «в спасении и сохранении индивидуальности через жертву эгоизма» (В.С. Соловьёв).

в соединении мужского и женского (образующего нового, истинного, всестороннего человека), окончательном преодолении распада и раздора, восстановлении образа и подобия Божьего в человеке (Н.А. Бердяев).

к) любовь - самоценна

Она – слишком высокое, совершенное чувство, чтобы быть средством для достижения иной цели (материальных благ, карьеры, продолжения рода, рождения высшей особи), любовь самодостаточна, является целью для самой себя.


л) любовь приближает человека к Богу

В ней всегда есть идеализация «другого», выступающая мощным стимулом для самосовершенствования. Любовь, в своих высших проявлениях, есть путь от человека к Богу (в христианстве Бог есть Любовь), есть звено, связующее человека и Бога, формирующее в человеке богочеловека.


  1. Проблема смысла смерти

а) зачем человеку открыто знание о смерти

Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем» (М. Мамардашвили). Плач по умершему есть плач по себе самому, потерявшему в себе Другого. Знание о своей смерти и рождает «проклятые вопросы»: если жизнь конечна, то зачем жить, зачем к чему-то стремиться, ради чего что-то делать? Жизнь человека изначально не имеет смысла, она – полностью абсурдна? А, может быть, ответ на вопрос о смысле жизни находится за гранью жизни… у Бога? Из всех этих вопросов и рождаются метафизические размышления человека, рождается мифологический и религиозный взгляд на мир (утверждающий, что человек не умирает полностью, в нём есть бессмертное начало), рождается философия (определяемая с античности как «искусство умирать»), рождается ощущение безнаказанности, безответственности и вседозволенности, так как смерть (если она – абсолютный конец) всё спишет, а потому – «после нас хоть потоп».



б) «живые» и «мёртвые» среди живых

К первым (по Г. Гурджиеву) относятся те, кто живёт осмысленно, сам определяет линию своей жизни, кто способен к саморазвитию и самореализации, кто адекватен себе, кто проживает свою жизнь, раскрывая собственную сущность, представая субъектом, испытывая удовлетворённость и счастье. К последним относятся те люди, жизнь которых направляется внешними обстоятельствами и другими людьми, они – объекты манипулирования, их личность не востребована и не развёрнута, их истинное Я в действительности не существует, существование у них «опережает» сущность (А. Камю); эти люди есть только как физические величины (как «говорящее орудие», «пушечное мясо», функция, ремесленник-исполнитель, гедонист-мажор), но их нет как душевных индивидуальностей. Не об этом ли «Мёртвые души» Н. В. Гоголя и «Живой труп» Л. Н. Толстого?


в) взаимопроникновение жизни и смерти

Мы живы только потому, что непрерывно умираем, как в прямом (в нашем организме каждый день умирают и рождаются миллионы клеток), так и в переносном смысле (умирают не прошедшие испытания временем чувства, мечты, иллюзии, несостоятельные мысли). Смерть – не только антипод жизни, но и её помощник, необходимое условие её существования. Живые организмы (наши тела, в том числе) состоят из «мёртвых» микроэлементов, живое «построено» из мёртвого. Смерть – «работает» на жизнь, является частью жизни, значит смерть (в определённой степени) – живая. Умереть может только живое, значит смерть, относительно жизни, вторична, она – внутренний момент жизни.




г) биполярное отношение к смерти

Двойственность, биполярность природы человека обусловливает его амбивалентное отношение к смерти: человек и боится смерти (бояться может только смертная, тленная часть человека – его плоть), и вовсе не страшится её (страха нет у бессмертного человеческого духа).


д) умирает лишь смертное

А если оно смертно, то оно и должно умереть. Смерть выступает абсолютно неподкупным и беспристрастным «фильтром», пропускающим в будущее, а тем более в вечное, только жизнестойкое, жизнеспособное; оставляющим в прошлом иллюзорное, ложное, суетное, тленное. С этой точки зрения, смерть – это «покорная и верная слуга» Вечности, надёжная «пограничная застава» между мимолётным, сиюминутным и вневременным, нетленным. Она пропускает через свои «поры» только то, что достойно Вечности.


е) понять ценность жизни можно только побывав в «пограничной ситуации»

Только осознав возможность потери своей жизни, человек начинает ценить её по-настоящему («имеем – не храним, потерявши – плачем»), способен отделить главное от второстепенного, научиться ценить каждое мгновение жизни. Соприкосновение со смертью не только даёт человеку метафизический опыт, но и делает его серьёзнее, глубже, мудрее, научает не тратить попусту время, беречь своих близких. Люди, побывавшие в клинической смерти, становятся другими, у них меняется система ценностей, они перестают бояться смерти, но не начинают меньше любить жизнь (исследования Р. Моуди). Знание человека о конечности собственной жизни подвигает его к ответственности и заботе, вызывает чувства вины и раскаяния, всегда предшествующие возвышающему духу спасения.


В целом проблема не в бессмысленности смерти, а в бездарности жизни. А потому знаменитое «Мemento more!» (помни о смерти) означает почти ему тождественное – «Помни о жизни!»



