ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2019

Просмотров: 1987

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С июля 1939 г. начала выходить еженедельная фотогазета. Фотографии, сопровождавшиеся закадровым дикторским текстом, рассказывали о важнейших событиях прошедшей недели.

9 марта 1941 г. в эфире появился ежемесячный тележурнал «По Ленинграду». Его часовая программа состояла из передовой, фотогазеты и выступлений. Всего вышли четыре номера журнала (последний – 15 июня 1941 г.).

Вывод: хотя тележурналистика начала свое развитие, двигаясь по путям радиожурналистики, происходившие в этот период поиски собственно телевизионных форм и средств выражения оказались важными и плодотворными для всего дальнейшего процесса становления отечественного телевидения.



Превращение ТВ в средство массовой информации.

В период Великой Отечественной войны телевещание было прекращено, притом, не только в СССР, но и в европейских странах.

Продолжало телевещание только в США, где в 1942 г. был разработан суперотикон - одна из наиболее чувствительных трубок.

Первым во всей Европе возобновил работу Московский телецентр. Произошло это 7 мая 1945г.

Регулярный выход в эфир был возобновлен 15 декабря 1945 года.

Первые послевоенные годы (1945–1948) не принесли в телевизионное вещание ничего принципиально нового по сравнению с предвоенными. Программы Московского телецентра велись в том же духе, что и до перерыва, вызванного войной.

Март 1946 года. В «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946 – 1950 годы» предусматривается: переоборудовать Московский телецентр, построить новые телецентры в Ленинграде, Киеве, Свердловске.

С октября 1948 г. и до июня 1949 г. Московский телецентр не работал: он был остановлен для реконструкции и переоборудования новой, отечественной аппаратурой. В результате реконструкции Московский телецентр был переведен на стандарт 625 строк. Разработку стандарта, вскоре принятого европейскими странами, вела группа ученых в составе Ю.А. Казначеева, С.И. Катаева, С. В. Новаковского.

Ленинградский телецентр смог возобновить вещание 18 августа 1948 г.

Передачи велись сначала два раза в неделю по два часа, с 1949 г. – три раза в неделю, а с 1950 – через день.

Важным событием стало создание передвижных телевизионных станций (ПТС).

В экспериментальном порядке ПТС начала действовать в Ленинграде с 1 мая 1948 г.; ее обслуживали инженеры завода-изготовителя. Они и провели первый в нашей стране внестудийный телерепортаж – показ первомайского парада и демонстрации на Дворцовой площади. Это были, в сущности, заводские испытания, показ без текстового комментария. Лишь в 1950 г. ПТС была передана в эксплуатацию Ленинградскому телецентру.

Московский телецентр получил передвижную станцию в июне 1949 г.

Первая (не считая технических экспериментов) внестудийная телевизионная передача в Москве – репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо» – состоялась в 1949 г.


Появление ПТС в советском телевидении означало нечто гораздо большее, чем очередное техническое усовершенствование – возникла возможность принципиального видоизменения телевизионных программ и иного взгляда на телевизионную специфику.

1. Ранее любой объект передачи непременно должен был находиться в пространстве, ограниченном стенами студии. (Так, в декабре 1940 г. пришлось привозить на студию драгоценнейшие картины из Музея изобразительных искусств им. Пушкина.)

2. В связи с этим заложенная в физической природе телевидения симультанность использовалась до 1949 г. далеко не в полной мере: с просмотром одномоментен был лишь процесс демонстрации события, но не само событие.

Возможность ведения передач с помощью ПТС существенно повлияла на содержание телевизионных программ, сделав телезрителя очевидцем событий.

Кроме того ПТС включила в сферу деятельности Московского телевидения театральные и концертные залы.

Внестудийные передачи очень быстро, за несколько месяцев, заняли в программах видное место.

В 1950-м году началось производство электронных телевизоров, это был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов – Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали. Производство телевизоров и строительство телецентров были включены в государственный народнохозяйственный план. К 1954 году телевизоров было выпущено уже 225 тысяч, они собирали более миллиона телезрителей.

26 января 1952г. образованна Ленинградская студия ТВ. С 1952 г. начали действовать телецентры в столицах союзных республик.

Аудитория телевидения стремительно росла, становясь, все более массовой: жизнь настоятельно требовала новых форм и жанров вещания.

Рост аудитории телевидения вызвал и потребность дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей.

22 марта 1951 года – постановление Совета Министров СССР об образовании на технической базе Московского телецентра Центральной студии телевидения, впоследствии превратившейся в Центральное телевидение СССР.

