ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2019
Просмотров: 1983
Скачиваний: 2
История ТВ.
Природа радио- и телепередачи одна и та же, схема: передатчик – эфир – приемник. Вот почему ТВ в техническом смысле – вид радиосвязи. Именно поэтому история ТВ начинается с возникновения и изобретения радиосвязи. Когда стала возможной передача на расстояние электромагнитных сигналов, несущих звук, то, естественно, возник вопрос о передаче на расстоянии и сигналов, несущих изображение.
К этому времени уже существовала возможность воспроизводить на экране – картины реального мира: в 1896 году братья Люмьер изобрели способ создания движущегося фотоизображения – кино. Радио и кино породили современное телевидение.
Еще до того, как было изобретено радио и кино, в разных странах, в том числе и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но - главное! - идея была высказана.
В 1880 г. П. И. Бахметьев предложил схему, легшую позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно разложить на отдельные элементы, передать их, а затем вновь собрать эти элементы в цельное изображение.
Таким образом, в основе телевидения лежат три физических процесса:
- преобразование световой энергии из оптического изображения в электрические сигналы;
- передача этих сигналов по каналам связи;
- преобразование принятых сигналов в оптическое изображение.
В XIX в. были сделаны открытия и изобретения для реализации всех вышеуказанных задач.
Электронное телевидение.
Первая задача- преобразование световой энергии из оптического изображения в электрические сигналы:
1817г. шведский химик Й. Берцелиус (1779-1848) получил селен.
1873г. – английский инженер-электрик У. Смит (1828-1891) обнаружил, что селен, обладает свойством изменять проводимость при освещении. Впоследствии это явление было названо внутренним фотоэффектом.
1883г. – молодой французский физик Э. Беккерель (1820-1891) осуществил преобразование световой энергии в электрический ток на основании открытого им же фотогальванического эффекта.
1887г. – немецким физиком Г.Герцем (1857-1894) впервые был обнаружен внешний фотоэффект (выход электронов из освещенного вещества в окружающее пространство), как побочное явление в его опытах по созданию электромагнитных волн.
В 1888–1889 гг. профессором А. Г. Столетовым были открыты и опубликованы основные законы внешнего фотоэффекта, изучив который, он создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.
Вторая задача - передача этих сигналов по каналам связи:
Английский физик Д. Максвелл предположил существование в природе электромагнитных колебаний.
Немецкий физик Г. Герц экспериментально доказал существование электромагнитных колебаний.
1895г., преподаватель офицерских минных классов в Кронштадте А.С. Попов и одновременно с ним итальянским изобретатель Г. Маркони независимо друг от друга изобрели беспроволочный телеграф – радио.
Третья задача - преобразование принятых сигналов в оптическое изображение:
1907 г. - опираясь на открытие Столетова, преподаватель Петербургского технологического института Б. Л. Розинг предложил (и запатентовал в России и за границей) принцип, который сохранился в старых, но действующих и сейчас телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение он создал катодную (электронно-лучевую) трубку. Поток электронов (катодные лучи), вызванный фотоэффектом, бомбардирует ее торец, покрытый слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться.
22 мая 1911г. – Розинг впервые в мире осуществил передачу и прием телевизионного изображения в виде решетки из четырех светлых полос на темном фоне.
Б. Л. Розинг по справедливости считается во всем мире основоположником электронного телевидения, именно от его работ ведет свою родословную телевидение. Он погиб в ссылке в 1933 г.
1933г. - ученик Розинга В. Зворыкин завершил в США свои работы по реализации электронной системы телевидения.
Зворыкин еще в 1919 г. эмигрировал в США, где и осуществил большую часть своих идей, в том числе создание кинескопа и иконоскопа. Об огромном значении работ Зворыкина говорит хотя бы тот факт, что первая в Москве станция электронного телевидения была оборудована американской аппаратурой, созданной им вместе с другим выходцем из России Д. Сарновым.
Считается, что электронное многострочное телевидение начали внедрять на 15 лет позже радиовещания:
1936г. – в США и Великобритании;
1938г. – во Франции и СССР.
В сухом остатке эти задачи были решены:
Первая – 1888-1889гг., профессором Московского университета А.Г. Столетовым;
Вторая – 1895г., преподавателем офицерских минных классов в Кронштадте А.С. Поповым и одновременно с ним итальянским изобретателем Г. Маркони:
(они независимо друг от друга изобрели беспроволочный телеграф - радио);
Третья – 1907г., профессором Санкт-Петербургского технологического института Б.Л. Розингом.
