Файл: задания по ВМиПП в матлабе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Задание

Дисциплина: Программирование

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 7329

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

119 

 

Рисунок 6.2  - Механическая характеристика двигателя постоянного тока 

независимого возбуждения 

 

 
 
Пуск в ход двигателей постоянного тока 

При работе двигателя постоянного тока в обмотках якоря вращающихся в 

магнитном  поле  наводится  противо-ЭДС.  Ток  в  цепи  якоря  создается  неболь-
шой разностью между напряжением и противо-ЭДС: 

Я

Я

r

E

U

I

Внутреннее сопротивление двигателя постоянного тока невелико, у двигателей 
средней  мощности  (10  –  200  кВт)  оно  составляет  несколько  десятых  –  сотых 
долей ома. В момент пуска противо-ЭДС якоря равна нулю (

Ф

с

Е

, при 

 = 

0). При этом пусковой ток равный: 

Я

П

r

U

I

в 10 – 30 больше номинального. Кроме толчка момента, действующего на ме-
ханические части привода и двигателя, такой пусковой ток опасен для коллек-
тора, якорной обмотки и для питающей сети. Ограничить пусковой ток можно 
двумя способами – увеличение сопротивления якорной цепи, за счет последо-
вательно включенного реостата, и плавного увеличения питающего напряжения 
от нуля до номинального значения. 

Первый способ получил название реостатного пуска. В этом случае значе-

ние пускового тока определяется из выражения: 

П

Я

П

r

r

U

I

Обычно сопротивление r

П

  выбирается  так, чтобы  пусковой  ток был  в 1.5  – 2.5 

раза  выше  номинального,  что  обеспечивает  большое  значение  пускового  мо-
мента.  Пусковой  реостат  не  рассчитан  на  длительную  работу  в  якорной  цепи, 
поэтому после окончания разгона он выводится из работы. В процессе разгона 
в обмотке якоря появляется противо-ЭДС и ток в какой либо момент времени 
определяется из выражения: 

П

Я

Я

r

r

Е

U

I

По мере увеличения скорости возрастает противо-ЭДС и уменьшается ток 

в  якоре  и  момент.  Когда  электромагнитный  момент  на  валу  станет  равен  мо-
менту  сопротивления,  возрастание  скорости  прекратится.  Если  теперь  снова 


background image

120 

 

уменьшить сопротивление реостата, возрастет ток и вращающий момент и дви-
гатель  продолжит  разгон.  Для  уменьшения  времени  пуска  двигателя  и  умень-
шения бросков тока пусковой реостат обычно имеет несколько ступеней, кото-
рые последовательно выводятся из цепи. На рисунке 6.3 показана схема вклю-
чения и механические характеристики при реостатном пуске двигателя незави-
симого возбуждения в три ступени. 

M

н

М

н

0

1

М

2

М

н

1

М

)

2

.

1

1

.

1

(

М

н

2

М

)

5

.

2

5

.

1

(

М

1

2

3

4

5

6

Ест. 
(

К1, К2 замкнуты)

2

Д

R

1

Д

R

2

Д

1

Д

R

R

L

в

U

U

в

K1
K2

(

К1 замкнут)

(

К1, К2 разомкнуты)

 

Рисунок 6.3 - Реостатный пуск двигателя постоянного тока, независимого 

возбуждения 

Пуск в ход за счет плавного увеличения питающего напряжения от нуля до 

номинального значения применяется только в регулируемых электроприводах, 
где двигатель питается от регулируемого источника напряжения (например ти-
ристорного преобразователя). 

Регулирование скорости двигателей постоянного тока 

Способы регулирования скорости двигателей постоянного тока можно оп-

ределить, рассматривая уравнение механической характеристики: 

М

)

Ф

c

(

r

Ф

c

U

2

Я

Для  двигателя  независимого  возбуждения  возможны  три  способа  регулирова-
ния: 

Изменение  питающего  напряжения  U.  При  этом  способе  изменяется 

скорость идеального холостого хода 

Ф

c

U

0

, а наклон механической харак-

теристики  не  изменяется.  Это  наиболее  эффективный  способ  регулирования, 
так  как  он  обеспечивает  наибольший  диапазон  регулирования  (

мин

  / 

макс

)  и 

лучшие  энергетические  характеристики  (к.  п.  д.).  Регулирование  происходит 
плавно, то есть точность регулирования может быть очень высока. Этот метод 


background image

121 

 

имеет  один  недостаток  –  требуется  регулируемый  источник  питания  в  цепи 
якоря. Механические характеристики двигателя при этом способе регулирова-
ния приведены на рисунке 6.4, а. 

