Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог на добавленную стоимость применяется во всех странах Европейского Союза, Евразийского экономического союза и СНГ, а также в большинстве стран Азии и Латинской Америки, в развитых странах Африки.

Налог на добавленную стоимость не применяется США в связи с ограничениями, установленными для косвенных налогов в конституции США.

Налогоплательщиками НДС признаются:

  1. Организации, в том числе некоммерческие и иностранные;
  2. Индивидуальные предприниматели;
  3. Лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Регистрация для целей НДС предусмотрена практически во всех странах:

В некоторых странах обязанность регистрации для целей НДС возникает при превышении определенной величины налогооблагаемого оборота. [14][6]

Например: в Австралии такой порог составляет 75 000 австралийских долларов, в ЮАР этот порог составляет 1 миллион ранд.

В Бразилии при наличии института регистрации для целей НДС такой порог оборота не предусмотрен. Законодательством предусмотрено, что все лица и организации, которые планируют осуществлять поставки товаров или услуг, облагаемые одним или несколькими видами НДС в Бразилии, должны зарегистрироваться в качестве налогоплательщика каждого из видов налога на добавленную стоимость прежде, чем начнут осуществлять облагаемую НДС деятельность.

Объектом налогообложения по НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ признаются операции, отраженные в таблице 1.2.[15][2]

Таблица 1.2

Объекты налогообложения по НДС

  1. Реализация товаров на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав и т.д
  1. Передача на территории РФ товаров при исчислении налога на прибыль.
  1. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  1. Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

При применении данного налога ставится задача облагать на каждом этапе не полный оборот, как в случае налога с оборота, а лишь те его элементы, которые составляют добавленную стоимость. Налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как если бы это был одноступенчатый налог с розничных продаж. Сумма налога, которую государство получает за один раз при применении одноступенчатого налога на розничные продажи, в случае использования налога на добавленную стоимость поступает по частям с каждого этапа производства и реализации.


Налог на добавленную стоимость, сохраняя достоинства других косвенных налогов с точки зрения фискальной, не имеет их главных недостатков.

Налог на добавленную стоимость, как и налог с оборота, взимается многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства еще задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь достаточно стабильный источник доходов.

Преимуществом НДС является широта налогооблагаемой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков. Налог на добавленную стоимость является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок.

Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная с ростом потребления и инфляцией. Постоянный рост доходов бюджета за счет НДС может быть увеличен при росте жизненного уровня населения и его численности, что приводит к росту потребления товаров, а соответственно и к увеличению расходов на это потребление.

Исходя из вышесказанного, уменьшение численности населения и снижение уровня его жизни будут являться факторами сокращения сумм налога, поступающего в бюджет. В период экономического подъема создаются благоприятные условия для повышения цен, соответственно растут суммы налога, поступающие в доход бюджета.

Поскольку сумма налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат.

Налог на добавленную стоимость устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения.[16][5]


Важным свойством налога является его возможная нейтральность по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю.

К достоинствам налога на добавленную стоимость относится выгода для налогоплательщика, возникающая в результате увеличения денежной суммы, которую он получает от покупателей товаров. Эта выгода тем больше, чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет.

Достоинством налога — это его фискальная эффективность, сложность для конечного плательщика налога уклониться от уплаты.

Налог на добавленную стоимость позволяет государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления.

Так как налогом облагается непосредственный вклад организации или предпринимателя в рыночную стоимость товара, то он позволяет избежать многократного налогообложения затрат на производство и реализацию, без чего не обходится обложение налогом с оборота.

Особенностью налога на добавленную стоимость, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.[17][5]

В Российской Федерации налог на добавленную стоимость был введен с 1992 г. Он заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, во многом превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения большой экономической реформы, вводом в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Преимуществом налога на добавленную стоимость является также и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, которые идут на потребление, потому как он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка в размере 0%.


Особенностью НДС, которая отличает его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров. Данная особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

1.3 Налог на доходы физических лиц

В XVIII веке Великобритания одна из первых стран приступила к введению походного налога.

Русский экономист И. Х. Озеров также сформировал причины, побудившие страну вести подоходный налог: требования рабочего класса, интересы развивающейся промышленности, дефицит бюджета.

Самым простым видимым индикатором платежеспособности, подлежащей налогообложения лица, была та сумма налогов, которая уже взималась с предметов роскоши, а именно: налог на домовладение, служащих-мужчин, собак, неработающих лошадей, порошок и т.д.[18][5]

Первая попытка ввести подоходное обложение в России относится к 1810 г., когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля. Налогом облагались доходы помещиков, начиная с 500 рублей и до 10% чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала, и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться, и в 1820 г. налог был отменен.

Настоящий подоходный налог был установлен лишь 6 апреля 1916 г. под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войной предъявлялись бюджету. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода: издержки, связанные с получением дохода; взносы хозяев по страхованию рабочих; отчисления на амортизацию; убытки от порчи имущества; проценты по долгам; пожертвования; страховые премии по страхованию жизни и на «дожитие» и т. д. Давались льготы по семейному положению и по болезни. Ставки налога были прогрессивными (от 0,82 до 10%).

Подоходный налог не представлял собой законченный вариант западноевропейского образца. Советской власти приходилось считаться с отсталостью хозяйственных форм, довольно большим процентом неграмотности населения, распространённостью хозяйств полунатурального типа и хозяйств, которые не имели никакого учёта доходов и расходов и не могли даже для себя установить величину получаемого чистого дохода.

В заключении хочется отметить, что само внедрение и развитие подоходного налога во всех странах проходило очень не просто, так как такой налог встречал отпор со стороны богатого населения, у которого был достаточно высокий доход. Но важность этого налога велика для государства настолько, что не смотря на недовольство населения он был введен во всех странах.


В соответствии с п.2 ст. 11 НК РФ что для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под физическими лицами подразумеваются:

  1. Граждане РФ.
  2. Иностранные граждане.
  3. Лица без гражданства.

На основании п.1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.[19][2]

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.[20][2] Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья .

Лица, которые находятся на территории РФ менее 183-х календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами

При определении налогового статуса работника организацией учитывается фактическое время его нахождения на территории РФ, которое должно быть документально подтверждено. Нормами Налогового Кодекса не установлен перечень документов, на основании которых может определяться период нахождения лица в России. Такие документы определены в письмах Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, заполняется налоговыми агентами и представляется в налоговый орган по месту учета по форме 6-НДФЛ (далее – Расчет). Форма Расчета состоит из: Титульного листа (Стр. 001), раздела 1 «Обобщенные показатели», раздела 2 «Даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного налога на доходы физических лиц». В соответствии с п.3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.