Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 7334
Скачиваний: 22
114
1
U
I
1
P
2
U
2
I
1
cos
1
2
3
4
5
6
5.3.3 Обработка результатов измерения
По измеренным данным в таблице 5.4 рассчитать:
20
10
2
1
U
U
E
E
n
- коэффициент трансформации;
%
100
I
I
I
H
1
0
%
0
- ток холостого хода (ток намагничивания) в % от номинально-
го тока первичной обмотки;
0
10
0
0
I
U
P
cos
- коэффициент мощности трансформатора при работе на холо-
стом ходу.
Результаты расчетов занести в таблицу 5.4. Кроме того, определить пара-
метры цепи намагничивания Г-образной схемы замещения трансформатора:
0
10
0
I
U
Z
- полное сопротивление цепи намагничивания;
2
0
0
0
I
P
r
- активное сопротивление;
2
0
2
0
0
r
Z
x
- реактивное сопротивление.
По измеренным данным таблицы 5.5 рассчитать:
%
100
U
U
U
H
1
K
1
%
K
1
- напряжение короткого замыкания в % от номинального на-
пряжения первичной обмотки трансформатора;
К
1
К
1
К
K
I
U
P
cos
- коэффициент мощности трансформатора в опыте короткого
замыкания.
Результаты расчетов занести в таблице 5.5. Кроме того, определить пара-
метры Г-образной схемы замещения трансформатора:
К
1
К
1
К
I
U
Z
- полное сопротивление короткого замыкания;
2
К
1
К
К
I
P
r
- активное сопротивление;
2
К
2
К
К
r
Z
x
- реактивное сопротивление.
По рассчитанным параметрам, нарисовать Г-образную схему замещения
трансформатора. На схеме указать значенийя сопротивлений и индуктивностей.
По измеренным данным таблице 5.6 рассчитать:
H
2
2
I
I
- коэффициент нагрузки трансформатора;
115
0
K
2
1
0
K
2
P
P
P
P
P
1
- коэффициент полезного действия трансформатора;
1
1
1
1
I
U
P
cos
- коэффициент мощности трансформатора.
Результаты расчетов занести в таблицу 5.6.
По данным таблицы 5.6 на одном графике построить рабочие характери-
стики трансформатора:
)
(
f
I
1
,
)
(
f
U
2
,
)
(
f
и
)
(
f
cos
1
. На отдельном графике
построить внешнюю характеристику трансформатора
)
I
(
f
U
2
2
.
Проанализировать полученные результаты, сделать выводы по работе.
5.4 Контрольные вопросы к лабораторной работе №4
1. Опишите принцип действия трансформатора.
2. От чего зависит результирующий магнитный поток в магнитопроводе
трансформатора?
3. Какими уравнениями описывается работа трансформатора?
4. Опишите векторную диаграмму трансформатора при работе под нагруз-
кой.
5. Опишите схему замещения трансформатора.
6. Опишите принцип определения параметров схемы замещения.
7. Опишите внешнюю характеристику трансформатора.
8. Опишите виды потерь в трансформаторе.
9. Опишите принцип расчета и график изменения К.П.Д. трансформатора?
10. Каким образом экспериментально определить потери в трансформато-
ре?
116
6. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
Двигатель постоянного тока независимого возбуждения
Цель работы: Ознакомиться с принципом действия и характеристиками
двигателя постоянного тока.
6.1 Теоретическое введение
Основными частями машины постоянного тока являются (рисунок 6.1):
Станина с магнитными полюсами.
Станина (1) является несущей частью машины, кроме того, через станину
замыкается магнитный поток полюсов. Станина отливается из чугуна или ста-
ли. К станине крепятся основные полюса (2) с обмотками возбуждения (3), соз-
дающими основное магнитное поле машины. Обмотки возбуждения соединяют
последовательно так, чтобы полюсы электромагнитов N – S чередовались. Ос-
новные полюсы для уменьшения потерь от вихревых токов набираются из тон-
ких листов электротехнической стали. Поверхность основного полюса, обра-
щенная к якорю, расширяется и образует полюсной наконечник (4), форма ко-
торого подбирается так, чтобы получить желаемое распределение индукции по
окружности якоря. Линии, проходящие через середины основных полюсов и
центр якоря, называют продольными магнитными осями машины (5). Линии,
проходящие по середине между смежными полюсами, называют геометриче-
скими нейтралями (6) или поперечными магнитными осями.
