ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.09.2019
Просмотров: 403
Скачиваний: 1
Представление об использовании определенного языка изложения. Выбор языка изложения информации во многом предопределяется содержанием других представлений, обозначенных выше. В известном отношении язык является важнейшим средством их объективации. В то же время он позволяет "адаптировать" содержание публикаций к уровню восприятия аудитории, привычному для нее словарному тезаурусу, оборотам речи, стилистическому статусу. В случае гипертрофированного влияния в данном издании языкового стереотипа он может оказывать влияние на выбор в качестве преимущественных для данного издания тех или иных жанров.
Подобная конкретизация представлений о том, какими характеристиками должно обладать конкретное издание, позволяет определить границы неповторимости, требуемые от него. Именно эта неповторимость является важнейшей гарантией нужности СМИ для общества, для потребителя информации.
4.Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации. /// «Вестник Московского университета», серия 10, «Журналистика». 2010, №6. с.25 – 29
Актуализированная сема стандарт, эталон позволила понятию формат активизироваться в обиходе теории и практики МК, когда утратили свои позиции эталонов, стандартов понятия тип СМИ, жанр, стиль, отражавшие системность этого явления. Толковый словарь под редакцией Н.Ю. Шведовой фиксирует новое специальное значение понятия формат как форма построения и подачи информации, иллюстрируя это следующим примером: Новый формат новостной программы.
В МК формат если не вытеснил обозначенные понятия, то, по крайней мере, стал употребляться как их современный, модный, соответствующий языковому вкусу времени синоним. Об этом свидетельствуют контексты его употребления и сочетаемость.
Однако, претендуя на терминологичность и упорядочивающую, системообразующую роль в дискурсе СМИ, понятие не может долго сохранять такую смысловую расплывчатость и неопределенность. Начинается и процесс его специализации, конкретизации, отделения от названных выше жанра, стиля, типа. В ряде контекстов оно уже употребляется в значении стандарт СМИ, обусловленный их типом, каналом распространения, объемом и полиграфическим форматом или хронометражем, особенностями аудитории, периодичностью, редакционной политикой. Список дефинирующих признаков можно продолжить. Понятие формат, скорее всего, и терминологизируется, станет в один понятийный ряд с термином тип СМИ как более конкретный и заполнит существующую понятийную лакуну. Так, относясь к одному типу, скажем региональных СМИ, издания могут иметь разный формат, обусловленный объемом, периодичностью, спецификой оформления, традициями и др. индивидуальными особенностями.
Но, с другой стороны, предельная абстрактность понятия, включающего, кроме актуализированной семы стандарт, эталон, еще от силы два смысловых элемента: форма и структура, способ организации создают семантическую основу того, что это слово далеко не ограничивается упомянутыми контекстами и вытесняет другие традиционные понятия и дискурса СМИ, и других тематических областей. Причина: чем беднее значение понятия, тем шире, говоря языком формальной логики, его объем, т.е. способность назвать определенное количество явлений действительности. Отсюда и потенциальная почти неограниченная сочетаемость и возможность вхождения в огромное количество тематических областей.
Так, в дискурсе СМИ под форматом могут скрываться искрываются следующие понятия: разновидность СМИ ( электронные, печатные или Интернет): в зависимости от формата коммуникации (письменная и электронная); технология общения с аудиторий: формат общения в режиме онлайн; особенности законодательного регулирования отношений СМИ и власти: Новый формат местных СМИ (о том, что законодательно в обязанность местных СМИ вменена публикация всех решений местной власти); канал коммуникации: в формате вербальной коммуникации, внутреннего монолога. На одной из конференций по проблемам коммуникации были заявлены следующие сообщения: «"Русский мир" как формат коммуникации»; «Русский язык как носитель русского формата», «Игровая технология − коммуникация, задающая формат цивилизации». Попробуйте самостоятельно сформулировать, что имели в виду авторы.
Понятие формат получило широкое распространение и в дипломатии, бизнесе, психологии, педагогике, рекламе и даже спорте.
Таким образом, в «поведении» модного крайне расплывчатого и неопределенного слова формат можно констатировать две противоположных тенденции: первая – это возможная терминологизация одного из значений, благодаря которой удовлетворяется коммуникативная потребность дополнить существующие классификации СМИ, и вторая – это экспансия модного слова в коммуникации, доходящая до полного обессмысливания понятия.