Цитаты и афоризмы

«Зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло – от свободы человеческой. Человек не хочет счастья, особенно, если оно принудительно, он хочет свободы, своеволия» (Ф.М. Достоевский)

«Зло побеждается не насилием, а моральным самоусовершенствованием» (Л.Н. Толстой)

«Чем больше свободы у других, тем моя свобода бесконечнее» (М. Бакунин)

«Кто занимается нелюбимым делом, тот живёт чужой жизнью» (?)

«Есть ценности, которые рождаются устаревшими» (Жиль Делез)

«Доброта беззащитна, и поэтому существует» (Сян-цзы)

«Когда добро бессильно, оно — зло» (О. Уайльд )

«Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям» (Л.Н. Толстой)

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (Мишель Монтень)

«Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло» (Хун Цзычен)

«Наградой за доброе дело служит свершение его» (Сенека)

«Добро по указу — не добро» (И. С Тургенев.)

«Люди — жестоки, но человек — добр» (Р. Тагор)

«Я не настолько ещё подлец, чтобы думать о морали» (В. Розанов)

«Сделал доброе дело, и беги от расплаты» (В. Бабковский)

«Я – человек, приговорённый к жизни» (Наполеон).














С О Ц И А Л Ь Н А Я Ф И Л О С О Ф И Я

1. Социальная философия

раздел философии, призванный ответить на вопрос, что есть общество (как оно возникло, как устроено, как и куда развивается) и какое место занимает в нём человек.

Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Среди наиболее влиятельных философских концепций общества можно отметить марксизм и неомарксизм (Маркс, Энгельс, Г. Лукач), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер).


2. Общество (социум) —

всё то, что не есть природа, а является продуктом взаимодействия людей, основанном на разделении труда; обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда.

К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений.



    1. 3. Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

  1. Иерархичность

  2. Саморегуляция

  3. Открытость

  4. Информационность

  5. Самодетерминированность

  6. Самоорганизация


4. Части общества:

экономическая («производство вещей»), социальная (отношения между социальными группами), политическая (властные структуры), духовная (религиозные, научные, моральные представления).

В обществе функционируют материальные (экономические, бытовые) и духовные (общественная психология, то есть доминирующие мирочувствования, и идеология, то есть взгляды определённых социальных групп) процессы.


    1. 5. Закрытое и открытое общество

 — понятия, введённые К. Поппером («Открытое общество и его враги») для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития.

Закрытое общество — характеризуется статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).

Открытое общество — характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.


6. Концепции возникновения общества

1) географический детерминизм (Гиппократ, Ш. Монтескье, К.Бэр, Л. Мечников) – общество – продукт консолидации людей для противостояния природе;

2) теория общественного договора (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо), добровольно заключаемого людьми для регулирования их естественного агрессивно-враждебно-эгоистического состояния;

3) экономический детерминизм – возникновение общества обусловлено экономическими причинами: кооперацией жизнедеятельности, появлением собственности, разделением труда, обменом продуктами деятельности.

7. Типы общественного развития:

    1. циклическое (круговое) развитие (Дж. Вико, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)  — выделение стадий становления, расцвета и упадка; специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний; чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени; их повторение на новой в чем-то основе (см. также Ф. Ницше: идея «вечного возвращения»).


Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ проходит четыре эпохи: божественную (“век варварства“, государства нет), героическую (“век героев”, возникает аристократическое государство), человеческуювек городов, законов и разума”, демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе.

Н. Данилевский ("Россия и Европа"): каждый народ проходит три этапа: этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Упадок цивилизации имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления и ожидаемого расцвета.

По О. Шпенглеру ("Закат Европы") культура проходит стадии детства (“весна”), юношества (“лето”), зрелости (“осень”), старость (“зима”).

У А. Тойнби ("Постижение истории"): цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка, в основе которых лежит соответствующее состояние ее элиты, подлинного духовного и организационного стержня цивилизации: “генезис”, “рост”, “надлом”, “распад”.

2) Линейное развитие (линейный прогресс, теория эволюционного развития (эволюционизма) (О. Конт, Л. Морган) — от низшего к высшему, от простого к сложному, от частичного к целостному. В основе — аналогия с биологическим организмом, его ростом. Общество рассматривается как организм, состоящий из клеток-людей, органов-институтов и т.п. Человечество и все конкретные общества развиваются взаимосвязано. Происходит добавление к прежнему его качеству нового (кумулятивный эффект), некоторое преобразование части старого и утрата чего-то.

О. Конт полагал, что движущей силой развития общества является сила человеческого духа (интеллекта, морали, воли). Общество проходит в своем развитии три стадии: 1) теологическая (вера в сверхъестественное в форме мифологии и религии, военное противоборство, рабство); 2) метафизическая (доминанта абстрактных понятий, созданных разумом: свободы, суверенитета, права, легитимности, демократии); 3) позитивная (открываются законы природы, общества, человека, их использование в организации, наука становится главной производительной силой общества).

Л. Морган выделяет в истории три фазы (на основании изменения орудий труда): дикость (примитивные орудия (огонь, лук, стрелы и т.п.), варварство (одомашнивание животных, ирригация, производство железа и инструментов), цивилизация (письменность).

      1. 3) Спиралевидное развитие (Г. Гегель, К. Маркс)— с одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному, с другой — циклическим, конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты.

      2. Исходя из закона отрицания отрицания, Г. Гегель выделяет четыре прогрессивных периода истории, в которых реализованы определенные принципы Абсолютного духа: Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир.