ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2019

Просмотров: 1986

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

произведение, обладающее очевидной художественностью.

Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес

и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами. Такой

фельетон на телевидении и по характеру и по задачам близок к газетному. Однако

не следует ставить рядом подлинный телевизионный фельетон и его литературного

собрата, исполненного с эстрады и показанного по телевизору. Начиная с блестящих

монологов А. Райкина и до выступлений М. Жванецкого, М. Задорнова, столь

популярных у телезрителей, – это все литературные фельетоны.

Создателем фельетонного телецикла, в котором широко реализуются едва ли не все

возможности сатиры и юмора (ирония, сарказм, гротеск и т. д.), стало НТВ:

«Куклы», в кратчайший срок завоевав популярность, удерживают высокий рейтинг не

первый год.

Черты памфлета обнаруживает другой, не менее популярный цикл Виктора Шендеровича

– «ИтогО». И тот и другой обращены к проблемам нашей внутренней жизни, что

свидетельствует также и о демократизации программной политики российского

телевидения.

Яркий фильм-памфлет «Обыкновенный президент» Юрия Хащеватского получил немало

призов, в том числе международных, но вызвал неудовольствие властей Белоруссии.

Сатира всегда была делом рискованным.

Зрелищность телевидения, массовость аудитории определяют, с одной стороны,

высокую типизацию единичного факта, а с другой – изначально обладают безупречной

конкретностью, требующей особого внимания, осторожности при использовании такого

сильнодействующего средства, как жанр телевизионного фельетона. Ведь одно дело,

например, фельетон о пьяницах и дебоширах, напечатанный в газете, и совсем

другое – живая галерея подобных типов на экране. Зрительский образ во много раз

увеличивает силу эмоционального воздействия по сравнению со словом. Но при этом

(точнее, именно благодаря этому) обращение к строго документальному экранному

фельетону оказывается весьма эффективным в тех случаях, когда ставится задача

вызвать широкий общественный резонанс, создать атмосферу нетерпимости к тем или

иным проявлениям зла.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого –

конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение.

Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и, несомненно, но столь же очевидно и

различие этих сатирических жанров художественной публицистики. Публицистичность

здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в

памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер.

Еще совсем недавно памфлетисты обличали по преимуществу международный

империализм. Хрестоматийными считались работы известных

журналистов-международников В. Зорина «Лица и маски», В. Дунаева «Мисс


Этикетка». Однако тематикой памфлета могут быть и внутренние дела. Разница с

фельетоном состоит в том, что последний касается единичных фактов, одного

конкретного события, в то время как назначение памфлета состоит в критике

системы взглядов. Таким образом, памфлет обличает саму природу социального зла,

против которого он направлен.

Клип (видеоклип) — синтетический жанр (англ. clip — ножницы, стрижка),

возникший как способ предварительного изготовления рекламного зрелищного

продукта в виде короткой (от двух до десяти минут) видеозаписи с

использованием всевозможных изобразительных средств, компьютерной

обработки изображения и обычно выполненной высокого уровня

профессионалами. Поскольку изготовление клипа стоит дорого, к подобного

рода рекламе чаще всего прибегают рок–звезды и крупные политические

деятели. Клип, в отличие от фильма, фактически стал жанром, вытеснив иные

формы персональной рекламы типа бенефиса. Трансляция клипа исключает иную

рекламу, кроме включенной в него при изготовлении.

Клип как метод чаще всего и притом весьма талантливо используется для

рекламы товара или политического движения.

Телемарафон — по аналогии с психологическим зондированием личности

длящаяся 24 часа передача, обычно в прямой трансляции и с одним ведущим,

организуемая как правило с благотворительными целями (например, чтобы

собрать средства на лечение детей, больных одной конкретной болезнью),

проводимая в интерактивном режиме — зрители имеют возможность звонить в

студию, предлагая пожертвования и частично влияя на ход передачи. Для

увеличения зрелищности используются перебивки сюжетами с тематически

подобранным видеорядом, часто с натуралистическими деталями и

сюрреалистичной ассоциативностью, и иные всевозможные средства. Так,

значительную продленную реакцию аудитории вызвали буквально только два

слова обреченной девочки в репортаже из больничной палаты, по-советски не

приспособленной для лечения лейкемии: «Я умираю». Данный жанр увеличивает

рейтинг журналиста, но мало способствует решению проблемы в нашей стране.

Более распространен на западном, чем отечественном ТВ.


Планирование телепередач может быть текущим и перспективным – на день, неделю, месяц, квартал, год. Текущее планирование осуществляется, как правило, на неделю и предстает перед зрителем в виде опубликованной программы передач. Перспективное планирование – основа координации и целенаправленного использования всех участков работы телеорганизации. Перспективное планирование обеспечивает:

•  определение и развитие главных направлений вещания;

•  учет крупных дат и политических событий на протяжении длительного времени;


•  стабильность и устойчивость вещания, к которому привыкает аудитория;

•  определение наиболее удачного сочетания форм и жанров художественного и документального вещания в программах;

•  стабильность в подборе авторов, ведущих, участников передач;

•  замена устаревших рубрик новыми, укрепление и совершенствование перспективных, наиболее актуальных циклов передач;

•  распределение материальных, технических и творческих сил.

 

В годовые перспективные планы входят многосерийные художественные и документальные фильмы, основные рубрики общественно-политических передач, театральные спектакли, молодежные, научно-познавательные, музыкальные, детские передачи.

 

Программа телевидения. Программная форма существования телевидения обусловливает взаимодействие телевидения с прессой, кино, театром, литературой и изобразительным искусством. Каждая отдельная телевизионная передача должна соответствовать основным принципам вещания, его идейной направленности, эстетической и художественной завершенности. Программная форма телевизионного вещания создает специфические условия экранной жизни для каждой передачи, которая становится частью целого. Закономерности построения телевизионной программы познаются в процессе ее активной жизни в эфире, творческих поисков, осмысления опыта телевидения. Единство идейной направленности и эстетической завершенности программы – один из коренных принципов планирования телевидения.

 

Программирование телевизионного вещания – тематическое и жанровое планирование телепередач и фильмов на год, квартал (перспективное планирование), на месяц, неделю, день (текущее планирование). Программирование телевидения имеет свои принципы и требует соблюдения профиля канала, программы, актуальности и оперативности вещания как приоритетных подходов, композиционной стройности ежедневного расписания передач, учета предыдущих и последующих передач, а также передач, идущих на соседних каналах вещания. При этом можно применять два подхода: контрастности или дополняемости параллельно идущих передач.

 

Программирования основные понятия. В целях упорядочения использования видов и форм телевизионной программы, преодоления однообразия и параллелизма одних и тех же жанров ежедневное вещание организуется блоками по временным отрезкам – утренним, дневным, вечерним и ночным.

 

Блок (или контейнер) – набор рубрик, построенных по принципу повторения для различной аудитории телезрителей в зависимости от времени выдачи в эфир.

 

Рубрика – ряд передач или фильмов, развивающих определенное тематическое направление вещания, выходящих в эфир через одни и те же промежутки времени и рассчитанных на одну и ту же аудиторию. В рубрике или вне ее могут быть:

а)  цикл – две и более передачи, посвященные одной проблеме;


б)  серия – две (либо более) передачи, объединенные одним героем (одними героями).

 

Серия передач, фильмов – состоящее из нескольких частей единое телевизионное произведение, в котором каждая часть закончена сюжетно и где реализуется закон единства места, времени и действия. Передачи, фильмы одной серии можно смотреть в обычном порядке, последовательно (первую, вторую, третью), но можно выдавать в эфир выборочно и в обратной последовательности. Например, в каждом фильме серии телевизионных художественных фильмов «Следствие ведут знатоки» – одни и те же главные герои, место и сфера действия. Эти ленты смотрятся в любой последовательности.

 

Сериал – многосерийный телефильм, объединенный одними героями, в котором из части в часть, из фильма в фильм развивается одна сюжетная линия, она же и создает напряжение драматургии, когда в конце каждого фильма содержится кульминация повествования, а в следующем фильме – его развязка. Образцом такого сериала стал фильм «Семнадцать мгновений весны» – отдельные части которого можно смотреть только в определенной последовательности, иначе теряется сюжетная линия, логика действия.

 

Сетка (или структура) вещания – набор, сочетание рубрик, циклов, серий и разовых передач, расположенных в недельном отрезке времени в определенной, постоянной последовательности, обеспечивающей разнообразие тем, жанров, разделов и учитывающей интересы разных категорий зрителей, в том числе по возрасту, полу, интересам. Сетка вещания может меняться в зависимости от сезона, проведения крупных кампаний, а также в связи с праздниками и трагическими событиями. Так, сетка вещания в будни отличается от сетки в выходные дни, когда больше внимания уделяется познавательным и развлекательным программам.