Однако телевидение, в свое время, получило два пути развития:
-
малострочное или оптико-механическое телевидение;
-
электронное телевидение.
Малострочное телевидение.
П. Нипков предложил осуществить разложение («развертку») изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 г. диск Нипкова долго не находил практического применения.
Основанные на диске Нипкова системы были практически реализованы в 1925г. Дж. Бэрдом в Великобритании, Ч. Дженкинсом в США, И.А. Адамяном и независимо Л.С. Терменом в СССР.
1929–1930 годы – во Всесоюзном электротехническом институте создаются две группы, одной из которых (руководитель В. И. Архангельский) поручили заниматься механическим телевидением, другой (П. В. Шмаков и С. И. Катаев) – электронным.
29 апреля 1931 года в Москве начались пробные передачи неподвижных изображений на расстояние.
С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 на волне 56,6 метров коллектив лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института осуществил экспериментальную радиопередачу сигналов изображения в Ленинград. В эфир были переданы сигналы, несущие изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но без звукового сопровождения, «немые».
После первых успешных опытов было принято решение начать регулярное вещание. Передатчик перевезли в помещение Московского радиоузла (Никольская улица № 7), и 1 октября 1931 г. начались регулярные телевизионные передачи в средневолновом диапазоне. Эта дата – день рождения отечественного телевещания с механической разверткой изображения.
Примерно в то же время начались передачи «механического» телевидения в Ленинграде и, чуть позже – в Одессе.
Оптико-механическое телевидение обладало той особенностью, что передачи его велись на длинных и средних радиоволнах, т. е. зона действия телецентра была практически неограниченна – передачи из Москвы принимали и в Петропавловске и в Берлине.
Но после внедрения оптико-механического телевидения стали очевидны и его недостатки: низкая четкость, малый размер экрана, слабая яркость изображения. Предпринятые усилия улучшить качество изображения путем использования для развертки вращающихся призм, зеркальных винтов и барабанов, а также увеличение числа развертывающих элементов (отверстий диска) оказались не эффективными, так как чувствительность системы резко падала.
Дальнейшее развитие оптико-механического телевидения вело в безнадежный тупик.
В декабре 1933 г. передачи «механического» телевидения в Москве были прекращены, более перспективным было признано электронное телевидение. Однако вскоре выяснилось, что прекращение передач преждевременно, ибо промышленность еще не освоила новую электронную аппаратуру. Поэтому 11 февраля 1934 г. передачи возобновились. Более того, был создан отдел телевидения Всесоюзного радиокомитета, который и вел эти передачи.
Количество телевизоров к 1939 году исчислялась довольно внушительным числом – около трех тысяч. Все они были сделаны руками радиолюбителей.
Окончательно передачи «механического» телевидения прекратились 1 апреля 1941 г.
Экспериментальный характер программ малострочного телевидения.
Регулярность телевещания носила несколько условный характер: в Москве - 12 раз в месяц по 60 минут, в Одессе и Ленинграде оптико-механическое телевидение так и не стало регулярным.
Основой малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагменты театральных (по преимуществу балетных и оперных) спектаклей. Но нужно отметить, что в программу включались и передачи на общественно-политические темы: выступления наркомов, передовиков производства, знаменитых летчиков, писателей.
Так 1 мая 1932 г. по телевидению был показан небольшой фильм, снятый утром этого дня на Пушкинской площади, на Тверской и на Красной площади. Интересно отметить, что фильм был звуковой: были записаны (на кинопленку) голоса дикторов, которые вели в это утро радиопередачу о празднике.
В октябре 1932 г. телевидение показало фильм об открытии Днепрогэса: разумеется, показ состоялся лишь через несколько дней после события.
Из-за малых размеров экрана передачи велись почти исключительно на крупных планах.
Малострочное телевидение, в силу ограниченности аудитории, не было способно выполнять серьезные общественные функции; единственная его функция - распространение в обществе идеи возможности видеть на расстоянии. И надо сказать, что идея эта распространялась достаточно успешно, стимулируя процесс совершенствования техники телевидения.