В ее составе предусматривались:

  • редакция литературно-драматического вещания;

  • редакция музыкального вещания;

  • редакция передач для детей;

  • общественно-политическая редакция.

Впоследствии, в 1954 г., были созданы киноредакция, редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач.

В новые редакции в 1954 г. пришли работать – впервые в практике телевидения – журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.

До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю. Не предпринималось даже попыток разделить публицистические программы по жанровым признакам: любая из них называлась аморфно, неопределенно: «тематическая передача». Объем общественно-политического вещания составлял менее 10 процентов всех программ. (Заметим, что в 1960 г. объем общественно-политического вещания, включая документальные фильмы, достиг 35 процентов, а в 1984 г. – 53 процентов общего объема программ.)


Процесс становления тележурналистики выразился в попытках:

  • создать специфическими телевизионными средствами информационно-публицистические и художественно-публицистические произведения в апробированных прессой и радио формах (прежде всего репортаж и интервью, а затем комментарий, корреспонденция, очерк - в формах журнала, обозрения, выпуска новостей и т. п.);

  • овладеть всем арсеналом выразительно-изобразительных средств, в то время еще не познанным;

  • научиться отражать действительность не с помощью одного только слова, но - в звукозрительных образах;

  • узнать и научиться использовать возможности телевизионной техники.

ПТС и журналисты сыграли важную роль в развитии публицистического телевизионного репортажа. Режиссеры и операторы, используя ПТС, оказывались в непривычных условиях, когда творческий процесс протекал во многом импровизационно. Предварительно отрепетированный показ из студии адаптированных для телевидения театральных спектаклей такого опыта, разумеется, не давал. Для зарождающегося жанра телерепортажа новый опыт имел значение чрезвычайное.

В феврале 1955 г. состоялся репортаж с промышленного предприятия, первый в истории нашего телевидения (его вел Ю. Фокин с кондитерской фабрики «Красный Октябрь»). Предполагалось, что шумы, вспышки света и тому подобные помехи, неизбежные в цехе любого завода, приведут к браку в передаче. Этого, однако, не произошло, и препоны технического характера, стоявшие на пути развития жанра репортажа в телевидении, были не то чтобы устранены, но оказались попросту мнимыми. Так перед тележурналистами открылась возможность проникнуть в цеха заводов, в лаборатории и конструкторские бюро.

В июле 1955 г. состоялся телерепортаж с Центрального аэродрома Москвы о встрече президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина. Тогда впервые была продемонстрирована возможность показа по телевидению события, развитие которого (во времени и в пространстве) заранее не предопределено. Ни репортеру, ни режиссеру, ни операторам не был известен порядок церемонии. Репортаж этот на практике, показал, что столь необходимые тележурналистике импровизированные оперативные передачи, ход событий в которых заранее не предусмотрен, могут и должны войти в повседневную практику вещания. Передача «факта в форме самого факта» - одна из причин силы воздействия и популярности экранных средств выражения.

Январь 1955 года – переход Московского ТВ на вещание без выходных дней, с октября 1956 года перевод на ежедневный выход в эфир в Ленинграде.

1956 год – выход в эфир Второй программы ЦТ.

Во второй половине 50-х годов в СССР развернулось сооружение телевизионных кабельных линий; первые из них соединили Москву с Калинином и Ленинград с Таллином.

1955-1956гг. - начало массового выпуска отечественных телевизоров и вхождение телевизора в среднюю московскую семью. Число телевизоров выросло к 1960г. до 5,5 млн; число программных телецентров - до 68.


С расширением зоны приема ЦСТ произошла дальнейшая дифференциация программ - программы для работников сельского хозяйства, программы для воинов, для женщин, для родителей и т. д.. Увеличение объема вещания позволило начать ведение учебных программ (первой из них был учебный кинокурс «Автомобиль» в январе – мае 1955 г.).

Стремление удовлетворить запросы различных слоев населения и вместе с тем стабилизировать аудиторию привело к развитию форм вещания, новых для телевидения, но традиционных для прессы и радио: возникла и быстро окрепла телевизионная периодика. Так, в 1954–1958 гг. в программах ЦСТ прочно заняли место телевизионные журналы «Юный пионер», «Искусство», «Знание» и др.

Два важнейших вида вещания возникшие в одно время:

  1. служба информации;

  2. телевизионный кинематограф.


  1. Общие с радиовещанием организационные рамки позволили распространить

на телевидение, хотя поначалу и ограниченно, информационные задачи, уже давно решаемые радиожурналистикой.