ТЕЛЕПРОГРАММИРОВАНИЕ.

Сетевое программирование в Америке базируется на трех главных принципах: серийность, сезонность и ориентация на рейтинг. Учитывая их, можно смело заправлять "хотением" масс сквозь тонкие психологические щели.

  1. Костяк, как в Америке, так теперь и у нас, составляют развлекательные

программы, сериалы и "серии". Сериалы и серии – это разные вещи.

Сериал – телероман, эпизоды которого имеют открытый конец и требуют строго определенной последовательности при показе. Таковы «мыльные оперы», телероманы с бесконечной историей, типа "Просто Марии" или "Санта-Барбары".

Наиболее увлекательны и остросюжетны мини-сериалы, чаще всего экранизации литературных произведений. Они длятся от четырех до пятнадцати часов. Чрезмерная продолжительность мини-серии (16-20 ч.) допустима, но нежелательна. У зрителей не найдется так много времени, чтобы посмотреть все эпизоды, и к тому же передвижки внутри стабильного расписания для разовой передачи или мини-серии расшатывают зрительские привычки, и следовательно не продуктивны. Один из первых отечественных мини-сериалов –"Адъютант его превосходительства".


Серия состоит из передач («эпизодов») с относительно завершенной структурой; эпизоды связанны общей темой и (или) персонажами, но каждый воспринимается как самостоятельное произведение с экспозицией, развитием действия, кульминацией и развязкой. Эпизоды можно показывать в произвольном порядке без особого ущерба для содержания. Пример – "Секретные материалы" или "Улицы разбитых фонарей".

Серии возникли тогда, когда американцы поняли, что тяжело каждый раз запоминать новых героев, и сделали сквозных.

Серийность удешевляет производство, позволяет поставить его на конвейер и формирует лояльную аудиторию. Конечно, при этом остаются и

односерийные фильмы, спецвыпуски или, как их называют в Америке, "special".

Нельзя не обратить внимания на один интересный факт, который мы еще не успели или не захотели перенять у американцев. У них все передачи

начинаются в начале или ровно в середине каждого часа. Видимо, считается, что так удобнее запоминать анонсы. Так что если в фильме не хватает до часу пяти минут, режиссеры просто вставляют не вошедшие эпизоды или доснимают их, а если наоборот, пять минут лишние, их просто вырезают.

Суточное время в Америке поделено на "промежутки" и довольно странно: с 5.00 до 12.00. – это утро,

с 12.00 до 18.00 – день,

с 18.00 до 24.00 – вечер,

с 00.00 до 05.00 – раннее утро, которое почему-то заменяет американцам ночь.

"Часы пик" или главное смотровое время, "prime time",– с 19.30 до 23.00 ежедневно, кроме воскресенья, когда в силу привычек аудитории «прайм-тайм» начинается на пол часа раньше.

К получасовым передачам относятся новости, игры, комедии, мыльные

оперы, к часовым – ток-шоу, драмы и все те же мыльные оперы.

Стандартизация прослеживается в периодичности передач и продолжительности рабочего цикла по их подготовке. Утренние и дневные передачи (информационно – развлекательные шоу, мыльные сериалы и игры)

выходят в эфир ежедневно, вечерние передачи – раз в неделю. Часовой эпизод «мыльной оперы» снимается за один рабочий день. За одну «сессию» на видеопленку снимают сразу пять получасовых выпусков игры. На вечерний серийный эпизод уходит неделя. Телефильм снимается несколько недель, мини-серия – несколько месяцев.

На уик-энд предлагается несколько утренних и вечерних рубрик, не характерных для будних дней. Субботнее утро на всех трех сетях отдано под детские передачи. По воскресеньям идут аналитические общественно - политические передачи. Для вечерних новостей на два дня требуется подмена ведущих.

Итак: серийность – основа сетевой программы.

  1. Сезонность. По сложившейся традиции американцы

телекомпании обновляют свой репертуар не постепенно, а сразу, в течении одной сентябрьской недели. Вернувшись из отпусков, зрители знакомятся с тем, что намеренны предлагать им телесети до весны, намечают своих фаворитов – таким образом, происходит организация аудитории.