M

0

 

01

 

02

 

03

 

04

 

ест. (U=Uн)

U=U1

U=U2

U=U3

U=U4

U

н>U1>U2>U3>U4

0

M

0

 

ест. (Rд=0)

R

д3>Rд2>Rд1

0

R

д1

R

д2

R

д3

M

0

 

ест. (Ф=Фн)

Фн>Ф1>Ф2

0

Ф1

Ф2

а

б

в

02

 

01

 

 

Рисунок 6.4 -  Механические характеристики двигателя независимого 

возбуждения при регулировании скорости за счет изменения питающего 

напряжения (а), реостатном регулировании (б) и регулировании за счет 

ослабления магнитного потока (в) 

Изменение  сопротивления  якорной  цепи  r

Я

.  При  этом  скорость  идеаль-

ного холостого хода остается постоянной, а изменяется угол наклона механиче-
ской характеристики. Регулирование происходит ступенчато, точность регули-
рования  зависит  от  числа  ступеней  реостата  в  якорной  цепи.  Энергетическая 
эффективность  при  таком  способе  невелика,  так  как  значительная  мощность 
рассеивается на сопротивлении реостата. Механические характеристики двига-
теля при этом способе регулирования приведены на рисунке 6.4, б. 

Изменение магнитного потока машины Ф. Изменение магнитного пото-

ка происходит за счет регулирования тока возбуждения двигателя. Так как ток 
возбуждения  двигателя  значительно  меньше  тока  якоря,  то  реализовать  этот 
способ легче реализовать, чем первый, так как регулируемые источники пита-


background image

122 

 

ния малой мощности достаточно просты и доступны. Однако практически все 
машины  постоянного  тока  в  номинальном  режиме  работают  при  насыщенной 
магнитной системе. То есть при увеличении тока возбуждения магнитный по-
ток будет возрастать очень незначительно, в то время как ток возбуждения мо-
жет достигнуть недопустимых значений. Поэтому изменение магнитного пото-
ка  машины  можно  производить  только  в  сторону  ослабления  поля.  При  этом 
скорость будет возрастать выше основной, а характеристики иметь вид анало-
гичный  характеристикам  двигателя  последовательного  возбуждения  (рисунок  
6.4, в). Этот способ зачастую применяется в комбинации с первым для расши-
рения диапазона регулирования. 

 

6.2 Выполнение лабораторной работы в программе Matlab  

6.2.1 Описание лабораторной установки 
Работа проводится в среде визуального моделирования MATLAB по вари-

антам. В данной лабораторной работе используются библиотеки: 

1)  Simulink, со следующими разделами: 

 а) Sinks; 
б) Source; 
в) Signal Routing. 

2) SimPowerSystems, со следующими разделами: 

а) Electrical Source
б) Machine; 
в) Measurement. 

Блоки разделов соединены по схеме, представленной на рисунке 6.17. 

6.2.2  Порядок выполнения работы  

Выбрать двигатель постоянного тока  из таблицы приложения Б, согласно 

варианту, данные о двигателе занести в лабораторный журнал. 

Рассчитать параметры двигателя постоянного перед выполнением лабора-

торной работы для имитационной модели в пакете Simulink.   

Параметры  машины,  вводимые  в  окно  настройки,  определяются  из  пас-

портных данных, указанных в таблице приложения Б. В каталогах на электри-
ческие машины постоянного тока приводятся следующие данные: 

- мощность

н

P

 [кВт]; 

- напряжение питания якоря

я

U

 [В]; 

- напряжение питания возбуждения

В

U

 [В]; 

- скорость вращения якоря

н

n

 [об/мин]; 

- КПД 

н

 [%]; 


background image

123 

 

- сопротивление обмотки якоря

я

R

 [Ом]; 

- сопротивление обмотки возбуждения

В

R

 [Ом]; 

- индуктивность обмотки якоря

я

L

 [Гн]. 

Кроме  перечисленных  параметров  необходимо  определить  взаимную  ин-

дуктивность между обмотками возбуждения и якоря. 

Для  машины  с независимым  возбуждением  ее  величина определяется  по-

следовательным расчетом, используя следующие выражения: 

В

В

В

U

I

R

,  

30

н

н

н

н

н

P

P

М

n

,  

.

.

н

я н

В

я н н

P

I

I

U

,   

.

н

af

я н B

М

L

I

I

  Индуктивность обмотки возбуждения при исследовании установившихся 

процессов может быть принята близкой к нулю. При исследовании переходных 
процессов  значение  L

В

  для  машин  обычного  исполнения  выбирается  из  нера-

венства 

(2 5)

Я

B

B

Я

L R

L

R

 

Момент инерции для двигателей обычного исполнения определяется из 

неравенства 

2

2

2

2

.

(5 10)

Я

H

Я

H

Я H

L

P

J

R

I

Момент  сухого  трения    и  коэффициент  вязкого  трения  определяются  из 

следующих  соображений.  Общие  механические  потери  для  машин  обычного 
исполнения  составляют  П

мех

=(0.5-2%)Р

Н

.    Кроме  того  эти  потери  равны  

П

мех

=

2

f

H

m

H

T

B

. Если считать, что потери на трение и вентиляционные потери 

приблизительно равны, то 

                                                                

;

2

мех

f

Н

П

T

            

2

2

мех

т

Н

П

В

                               

Задать рассчитанные параметры в модель двигателя, для этого: 
Запустить программу Matlab приложение Simulink. Создать новую модель. 
Открыть библиотеку SimPowerSystems и раскрыть раздел Machines
В раскрывшемся списке выбрать элемент DC Machine и перенести в поле 

модели (рисунок 6.5) 

 

Рисунок 6.5 - Элемент DC Machine