1
4
8
10
6
5
2
3
7
10
3
2
4
9
Рисунок 6.1 - Устройство машины постоянного тока
117
Якорь с обмоткой и коллектором. Якорь состоит из зубчатого сердечни-
ка, набранного из пластин электротехнической стали (7). В пазы якоря уложена
обмотка (8) концы которой подключены к коллектору (9) – цилиндру, набран-
ному из медных, изолированных пластин. Щетки (10), установленные в специ-
альные щеткодержатели. Щетки служат для отвода тока от вращающегося кол-
лектора у генератора или подвода тока к вращающемуся коллектору двигателя.
ЭДС якоря, электромагнитный момент
При движении обмотки якоря в магнитном поле машины провода обмотки
пересекают линии магнитного поля и в обмотке якоря по закону электромаг-
нитной индукции наводится э. д. с.:
Ф
с
Е
,
где: Ф – магнитный поток одного полюса,
30
n
- угловая скорость
вращения якоря, n – частота вращения якоря [об/мин], с - постоянный коэффи-
циент (конструктивная постоянная):
a
2
N
p
с
,
р – число пар полюсов машины постоянного тока, N - общее число про-
водников якоря, 2а – число параллельных ветвей обмотки якоря.
Электромагнитный момент (в ньютон-метрах), развиваемый всеми про-
водниками обмотки якоря:
Я
ЭМ
I
Ф
c
М
,
где
Я
I
- ток якоря двигателя.
Двигательный и генераторный режимы машины постоянного тока
Электрическая машина может работать в режиме генератора или двигате-
ля. Следовательно направление преобразования энергии может меняться. Это
основное свойство электрической машины называется обратимостью.
Если к зажимам приведенного во вращение якоря присоединить сопротив-
ление нагрузки, то под действием ЭДС якоря в его цепи возникнет ток. Машина
будет работать в качестве генератора. Уравнение электрического равновесия
цепи якоря для генераторного режима:
Я
Я
I
r
E
U
,
то есть напряжение на зажимах генератора меньше его ЭДС на величину паде-
ния напряжения на внутреннем сопротивлении якоря r
Я
.. С появлением тока в
обмотках якоря, находящегося в магнитном поле, возникнут электромагнитные
силы. При вращении якоря с постоянной скоростью вращающий момент равен
тормозному электромагнитному моменту генератора. Получим уравнение ба-
ланса мощностей цепи якоря генератора:
118
2
Я
Я
Я
Я
I
r
I
U
I
Е
.
Мощность отдачи энергии нагрузке и мощность потерь в обмотке якоря состав-
ляют электромагнитную мощность, развиваемую генератором и равную прило-
женной к валу механической мощности.
В двигательном режиме на зажимы якоря необходимо подать напряжение
от внешнего источника. Это вызовет ток в цепи якоря и при этом возникнет
электромагнитный момент, который будет вращать якорь. При этом в обмотках
якоря, движущихся в магнитном поле будет наводится ЭДС, направленная про-
тив приложенного напряжения (противо-ЭДС). Уравнение электрического рав-
новесия для цепи якоря в двигательном режиме:
Я
Я
I
r
E
U
.
Приложенное к зажимам якоря напряжение равно сумме противо-ЭДС и
падения напряжения на внутреннем сопротивлении якоря. Баланс мощностей
для якорной цепи в двигательном режиме:
2
Я
Я
Я
Я
I
r
I
E
I
U
.
Мощность, поступающая от внешнего источника в цепь якоря равна электро-
магнитной мощности и мощности потерь в обмотке якоря.
Механическая характеристика двигателя постоянного тока
независимого возбуждения
Из всех характеристик двигателя постоянного тока наибольшее значение
имеет механическая характеристика – зависимость угловой скорости вращения
от момента нагрузки при постоянном напряжении и сопротивлении якоря:
М
)
Ф
c
(
r
Ф
c
U
2
Я
.
Вид механической характеристики двигателя существенно зависит от способа
возбуждения. Так для двигателя независимого и параллельного возбуждения
величина
const
Ф
с
и практически не зависит от тока якоря и скорости враще-
ния. Механическая характеристика имеет вид, показанный на рисунке 6.2.
M
Ф
c
U
0
н
2
Я
н
М
Ф
с
r
н
М
н
0