Электронное телевидение, дающее возможность получить четкое изображение большого размера, имеет другое ограничение – зоны приема. Телевизионное изображение для передачи разлагается на очень большое количество элементов и поэтому требует широкой полосы частот – настолько широкой, что весь длинно – и средневолновый диапазон оказался бы занят телевидением, т. е. стало бы невозможным радиовещание. Поэтому телевизионный сигнал передается на ультракоротких волнах, в диапазоне короче 10 метров; волны этого диапазона распространяются прямолинейно, как световые. Иначе говоря, они не могут огибать выпуклость земного шара, ограничены зоной прямой видимости. При высоте антенны передатчика 120–150 метров зона приема имеет радиус в 40–50 км. Таким образом, покрыть вещанием значительную территорию можно, либо построив большое количество передающих телецентров, либо подняв антенны передатчиков на космическую высоту. На практике используется комбинация того и другого.
В нашей стране непосредственная разработка электронной системы телевидения началась в 1933г. П.В. Шмаков и П.В. Тимофеев патентуют супериконоскоп – трубку с более высокой чувствительностью.
Заметным успехом явилась демонстрация в феврале 1935г. электронной системы телевидения на 180 строк, разработанной под руководством Я.А. Рыфтина.
В 1936 г. под руководством А.А. Расплетина был разработан телевизор 13 на 17,5 см.
В Москве на улице Шаболовка приступили к строительству первого в нашей стране телевизионного центра с электронной системой развертки изображения.
25 марта 1938 г. Московский телевизионный центр на Шаболовке провел первую электронную телевизионную передачу, показав кинофильм «Великий гражданин».
4 апреля 1938 г. в эфир вышла первая студийная программа.
В Москве было установлено 100 телевизоров, которые использовались преимущественно для коллективного просмотра.
Регулярное вещание началось 10 марта 1939 г., в дни работы XVIII съезда ВКП(б), показом снятого «Союзкинохроникой» по заказу телевидения фильма об открытии съезда. Этот год и считается годом начала телевидения в СССР.
Приказ № 106 по Всесоюзному комитету по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР от 16 марта 1939 года: «С 10 марта 1939 года начать регулярное телевизионное вещание. Выделить Телевизионный Центр Всесоюзного радиокомитета в самостоятельную единицу с правом юридического лица и самостоятельным законченным балансом».
Передачи велись пять раз в неделю. Каждый вечер демонстрировались театральный спектакль и кинофильм. Иногда этому предшествовало выступление артиста, писателя, ученого.
В Ленинграде регулярное телевизионное вещание началось летом 1938 г.
Экспериментальный характер программ Московского и Ленинградского телевидения в предвоенные годы.
Основа вещания – кинофильмы, произведения театрального искусства, концертные программы.
Поиски собственно телевизионных форм и средств выражения.
Москва:
Первая большая общественно-политическая передача состоялась 11 ноября 1939 г.; она была посвящена 20-летию Первой Конной армии.
Летом 1940 г. в программах стали появляться информационные сообщения, которые читал (в кадре) диктор радио. Как правило, это были повторения радиовыпусков «Последних известий».
В этот же период начал выходить в эфир, правда, нерегулярно, телевизионный журнал «Советское искусство», который представлял собой монтаж материалов кинохроники. Продолжались короткие выступления перед телекамерой видных общественных деятелей и ученых.
Размеры павильона Московского телецентра давали возможность показывать театральные спектакли без существенных изменений, используя театральные декорации, а не заменяя их нарисованными на холсте или на бумаге шкафами, окнами и т. п., как это приходилось делать в Ленинграде.
Парадоксальный факт: худшие условия творчества в Ленинграде стимулировали поиск специфически телевизионных форм вещания в гораздо большей степени, нежели богатейшая по тем временам техника Московского телецентра.
Работники Ленинградского телевидения, ограниченные в творческих возможностях техническими условиями вещания, довели внутрикадровый монтаж до совершенства, виртуозно используя свою единственную камеру. Именно в Ленинграде родился прием введения рассказчика в драматическое телевизионное повествование, а возник он именно из-за малой площади студийного павильона, которая делала невозможным показ «в лицах» всего сюжета.
Опытный ленинградский телецентр готовил не только собственные передачи, но обращался и к спектаклям театров. Правда, перенося их в павильон, приходилось заново писать декорации, изменять мизансцены – словом, создавать свой телевариант.
10 февраля 1939 г. Ленинградская студия показала свой первый драматический спектакль – драму Р. Сандера «Тайна» об Испанской Республике и ее бойцах.
Детское вещание началось в январе 1939 г. передачей «С новым годом». В 1940 г. дети увидели новогодний спектакль «Зайкин дом».