Ноябрь 1956 года – создание редакции «Последних известий» (в составе трех человек). Повторение в дикторском чтении информационных выпусков радио. Поскольку выпуски эти шли по телевидению не каждый день, да еще и в неопределенное время (в конце вещательного дня), они не имели сколько-нибудь стабильной аудитории.

С июля 1957 г. телевизионные «Последние известия» стали передавать два раза в день – в 19 часов и в конце программы; второй выпуск «Последних известий» повторялся на другой день в конце дневных передач (в 14–16 часов), с некоторыми добавлениями. Работа 11 съемочных групп. Каждый сюжет длился 2–3 минуты, но нередко доходил до 4–5 минут и более. В смысле внешней формы телевизионные «Последние известия» стали равняться только на кинохронику, что привело к отказу от чтения диктором информации в выпусках новостей. Это, конечно, ограничивало тематику выпусков и отрицательно сказывалось на их оперативности. Вскоре стало ясно, что, не прибегая к форме устных сообщений, невозможно дать телезрителю достаточно полную и вместе с тем оперативную информацию о важных событиях. И с января 1958 г. в «Последние известия» вновь стали включать выпуск радионовостей (правда, сокращенный до 5 минут) в дикторском чтении, открывая им программу.

Местные студии, следуя примеру Центральной, также начали с конца 50-х годов развивать у себя службу информации.

Процесс становления телевизионной информации проходил однотипно на всех местных студиях. Со временем определилось соотношение местной и центральной телеинформации: студии сообщали новости регионального значения, комментировали общесоюзные новости и давали в программы Москвы информацию о событиях в жизни своего района, представляющих интерес для всей страны.

  1. Первые шаги в создании фильмов, предназначенных для показа по


телевидению, были продиктованы простым стремлением преодолеть организационно-технические трудности «живого» вещания, прежде всего в области художественных программ.

Производство первых телефильмов началось еще в 1951 г. со съемки кинокартины, спектакля Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше» (киностудия им. Горького, по заказу ЦСТ).

Первый фильм-спектакль, в сущности, имитировал трансляцию из театра: действие шло на сцене, камера стояла в зале. Разница в том, что зал был пуст, а камера была одна, а не три, как при использовании ПТС: съемка велась кинематографическим способом, т. е. с дублями и последующим монтажом кадров.

Фильм получился лучше обычной внестудийной передачи - не было брака по звуку и изображению.

Он обладал еще одним преимуществом: показанный поздним вечером 31 декабря 1951 г., он был выдан за прямой эфир. Телезрители не заметили подмены «живой» передачи заранее фиксированной.

Успех первого опыта был развит: киностудии страны стали систематически получать заказы на съемки фильмов-спектаклей для телевидения. К концу 50-х годов по заказам телевидения было снято около ста фильмов-спектаклей.

Кроме того, были отсняты концертные номера лучших исполнителей всех жанров: Д. Ойстраха, С. Кочаряна, Л. Утесова, М. Плисецкой и др.

Съемки концертных номеров велись в привычных телезрителям декорациях, чтобы успешнее имитировать прямую телепередачу. Это давало возможность включать номера на пленке в «живую» программу, а впоследствии, по мере роста фонда, показывать целые концерты в записи, объединяя отдельные выступления с помощью диктора в студии – совершенно так, как это происходит на радио.

Цель: уменьшить трудности формирования номеров в «живом» исполнении. Центральная студия телевидения и в этом случае организовала собственное кинопроизводство: в 1952 г. была приобретена кинокамера для синхронной съемки, осуществлен договор с Мосфильмом о проявке, печати и монтаже пленки (ни лаборатории, ни монтажной на ЦСТ тогда не было).

Съемки эти стали отправной точкой развития всего советского телекино, как художественного, так и документального.

Впервые слово «телефильм» было произнесено, когда Мосфильм начал снимать для демонстрации по телевидению наряду с фильмами-спектаклями кинокартины по оригинальным сценариям. Их, в отличие от остальной продукции киностудии (кинофильмов), и стали называть телефильмами.

Вслед за игровыми появились и документальные телефильмы. Большинство их по жанру относилось (и до сих пор относится) к очеркам.

Минусы «живой» телепередачи:

- пространственно-временная ограниченность;





Лекция 3.

60-е годы.


  1. Дальнейшая дифференциация программ, как результат идеологической работы.

Январь 1960 года – в постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» ставится задача «повысить идейный уровень радио и телевидения, регулярно передавать содержательные, краткие, способные заинтересовать самые широкие слои слушателей беседы и лекции, посвященные коренным проблемам марксистско-ленинской теории, важнейшим вопросам внешней и внутренней политики партии».